Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 сентября 2011 года Елецкий районный суд Липецкой области в составе Председательствующего судьи Рыжковой О.В. При секретаре Григорьевой О.Н. Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело № г. по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Волчанский сельсовет Елецкого района Липецкой области о признании действий противоправными и понуждении к обеспечению населения водой надлежащего качества, У с т а н о в и л: В муниципальной собственности сельского поселения Волчанский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области находятся объекты инженерной инфраструктуры, в том числе, артезианские скважины, расположенные в с. Маяк, с. Крутое, с. Урывки, д. Марчуки, д. Слободка, с. Хмелевое, с. Волчье, с Рябинки, водопровод. С 4 по 7 июля 2011 г. при осуществлении территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Липецкой области мероприятий по надзору за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей установлен факт подачи населению воды ненадлежащего качества. В частности, лабораторные исследования воды показали превышения по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, тогда как питьевая вода должна быть безопасна, безвредна по своему химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. В связи с изложенным территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском районах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании действий администрации сельского поселения Волчанский сельсовет по необеспечению населения питьевой водой надлежащего качества противоправными и понуждении к исполнению данной обязанности. По инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Елецкого муниципального района, передавшая объекты инженерной инфраструктуры из муниципальной собственности района в собственность сельского поселения. В судебном заседании представитель истца - ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Липецкой области в г. Ельце, Долгоруковском, Елецком, Измалковском районах Токарев А.В. поддержал иск, подтвердив изложенные выше обстоятельства. Представитель ответчика - администрации сельского поселения Волчанский сельсовет в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В письменном отзыве на иск глава указанной сельской администрации Саввин С.В. сообщил о непризнании иска, ссылаясь на то, что арендатором артезианских скважин является ООО УО «Коммунальщик», которое обязано предоставлять потребителям коммунальные услуги надлежащего качества, а также нести ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Елецкого муниципального района Бойкова Л.В. в письменном отзыве на иск указала, что администрация сельского поселения Волчанский сельсовет является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку исполнителем предоставления коммунальных услуг является ООО УО «Коммунальщик». Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО УО «Коммунальщик» Селезнева Н.С. и Черноусов В.М., напротив полагали, что предъявленный к администрации сельского поселения иск обоснован. Выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск законным и обоснованным. При этом исходит из следующего. Согласно ст. 19 ФЗ от 30.03.99 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Ст. 11 упомянутого выше закона возлагает на юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанность выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и т.п. Согласно п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.2001 г., качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе, по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории РФ, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (п.3.4). Как следует из представленных суду протоколов лабораторных исследований от 7.07.2011 г., проведенных аккредитованным испытательным лабораторным центром филиала ФБУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» в г. Ельце, в пробе воды, взятой в д. Марчуки (водонапорная башня по ул. Михайловская) содержание фторидов составило 2,57 мг/л, что в 1,66 раза больше предельно допустимой концентрации - 1,5 мг/л. Содержание бора превышено в 2,5 раза: норматив 0,5 мг/л, а фактически его показатель 1,24. Кроме того, в 100 мл воды обнаружено 4КОЕ бактерий, тогда как они должны отсутствовать вообще. В пробе воды, отобранной из водонапорной колонки по ул. Михайловская, 35, содержание фторидов составило 2,4 мг/л (ПДК 1,5), бора - 1,3 (ПДК 0,5), бактерий - 5КОЕ. В пробе воды, взятой из водонапорной башни и колонки с ул. Раздольная, 2 в д. Хмелевое содержание фторидов соответственно 1,70 и 1,65 (ПДК 1,5), бора 0,829 и 1,07 (ПДК 0,5). В д. Слободка содержание нитратов в воде из колонок по ул. Центральная, 13 и 19, а также водонапорной башни соответственно 62,04, 64,2, 64,8 мг/л, при гигиеническом нормативе не более 45. Кроме того, жесткость воды в водонапорной башне составляет 8,02, а должна быть не более 7 мг-экв./л. В с. Крутое проба воды из водоразборной колонки по ул. Промышленная, 16 показала содержание нитратов 82,3 мг/л, жесткость воды 8,17. Нитраты, бор, фтор относятся к третьему (нитраты) и 2 классу опасности веществ - опасные по санитарно-токсикологическому показателю. Наиболее чувствительная к нитратам категория населения - люди с пониженной кислотностью, дети до года и больные гастритом, диспепсией. Как пояснил в судебном заседании представитель истца Токарев А.В., администрацией сельского поселения Волчанский сельсовет не ведется производственный контроль качества питьевой воды. Проведенной им проверкой установлено отсутствие разработанных и огороженных зон санитарной охраны 1 пояса на всех артезианских скважинах, находящихся в собственности сельского поселения, нарушение герметичности их оголовков. На оголовках 10 скважин (в п. Маяк, д. Урывки, д. Марчуки, д. Слободка, с. Волчье, с. Крутое) отсутствуют павильоны. На скважинах в с. Долгое и с. Крутое фланцы оголовков находятся на одном уровне с землей, вследствие чего имеется возможность вторичного загрязнения водоносного горизонта. Только две артезианские скважины (в пос. Маяк у весовой и в д. Рябинки на бывшей МТФ в поле) имеют краны для отбора воды, что не позволяет оценить качество воды, подаваемой непосредственно с водоносного горизонта. Согласно ст.18 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3). Артезианские скважины на территории сельского поселения Волчанский сельсовет указанного санитарно-эпидемиологического заключения не имеют. Изложенное представителем истца подтверждается также актом проверки от 12.07.2011 г. Организация в границах поселения водоснабжения населения, осуществление полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных водным законодательством, относится к вопросам местного значения поселения (ст.14 ФЗ от 6.10.2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления») Позиция представителей ответчика, а также третьего лица - администрации Елецкого муниципального района, изложенная в письменных отзывах на иск, сводится к тому, что потребность населения Волчанского сельсовета в воде удовлетворяется, и это само по себе свидетельствует о выполнении органом местного самоуправления своих обязанностей. Однако, при этом они не учитывают, что мерами по развитию централизованных либо нецентрализованных систем водоснабжения, администрация сельского поселения ограничиться не вправе, поскольку помимо этого она обязана участвовать в разработке программ и финансировании мероприятий по содержанию и развитию систем водоснабжения, улучшению контроля качества питьевой воды; принимать на основании заключения санитарно-эпидемиологической службы решения о запрещении или приостановлении использования населением воды из конкретных систем водоснабжения; при необходимости организовывать подвоз воды; обеспечивать населения своевременной и достоверной информацией о качестве подаваемой питьевой воды и пр. Самостоятельное решение именно этих вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования, в соответствии с Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления возложено на органы местного самоуправления. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения, несут самостоятельную ответственность за неподдержание этих систем в надлежащем состоянии, неосуществление контроля за качеством питьевой воды, неинформирование потребителей о результатах контроля и т.д. От этих обязанностей их никто не освобождал. Как установлено в ходе судебного разбирательства, с 1.06.2008 г. администрация сельского поселения Волчанский сельсовет сдает объекты инженерной инфраструктуры по водоснабжению в аренду ООО Управляющая компания «Коммунальщик», одним из основных видов деятельности которого является, в том числе, забор, подготовка, транспортировка и передача абонентам воды (п. 2.2. Устава). Имеется у ООО УО «Коммунальщик» и лицензия на право пользования недрами. Поскольку указанное юридическое лицо осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения населения, то оно безусловно обязано обеспечивать соответствие качества питьевой воды нормативным требованиям (по эпидемической и радиационной безопасности, безвредности химического состава, благоприятных органолептических свойств). В случае несоответствия качества подаваемой воды санитарным требованиям потребитель потребует от организации, которой непосредственно платит за коммунальные услуги, изменения размера платы либо пр. Однако, суд рассматривает дело в пределах заявленных истцом требований, и оснований к отказу в данном случае в иске, нет. Вследствие бездействия должностных лиц администрации сельского поселения Волчанский сельсовет невозможно установить, соответствует ли вода гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть. Как пояснили суду представители ООО УО «Коммунальщик», арендодатель (администрация сельского поселения Волчанский сельсовет) передал им объекты инженерной инфраструктуры, в частности, артезианские скважины, без зон санитарной охраны, павильонов, герметичных оголовков, кранов и т.п. В свою очередь 10.10.2007 г. администрация сельского поселения Волчанский сельсовет приняла те же объекты без замечаний от администрации Елецкого муниципального района. В настоящее время все они находятся на балансе администрации сельского поселения. Таким образом, налицо самоустранение ответчика (собственника систем водоснабжения), от выполнения со своей стороны мероприятий по защите мест водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения, а также от проведения контроля качества подаваемой населению питьевой воды. Суд полагает, что представителями ответчика и третьего лица безосновательно поставлена под сомнение обязанность администрации сельского поселения Волчанский сельсовет организовать обеспечение потребителей питьевой водой надлежащего качества. Возлагая на ответчика такую обязанность, суд не предрешает существо решений, которые должны быть приняты, и мероприятий, которые должны быть осуществлены. Поскольку иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым с целью обеспечения свободного доступа к ознакомлению с решением суда любого гражданина, определить следующий способ размещения информации - направить вступившее в законную силу решение в газету «В краю родном» для публикации сообщения о нем за счет ответчика. На основании изложенного, руководствуясь ст. 14ФЗ от 6.10.2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковое заявление территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Волчанский сельсовет Елецкого района Липецкой области о признании действий противоправными и понуждении к обеспечению населения водой надлежащего качества, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Волчанский сельсовет Елецкого муниципального района Липецкой области по организации обеспечения неопределенного круга потребителей питьевой водой надлежащего качества. Возложить на администрацию сельского поселения Волчанский сельсовет обязанность организовать обеспечение населения д. Марчуки, д. Хмелевое, д. Слободка, с Крутое Елецкого района водой надлежащего качества в соответствии с санитарными правилами и нормами 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Вступившее в законную силу решение направить в газету «В краю родном» для публикации сообщения о нем за счет администрации сельского поселения Волчанский сельский Совет. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Елецкий районный суд. Судья -