РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 сентября 2011 года Елецкий районный суд Липецкой области в составе: председательствующего - судьи Рыжковой О.В. при секретаре Григорьевой О.Н., Чалых З.Ф. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения <адрес> о признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, мотивируя свое требование тем, что является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, проживает в собственном доме по <адрес> в <адрес> общей площадью 37,7 кв.м. вместе с внучкой и двумя правнуками. Поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения ниже учетной нормы, обратилась в администрацию сельского поселения <адрес> с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако, ей было отказано в постановке на учет по мотиву намеренного ухудшения своих жилищных условий. Данное решение органа местного самоуправления Чалых З.Ф. считает ошибочным, поскольку ранее она, действительно, проживала в квартире дочери общей площадью 71,5 кв.м. Но в связи со сложившимися неприязненными отношениями, Чалых З.Ф. приняла решение о переезде и регистрации в принадлежащем ей доме в <адрес>. В судебное заседание истица Чалых З.Ф. не явилась. Представитель истицы Белова Е.Ю. поддержала исковые требования, подтвердив изложенные выше обстоятельства. Сослалась на то, что ее доверительница не имела постоянного права пользования в квартире дочери. Представители ответчика - администрации сельского поселения <адрес> Иваненко Л.И. и Токарева Н.В. иск не признали на том основании, что считают отказ в постановке Чалых З.Ф. на учет нуждающихся в жилом помещении правильным. Утверждали, что ни сама Чалых З.Ф., ни ее внучка ФИО7 в <адрес> не проживают, используя дом под дачу. Выслушав представителей истицы и ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения иска. При этом исходит из следующего. Одной из мер социальной поддержки инвалидов войны и участников войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их за счет средств федерального бюджета жильем, независимо от их имущественного положения (ст.ст. 13,14,15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"). Согласно ст. 23.2 того же Федерального закона полномочия по обеспечению жильем данной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь вправе наделять теми же полномочиями органы местного самоуправления. Указанная выше мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем предоставляется также нуждающимся в улучшении жилищных условий нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации При этом супруге погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей в повторный брак, эта мера предоставляется независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении и получения пенсии или заработной платы (ст.21). Указом от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.) Президент РФ постановил завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В Липецкой области форму и порядок обеспечения жильем инвалидов Великой Отечественной войны и участников войны определяет Закон от 18 августа 2006г. N318-ОЗ "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". Все перечисленные нормативные правовые акты условием реализации указанной категорией граждан права на получение жилья от государства называют нуждаемость в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных предоставленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления данных документов (ст. 52 ЖК РФ) Как установлено судом, истица Чалых З.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака, военным билетом ФИО2, свидетельством о его смерти, удостоверением Чалых З.Ф. на льготы. Супруги Чалых являлись сособственниками жилого <адрес> в <адрес> (каждому принадлежало по 1/2 доле). После смерти ФИО2 его наследство в виде 1/2 доли жилого дома приняла истица Чалых З.Ф. Ее право собственности на указанный жилом дом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.07.1999 г., в подтверждение чему в деле имеются свидетельство о государственной регистрации права, а также выписка из ЕГРП от 19.08.2011 г. Как следует из показаний свидетелей ФИО8 и ФИО9, а также письменных материалов дела, еще при жизни мужа Чалых З.Ф. была зарегистрирована по месту жительства в однокомнатной квартире своего зятя ФИО13 № в <адрес> в <адрес>, а спустя год-полтора после смерти ФИО2 стала в ней проживать вплоть до мая 2010 г. По месту жительства в г. Ельце истице 9.06.2006 г. установлена инвалидность (справка об инвалидности). В городе она получает пенсию и состоит на диспансерном учете в МУЗ «<данные изъяты>» с диагнозом «<данные изъяты>». В доме в <адрес> Чалых З.Ф. еще в 2000 г. зарегистрировала свою внучку ФИО7 Из показаний указанных выше свидетелей, а также сообщения ОУФМС России по Липецкой области в г. Ельце, установлено, что в мае 2010 г. дочь истицы ФИО8 продала <адрес>, и 14.05.2010 г. зарегистрировала мать в качестве члена своей семьи в принадлежащей ей (ФИО18) трехкомнатной <адрес>. (Супруг ФИО17 умер в 2001 г.) Таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на семью из двух человек, составила 71,5 кв.м., жилая - 50,1 кв.м., что выше учетной нормы по г. Ельцу - 13 кв.м. на одного человека. В ноябре 2010 г. жилищной комиссией администрации г. Ельца совершенно обоснованно отказано в постановке истицы Чалых З.Ф. на учет ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В силу ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Поэтому при определении уровня обеспеченности членов семьи истицы Чалых З.Ф. общей площадью жилого помещения жилищная комиссия администрации г. Ельца исходила из того, что на каждого приходится по 54,6 кв.м. (71,5 + 37,7 дом в <адрес>) : 2). 12 июля 2011 г. истица зарегистрировалась по месту жительства в <адрес> в <адрес>, и 13 июля того же года обратилась в администрацию сельского поселения <адрес> с заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме истицы в доме уже зарегистрированы ее внучка ФИО7, а также двое несовершеннолетних детей последней. Формально, обеспеченность их общей площадью жилого помещения (37,7:4=9,42 кв.м.) менее учетной нормы, установленной решением 42 сессии Совета депутатов сельского поселения <адрес> от 28.08.2009 г. №42/2 - 15 кв.м. общей площади жилья на одного человека. Тем не менее, 12.08.2011 г. жилищная комиссия администрации сельского поселения <адрес> отказала Чалых З.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. При принятии данного решения жилищная комиссия учла, что до 12 июля 2011 г. Чалых З.Ф. проживала в трехкомнатной квартире общей площадью 71,5 кв.м., поэтому ухудшила свои жилищные условия исключительно с намерением приобрести право состоять на учете в категории нуждающихся в улучшении жилищных условий. Суд находит решение жилищной комиссии администрации сельского поселения правильным, основанным на нормах действующего законодательства. Так, в силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. О сознательном и добровольном ухудшении истицей своих жилищных условий свидетельствует то, что до регистрации по месту жительства в <адрес>, она не являлась нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. За день до обращения с соответствующим заявлением в администрацию сельского поселения Чалых З.Ф. по своей инициативе выселилась из квартиры, которой она имела право пользоваться наравне с собственником. Суд не принимает во внимание, как не соответствующий закону, довод представителя истицы Беловой Е.Ю., что в квартире дочери ее доверительница не имела постоянного права пользования. Согласно ст. 31 ЖК РФ родители собственника, проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении, относятся к членам семьи собственника и имеют право пользования данным жилым помещением наравне с собственником, если только соглашением между ними не установлено иного. Состояние здоровья дочери истицы ФИО8, ее раздражительность и пр., на что ссылалась она сама, а также свидетели ФИО7 и ФИО9, сами по себе не свидетельствуют о том, что у истицы Чалых З.Ф. была жизненная необходимость выселяться из квартиры, ухудшая тем самым свои жилищные условия. Согласно медицинским документам, представленным стороной истицы, ФИО8 инвалидом <данные изъяты> является с 2002 г., операцию по поводу <данные изъяты> перенесла 25.01.2008 г. Помимо ФИО8 у истицы еще двое дочерей. Из показаний одной из них - свидетеля ФИО9 следует, что она часто приезжает в г. Елец из Москвы, в летние месяцы вывозит маму «к земле», на воздух в <адрес>. Таким образом, истица всегда имела возможность беспрепятственно пользоваться как своим собственным домом, так и городской квартирой. Согласно справке Управления Пенсионного фонда России в г. Ельце от 18.05.2011 г., неработающая внучка Чалых З.Ф. ФИО7 получает компенсацию по уходу за престарелым в размере <данные изъяты> руб. с 1.08.2009 г., следовательно, уход за бабушкой она осуществляет задолго до ее регистрации по месту жительства в <адрес>. Непосредственно это сознательное действие истицы (регистрация в <адрес>) вызвало ее нуждаемость в улучшении жилищных условий. Определяя действия Чалых З.Ф. как намеренное ухудшение жилищных условий, орган местного самоуправления правильно принял во внимание и временные обстоятельства - после получения отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по г. Ельцу, истица приняла решение зарегистрироваться по месту жительства в Елецком районе, и уже на следующий день после регистрации обратилась с аналогичным заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий в жилищную комиссию администрации сельского поселения. Коль скоро орган местного самоуправления пришел к выводу об ухудшении истицей своих жилищных условий, то нет необходимости доказывать, живет ли она в настоящее время фактически в доме в <адрес> или нет, поскольку только после вселения гражданина в жилое помещение обеспеченность членов семьи жилой площадью может стать менее учетной нормы. Суд находит соответствующими действительности как показания свидетеля ФИО10, проживающего в <адрес> в <адрес>, что в середине лета 2011 г. бабушка (Чалых З.Ф.) с вещами уезжала в деревню, так и показания свидетеля ФИО11 - жителя <адрес>, который ту же бабушку видел в селе, как правило, только в летний период. Закон провозглашает свободу передвижения и выбора места жительства, поэтому истица вправе беспрепятственно передвигаться по территории страны, выбирать своё место жительства и пребывания. Основополагающее значение в возникшем споре имеет вопрос о преднамеренном характере ухудшения Чалых З.Ф. своих жилищных условий, после чего ей потребовалось участие со стороны органов местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем. По смыслу разъяснений Конституционного Суда РФ, изложенных в Определении от 19.04.2007 г. № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова А.В. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса РФ», при таких обстоятельствах установленные статьей 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы. В течение пяти лет со дня регистрации истицы Чалых З.Ф. по месту жительства в <адрес> и переезда из городской квартиры в деревенский дом к внучке и правнукам, где ей привычней и комфортней проживать, федеральный бюджет не обязан обеспечивать ее жилым помещением по договору социального найма. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Отказать Чалых ФИО16 в удовлетворении иска к администрации сельского поселения <адрес> <адрес> о признании нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке через Елецкий районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме. Председательствующий: Мотивированное решение изготовлено 03.10.2011 г. Судья: