решение о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (вступило в законную силу 15.10.2011г.)



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 сентября 2011 года                                                                                                        г.Елец

Елецкий районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи             Юдаковой Л.В.,

при секретаре                                        Скворцовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Елецкого района, действующего в интересах Двоеложковой ФИО10, к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

у с т а н о в и л :

           Прокурор Елецкого района, действующий в интересах Двоеложковой Т.В., обратился в суд с иском к администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование своих требований указывает, что Двоеложкова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО5 решением Октябрьского суда г.Липецка от 25.05.1998 года был лишен родительских прав. В связи со смертью матери и уклонением отца от исполнения родительских обязанностей, постановлением главы администрации Елецкого района от 13.01.1998 года над истицей была установлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО2.

После достижения совершеннолетия Двоеложкова Т.В. обратилась с заявлением на имя главы администрации Елецкого района о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и с 2005 года состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (внеочередное получение).

В настоящее время Двоеложкова Т.В. зарегистрирована и проживает с согласия бывшего опекуна по месту жительства опекуна в <адрес>. Двоеложкова Т.В. жилого помещения на праве собственности не имеет, жилое помещение родителей за ней не закреплялось, жилье по договору социального найма администрация Елецкого муниципального района ей не предоставляла.

           Основывая свои требования п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, п.2 ч.2, ч.3, 5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст. 8, ст. 10 Федерального закона РФ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 1,2 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», ст. ст. 2, 6 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», а также ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, просит суд обязать администрацию Елецкого муниципального района предоставить ФИО6 на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

           В судебном заседании истица Двоеложкова Т.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просила требования прокурора удовлетворить.

           Помощник прокурора Елецкого района Бутов Р.И. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просил требования прокурора Елецкого района, действующего в интересах Двоеложковой Т.В., удовлетворить.

           Представитель ответчика администрации Елецкого муниципального района Липецкой области по доверенности Игонин Д.Н. исковые требования признал и объяснил, что Двоеложкова Т.В. не обеспечена жилым помещением в связи с отсутствием денежных средств для этих целей.

           Факт признания иска представителем ответчика принят судом, что отражено в протоколе судебного заседания. Представителю ответчика разъяснены и понятны последствия признания иска и принятия его судом, в связи с чем, у суда в силу ч.3 ст. 173, ч.4 ст. 198 ГПК РФ, имеются все основания для удовлетворения заявленных прокурором Елецкого района, действующего в интересах Двоеложковой Т.В., требований.

           Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрация Липецкой области и управление образования и науки Липецкой области, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Об отложении судебного разбирательства не просили. Письменных объяснений на иск, доказательств своих возражений не представили.

           Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.

            Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, учитывая признание иска представителем ответчика и принятие признания иска судом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Елецкого района, действующего в интересах Двоеложковой Т.В., требований. При этом суд исходит из следующего.

В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, от детства.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г.№ 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с послед. измен. и доп.), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам (ч.1 ст. 8 данного Закона).

Согласно ст. 2 Закона Липецкой области от 03.03.2010 г. N 353-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственным полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», органы местного самоуправления осуществляют исполнение переданных государственных полномочий по приобретению и предоставлению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с нормой площади жилого помещения, установленной Законом Липецкой области «О порядке ведения учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма".

В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 354-ОЗ «О порядке ведения учета органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", учету в целях предоставления жилых помещений по договору социального найма (далее - учет в целях предоставления жилых помещений) подлежат дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения.

Статьей 6 данного Закона установлено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, по месту жительства без учета членов семьи, исходя из даты и времени подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления жилых помещений (п.1). Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, состоящим на учете в целях предоставления жилых помещений, предоставляются жилые помещения, в которых размер площади жилого помещения составляет от 32 до 40 метров на основании акта органа местного самоуправления (пп.2,4).

В соответствии со ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Названные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта РФ.

Из материалов дела следует, что Двоеложкова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за истицей не закреплялось ввиду его отсутствия у родителей. Жилого помещения на праве собственности она не имеет, зарегистрирована и проживает по месту жительства бывшего опекуна ФИО2

Из материалов дела также следует, что после достижения совершеннолетия Двоеложкова Т.В. обратилась с заявлением на имя главы администрации Елецкого района о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и с 2005 года состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (внеочередное получение).

До настоящего времени обязательство о предоставлении Двоеложковой Т.В. вне очереди жилого помещения администрацией Елецкого муниципального района не исполнено, чем грубо нарушены ее права.

При изложенных обстоятельствах Двоеложкова Т.В. в силу вышеприведенных правовых норм должна быть обеспечена во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.

Обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Федеральное законодательство возлагает на органы исполнительной власти субъектов РФ. Закон Липецкой области наделил органы местного самоуправления правами по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеющих закрепленного жилья, жилыми помещениями.

Учитывая, что расходные обязательства, возникшие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных им полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, суд считает, что обязанность по предоставлению Двоеложковой Т.В. вне очереди жилого помещения по договору социального найма необходимо возложить на администрацию Елецкого муниципального района за счет средств областного бюджета.

От уплаты государственной пошлины стороны освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 336-338 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

           Обязать администрацию Елецкого муниципального района Липецкой областипредоставить Двоеложковой ФИО11 на состав семьи 1 человек во внеочередном порядке за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

            Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда путем подачи жалобы через Елецкий районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

             Председательствующий -

             Решение в окончательной форме принято судом 04.10.2011г.

             Председательствующий -