ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 сентября 2011 года г. Елец Елецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Рыжковой О.В., при секретаре Григорьевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №г. по иску Александрова ФИО6 к администрации сельского поселения <адрес> и администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании квартиры переданной в собственность в порядке приватизации, у с т а н о в и л : Александров А.И. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения <адрес> и администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о признании квартиры переданной ему в собственность в порядке приватизации. В обоснование своих требований указал, что проживает в квартире <адрес>. Данная квартира была предоставлена его брату в 1990г. администрацией совхоза «<данные изъяты>». В настоящее время он не может реализовать свое право на приватизацию квартиры, поскольку в муниципальный жилищный фонд квартира не включена и в реестре муниципальной собственности не значится. В судебное заседание истец и его представитель Угольских Е.И., просившая рассматривать дело в ее отсутствие, не явились. Представитель ответчика - администрации сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, письменных отзывов на иск не представил. Представитель ответчика - администрации Елецкого муниципального района Бойкова Л.В., просившая рассматривать дело в их отсутствие, в письменном отзыве на иск указала, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу. Исследовав и оценив доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска в полном объеме. При этом суд исходит из следующего. В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности. В силу ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма,вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости. Согласно ст.7,11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Верховный суд РФ в своем Обзоре за второй квартал 2005 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10 августа 2005г.) разъяснил, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. Если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения. По данным БТИ по состоянию на 27.06.2011 г. право собственности на квартиру <адрес> не зарегистрировано. Из справок администрации сельского поселения <адрес> от 25.05.2011 г., администрации Елецкого муниципального района от 26.07.2011 г., Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18.07.2011 г. и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Липецкой области от 20.07.2011 г. следует, что указанная выше квартира в реестрах муниципальной собственности сельского поселения и Елецкого района, а также государственной собственности Липецкой области и федерального имущества не значится. Довод истца Александрова А.И., что брат вселился в квартиру на основании решения администрации совхоза «<данные изъяты>» никем не оспаривался. Правопреемником совхоза являлся СХПК «<данные изъяты>», сведения о ликвидации которого в связи с банкротством внесены в Единый реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ г. Статья 18 Закона о приватизации жилья прямо указывала, что «при переходе государственных или муниципальных учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий и учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления с сохранением всех прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений». В целях разграничения государственной собственности Верховным Советом РФ было принято Постановление от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В п.1 ч.1 приложения №3 к данному постановлению установлено, что объекты государственной собственности в виде жилищного фонда, расположенного на территориях, находящихся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), подлежат передаче в муниципальную собственность. В отсутствие оснований для отнесения жилого объекта к иной форме собственности, право собственности на него возникло у муниципального образования. Само по себе то обстоятельство что жилой фонд социального использования, к которому относится квартира истца, не включили в перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, и соответственно в реестр муниципальной собственности, не исключает права нанимателя обращаться именно к администрации сельского поселения по вопросу бесплатной передачи жилья ему в собственность. В настоящее время в соответствии со ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, относится к вопросам местного значения поселения. Поэтому истец правильно предъявляет исковые требования к администрации сельского поселения <адрес>. В то же время оснований для удовлетворения иска к администрации Елецкого муниципального района нет. Согласно выписке из домовой книги администрации сельского поселения <адрес> истец один зарегистрирован в спорной квартире. В соответствии со справкой Елецкого районного БТИ от 8.08.2011г. Александров А.И. участия в приватизации ранее не принимал. Копия его паспорта подтверждает, что он является гражданином России. Из технического паспорта на спорную квартиру видно, что это жилье не находится в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, не является жилищным фондом стационарных учреждений социальной защиты населения. Следовательно, не отнесена к категории жилья, которое не подлежит приватизации в силу ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Жилое помещение представляет собой квартиру под № 1 в доме <адрес> общей площадью 39,9 кв.м., в том числе жилой - 28,7 кв.м., состоящую из трех жилых комнат, кухни и коридора. Анализируя вышеперечисленные нормы права и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Александрова А.И. основаны на законе и подлежат удовлетворению. Согласно статьям 17 и 28 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Александрова ФИО7 к администрации сельского поселения <адрес> Елецкого муниципального района Липецкой области о признании квартиры переданной ему в собственность в порядке приватизации удовлетворить. Признать квартиру <адрес> общей площадью 39,9 кв.м., в том числе жилой - 28,7 кв.м., инвентарный номер № переданной в собственность в порядке приватизации Александрову ФИО8. В удовлетворении тех же требований к администрации Елецкого муниципального района Александрову А.И. отказать. Данное решение является основанием для регистрации прав собственности на данный объект недвижимости за Александровым А.И.в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в установленном законом порядке. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи жалобы через Елецкий районный суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Председательствующий