Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 декабря 2011 года г. Елец
Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Баранова С.В.,
при секретаре Тогушеве М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № по <адрес> к Антонову ФИО6 о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации № по <адрес> обратилась в суд с иском к Антонову ФИО7 о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога. На дату обращения в суд за ответчиком числится задолженность по уплате налога на имущество физических лиц в размере 29277 рублей 95 коп и транспортного налога в размере 1678 руб. 09 коп., а также задолженность по уплате пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 787 руб. 84 коп. Весь порядок принудительного взыскания задолженности, предусмотренный ст.48 НК РФ, налоговым органом был соблюден. Однако в связи с истечением срока хранения приложить копии требований об уплате налога и документы, подтверждающие их направление, копии налоговых уведомлений и реестры на их отправку, не представляется возможным. Данное обстоятельство подтверждается письмом об уничтожении документов. Учитывая то обстоятельство, что налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, а также то, что мировым судьей вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, истец вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением. На основании изложенного, просит взыскать с ответчика задолженность по налогам, сборам, штрафам и пени в размере 31743 руб. 88 коп. Одновременно с подачей искового заявления истец обратился с заявлением о восстановлении пропущенного процессуального срока. В заявлении указано, что истец не имел возможности обратиться в суд в силу того, что в инспекции чрезвычайно обширный документооборот, а также большой объем работы по взысканию задолженности по налогам и сборам. Данные обстоятельства обосновывают уважительность пропуска срока подачи заявления. Считают, что пропуск срока является незначительным обстоятельством по сравнению с потерями бюджета. На основании изложенного просит восстановить срок на предъявление иска к ответчику.
В судебное заседание представитель истца не явился. От представителя истца поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик, будучи уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его интересы по доверенности представлял Климов ФИО8., который исковые требования не признал в полном объеме и пояснил, что истцом не представлено доказательств направления ответчику налоговых уведомлений и требований. Из представленных документов неясно за какой период, за какое транспортное средство, какое имущество не был уплачен налог, а также не произведен расчет. Истец не представил доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.14 НК транспортный налог относится к региональным налогам.
В соответствии со ст. 1 Закона Липецкой области от 25 ноября 2002 года № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Липецкой области» настоящий Закон определяет ставки, порядок и сроки уплаты транспортного налога, устанавливает льготы и основания для их использования на территории Липецкой области.
Налогоплательщиками транспортного налога в соответствии с ч. 1 ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В соответствии со ст.6 вышеуказанного Закона Липецкой области налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах согласно приложению к настоящему Закону.
В силу ч.1 ст.8 Закона сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу действующего законодательства уплата транспортного налога за налоговый период, включая налоговый период 2010 года, должна быть произведена физическими лицами не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу ст.15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу статьи 2 названного Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона исчисление налогов производится налоговыми органами.
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (пункты 2, 4 статьи 5 Закона).
При этом платежные извещения об уплате налога на имущество физических лиц вручаются налогоплательщикам ежегодно не позднее 1 августа (пункт 8 статьи 5 Закона).
В пункте 9 статьи 5 Закона установлено, что уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Абзацем 2 статьи 52 Налогового кодекса предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этом случае налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса в случае, когда расчет налоговой базы по налогу производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
Статья 31 Налогового кодекса представляет налоговым органам право, а статья 32 Кодекса возлагает на них обязанность по осуществлению контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах - налогового контроля, а также обязанность направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Аналогичные положения содержит норма абзаца 3 статьи 45 Налогового кодекса, согласно которой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу пунктов 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (абзац 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса).
Согласно п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи
Порядок взыскания налогов с налогоплательщика - физических лиц предусмотрен ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом
В силу действующего законодательства, к исковому заявлению должно быть приложено налоговое уведомление, так как в силу приведенного выше законодательства у ответчика возникает обязанность по уплате такого налога не ранее даты получения налогового уведомления. Также к иску должен быть приложен расчет налога и пени.
Из искового заявления и приложенных документов невозможно сделать вывод, за какое транспортное средство и за какой налоговый период исчислен транспортный налог ответчику по настоящему делу и, соответственно, невозможно проверить обоснованность начислена пени, на основании ст.75 НК РФ.
Также невозможно определить за какое имущество и какой налоговый период начислен налог на имущество физических лиц.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что в установленные НК РФ сроки ответчику по настоящему делу направлено уведомление и требование об уплате налога, но оно проигнорировано.
В силу ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представитель истца в судебное заседание не явился и просил о рассмотрении дела в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам, что является субъективным правом истца.
При изложенных обстоятельствах, суд, рассмотрев дело по имеющимся доказательствам, не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований.
Из приложенных к исковому заявлению документов суд делает вывод, что истцом заявлено требование о взыскании недоимки по налогу за налоговые периоды 2000 - 2008 годов.
Между тем, срок обращения в суд ограничен шестью месяцами после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Суду не представлено доказательств направления ответчику требований об уплате налога. Из сообщения истца следует, что требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа за 2000 - 2008 г.г., реестры на отправку требований и налоговых уведомлений за указанный период уничтожены.
Из указанного сообщения следует, что требования об уплате налога имелись у истца, но шестимесячный срок был пропущен, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Приведенные причины пропуска указанного выше срока суд находит неуважительными, так как обширный документооборот и большой объем работы не освобождает служащих от исполнения должностных обязанностей и требований законодательства, устанавливающего процессуальные сроки. Кроме того, указанные основания не являются исключительными обстоятельствами, отнесенными законом для восстановления срока.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № по <адрес> в иске к Антонову ФИО9 о взыскании недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий районный суд в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Баранов
Решение в окончательной форме изготовлено 6 декабря 2011 года.