решение о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (вступило в законную силу 15.10.2011г.)



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2011 года                                                                                                        г.Елец

Елецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи             Юдаковой Л.В.,

при секретаре                                        Скворцовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Елецкого района, действующего в интересах Болотова ФИО9, к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

           Прокурор Елецкого района, действующий в интересах Болотова А.Г., обратился в суд с иском к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование своих требований указывает, что Болотов А.Г. (до перемены фамилии ФИО3), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО4 решением Елецкого районного суда Липецкой области от 02.04.2002 года лишена родительских прав, сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении указаны со слов матери. В связи с уклонением ФИО4 от исполнения родительских обязанностей постановлением главы администрации Елецкого района № 150 от 30.04.1999г. над ФИО3 установлена опека, опекуном назначена ФИО5

Жилое помещение за ФИО3 не закреплялось ввиду его отсутствия у родителей.

После достижения совершеннолетия Болотов А.Г. обратился с заявлением на имя главы администрации Елецкого района о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и с 02.08.2004 года состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (внеочередное получение).

В настоящее время Болотов А.Г. проживает и зарегистрирован в комнате <адрес>. Данное жилье предоставлено ему по договору найма в связи с трудовыми отношениями с ОАО «Елецкий сахарный завод».

Жилого помещения на праве собственности Болотов А.Г. не имеет, жилье по договору социального найма администрация Елецкого муниципального района ему не предоставляла.

           Основывая свои требования п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, п.2 ч.2, ч.3, 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст. 8, ст. 10 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 1,2 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», ст. ст. 2, 6 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», а также ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит суд обязать администрацию Елецкого муниципального района предоставить Болотову А.Г. на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

           В судебное заседание истец Болотов А.Г. не явился. Письменно известил суд о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает.

           Помощник прокурора Елецкого района Бутов Р.И. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просил требования прокурора Елецкого района, действующего в интересах Болотова А.Г., удовлетворить.

           Представитель ответчика администрации Елецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Игонин Д.Н. исковые требования признал и объяснил, что Болотов А.Г. не обеспечен жилым помещением в связи с отсутствием денежных средств для этих целей.

           Факт признания иска представителем ответчика принят судом, что отражено в протоколе судебного заседания. Представителю ответчика разъяснены и понятны последствия признания иска и принятия его судом, в связи с чем, у суда в силу ч.3 ст. 173, ч.4 ст. 198 ГПК РФ, имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором Елецкого района, действующего в интересах Болотова А.Г., требований.

           Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрация Липецкой области и управление образования и науки Липецкой области, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Об отложении судебного разбирательства не просили. Письменных объяснений на иск, доказательств своих возражений не представили.

           Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Болотова А.Г. и представителей третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.

            Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учитывая признание иска представителем ответчика и принятие признания иска судом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Елецкого района, действующего в интересах Болотова А.Г., требований. При этом суд исходит из следующего.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г.№ 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с послед. измен. и доп.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам (ч.1 ст. 8 данного Закона).

Согласно ст. 2 Закона Липецкой области от 03.03.2010 г. N 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственным полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления осуществляют исполнение переданных государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с нормой площади жилого помещения, установленной Законом Липецкой области «О порядке ведения учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.

Статьей 6 данного Закона установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений (п.1). Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 метров на основании акта органа местного самоуправления (п.п.2,4).

В соответствии со ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Из материалов дела следует, что Болотов А.Г. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за ФИО3 не закреплялось ввиду его отсутствия у родителей. Жилого помещения на праве собственности Болотов А.Г. не имеет.

Из материалов дела также следует, что после достижения совершеннолетия Болотов А.Г. обратился с заявлением на имя главы администрации Елецкого района о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и с 02.08.2004 года состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (внеочередное получение).

До настоящего времени обязательство о предоставлении Болотову А.Г. вне очереди жилого помещения администрацией Елецкого муниципального района не исполнено, чем грубо нарушены его права.

На момент рассмотрения спора Болотов А.Г. проживает и зарегистрирован в комнате <адрес>. Данное жилье предоставлено ему по договору найма в связи с трудовыми отношениями с ОАО «Елецкий сахарный завод». Однако Болотов А.Г. закрепленного жилого помещения не имеет и не имеет жилого помещения на праве собственности, следовательно, он в силу вышеприведенных правовых норм должен быть обеспечен во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.

Федеральное законодательство обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагает на органы исполнительной власти субъектов РФ. Закон Липецкой области наделил органы местного самоуправления правами по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющих закрепленного жилья, жилыми помещениями.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что расходные обязательства, возникшие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных им полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, суд считает, что обязанность по предоставлению Болотову А.Г. вне очереди жилого помещения по договору социального найма необходимо возложить на администрацию Елецкого муниципального района за счет средств областного бюджета.

От уплаты государственной пошлины стороны освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 336-338 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

           Обязать администрацию Елецкого муниципального района Липецкой областипредоставить Болотову ФИО10 во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи 1 человек.

            Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи жалобы через Елецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

             Председательствующий -

             Решение в окончательной форме принято судом 04.10.2011г.

           Председательствующий -