Решение о назначении трудовой пенсии (вступило в законную силу)



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 декабря 2011 года с. Измалково

Елецкий районный суд Липецкой области в составе:

Председательствующего судьи Баранова С.В.,

при секретаре Тогушеве М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Измалково гражданское дело по иску Степаненковой ФИО8 к ГУ УПФР в <адрес> муниципальном районе о досрочном назначении трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л

Степаненкова ФИО9 обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в <адрес> муниципальном районе о досрочном назначении трудовой пенсии. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к ответчику по настоящему делу о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицо, осуществлявшее лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности. ДД.ММ.ГГГГ решением ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с тем, что стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, составляет 23 года 7 месяцев 20 дней. Комиссией ГУ УПФР в <адрес> муниципальном районе к зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не приняты следующие периоды: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Также не принят к зачету период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Не принят к зачету период работы в МУ «<адрес> ТМО» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истица находит данный отказ не законным и не обоснованным, просит суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа. Включить в специальный стаж для досрочного назначения пенсии по старости период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке в МУ «<адрес> ТМО»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один года за один год три месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке; период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке. Также просит суд обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за таковой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Степаненкова ФИО10 исковые требования поддержала, ссылаясь на основания, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности – Шепина ФИО11. против удовлетворения иска возражала, ссылаясь, что в силу действующего законодательства те периоды, на которые указывает истица, не могут быть приняты к зачету. Между тем, истицей к материалам дела приложены документы, подтверждающие периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации, из которых следует, что в первоначально представленных документах о назначении пенсии в периоде прохождения на курсах повышения квалификации были допущены неточности, а именно было указано, что истица проходила курсы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим был произведен расчет стажа, который составил исходя из понимания комиссией действующего законодательства 23 года 7 месяцев 20 дней. Между тем, в ходе судебного заседания представлены доказательства, которые подтверждены сведениями, представленными ответчику, что истица проходила курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.1993 года. Таким образом, с учетом указанных уточнений стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении составляет 23 года 8 месяцев 27 дней.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Право на получение пенсии является конституционным правом истца.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, независимо от их возраста.

Аналогичные правовые нормы содержались и в статьях 81 и 83 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как видно из материалов гражданского дела, истица ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ЦРБ принята на должность заведующей <адрес> медицинским пунктом - фельдшера. ДД.ММ.ГГГГ2 года переведена на должность фельдшера в скорую помощь <адрес>ной больницы. ДД.ММ.ГГГГ Измалковская ЦРБ переименована в МУ «<адрес> ТМО», ДД.ММ.ГГГГ МУ «<адрес> ТМО» переименовано в МУЗ «<адрес> ЦРБ». ДД.ММ.ГГГГ <адрес> больница реорганизована в структурное подразделение МУЗ «<адрес> ЦРБ» (пункт скорой помощи <адрес>). Истица продолжает работать в указанной должности по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ Степаненкова ФИО12. обратилась в ГУ УПФР в <адрес> за назначением досрочной пенсии, в которой решением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано. При этом при исчислении специального трудового стажа, необходимого для установления досрочной пенсии, из него были исключены периоды учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, работа в МУ «<адрес> ТМО» и отпуск без сохранения заработной платы.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года было предусмотрено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления. В обоих случаях работа на должностях фельдшера включалась в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Действующим в настоящее время постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно указанному списку работа в должности фельдшера в больницах всех наименований засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из материалов пенсионного дела и представленных в судебное заседание доказательств следует, что Степанененкова ФИО13. действительно начала лечебную деятельность в Измалковской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <адрес> медицинским пунктом – фельдшер и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера в скорой помощи в <адрес>ной больнице. С ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ЦРБ переименована в МУ «<адрес> ТМО» - приказ от ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> больница являлась структурным подразделением (справка от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ МУ «<адрес> ТМО» переименовано в МУЗ «<адрес> ЦРБ» - приказ от ДД.ММ.ГГГГ

В связи с тем, что постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 (вступило в силу 01.11.1999 г. ) территориальные медицинские объединения (ТМО) не указаны в списках учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, органами Пенсионного фонда России 11.07.2011 г. истице было отказано во включении в данный стаж периода работы в МУ «Измалковское ТМО» с 01.11.1999 г. по 04.08.2000 г.

Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в силу 14.11.2002 г.) (в ред. постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. N 449 (начало действия редакции - 11.06.2009 г.) территориальные медицинские объединения (ТМО) не указаны в списках учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, однако.

Вместе с тем, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Согласно изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П правовой позиции в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Действовавшее на момент начала осуществления истицей трудовой деятельности законодательство (Закон РФ «О государственных пенсиях РФ» и постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464) не ставило исчисление стажа, дающего право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью, в зависимость от правового статуса учреждения, в котором она осуществлялась.

Такие ограничения были введены, начиная с 01.11.1999 г., Постановлением Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 г., которым было установлено, что утвержденные им Список и Правила применяются в отношении лечебной и иной работы по охране здоровья населения, осуществлявшейся только в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В настоящее время постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в силу 14.11.2002 г.) (в ред. постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. N 449 (начало действия редакции - 11.06.2009 г.) ограничения, ставящие исчисление стажа, дающего право на досрочную пенсию в связи с лечебной деятельностью, в зависимость от правового статуса учреждения, в котором она осуществлялась, были исключены. В данном постановлении Правительства РФ территориальные медицинские объединения (ТМО) не указаны в списках учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, однако указанным постановлением это и не требуется, поскольку работа в должности фельдшера в больницах всех наименований засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а МУ «Измалковское ТМО» являлось больницей.

Помимо того, пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» определено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Таким образом, период работы истицы в МУ «Измалковское ТМО» должен быть в полном объеме включен в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

К тому же, согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации (ранее - ст. 112 КЗОТ) в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку на период нахождения на курсах повышения квалификации заработная плата за истице сохранялась, отчисления с нее производились, а обязанность периодически повышать квалификацию возложена на медицинского работника Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 54) и в целях надлежащего оказания медицинской помощи, то периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации в указанные периоды времени подтверждаются материалами дела.

Кроме того, суд полагает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должны быть засчитаны в льготном исчислении по следующим основаниям.

Согласно п.2 Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке (в т.ч. фельдшерам), один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Данная норма действовала до ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует принимать к зачету в специальный стаж из расчета 1 год за 1 год три месяца.

Поскольку нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, работник имеет право на получение всех льгот, предоставляемых в связи с указанной работой, то периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в специальный стаж в таком же порядке, как и работа, которую истица выполняла до направления на курсы повышения квалификации, то есть из расчета 1 год за 1 год три месяца, что в составит 1 месяц 15 дней + 1 месяц 18 дней = 3 месяца 3 дня х 0,25 = 3 месяца 26 дней.

Между тем, суд не находит оснований для принятия к зачету в специальный стаж периода нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы, так как указанный период не подлежит включению на основании Правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

На момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии ответчиком за исключением спорных периодов времени был рассчитан стаж (с учетом уточнений представителя ответчика в судебном заседании), который составил 23 года 8 месяцев 27 дней. Суд засчитывает истице в стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУ «Измалковское ТМО» - 9 месяцев 3 дня, периоды учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 го<адрес> месяца, что составит 3 месяца 26 дней и периоды учебы на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении, что составит 3 месяца 1 один день. Таким образом, в совокупности засчитанные судом периоды для назначения пенсии составляют 1 го<адрес> месяца.

Засчитанный ответчиком стаж 23 года 8 месяцев и 27 дней и засчитанный настоящим судебным решением стаж 1 го<адрес> месяца, на момент обращения истицы с заявлением к ответчику о назначении пенсии составлял 25 лет 27 дней.

Из изложенного следует, что истица на момент обращения с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ имела право на назначение пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Степаненковой ФИО14 к ГУ УПФР в <адрес> муниципальном районе о досрочном назначении трудовой пенсии – удовлетворить частично.

Признать за Степаненковой ФИО15 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.

Включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МУ «<адрес> ТМО», что составит 9 месяцев 3 дня.

Включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периоды учебы на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 го<адрес> месяца, что составляет 3 месяца 26 дней. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении, что составляет 3 месяца 1 день.

Обязать ГУ УПФР в <адрес> назначить Степаненковой ФИО16 досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа со дня ее обращения в ГУ УПФР в <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости – ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении заявления Степаненковой ФИО17 к ГУ УПФР в Измалковском муниципальном районе о включении в стаж периода нахождения в отпуске без сохранения заработной с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Елецкий районный суд.

Председательствующий Баранов С.В.

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2011 года.