П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
26 декабря 2011 года судья Елецкого районного суда Липецкой области Рыжкова О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «КОММУНАЛЬЩИК», юридический адрес п. Газопровод Елецкого района Липецкой области ул. Мирная, Фактический - г. Елец Липецкой области пос. Красный,
У с т а н о в и л:
ООО Управляющая организация «Коммунальщик», осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения на территории сельского поселения Федоровский сельсовет Елецкого района Липецкой области, нарушила санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде. Так, исследования воды, отобранной из в/крана на пищеблоке МОУ Средняя школа с. Каменское, показали превышение предельно допустимой концентрации нитратов (64,1+-7,23 мг\л, при норме 45 мг\л), а также жесткости (7,23+-1,08Ж при норме 7,0-10,0). Данные нарушения были обнаружены в ходе проверки, проводившейся 21.11.2011 г. ТО Управления «Роспотребнадзора» по Липецкой области в г. Ельце, в отношении администрации сельского поселения Федоровский сельсовет Елецкого района.
В судебном заседании генеральный директор ООО УО «Коммунальщик» Овсянникова Н.Ф. изложенные выше обстоятельства не отрицала, пояснила, что артезианская скважина была принята от администрации сельского поселения Федоровский сельсовет в аренду с плохим качеством воды. У их предприятия недостаточно материальных средств для разработки рабочих программ относительно улучшения качества питьевой воды.
Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Овсянникову Н.Ф., должностное лицо, составившее протокол, специалиста-эксперта ТОУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в г. Ельце Токарева А.В., допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит доказанной вину ООО УО «Коммунальщик» (в форме бездействия) в совершении административного правонарушения.
Она подтверждается - протоколом об административном правонарушении от 19.12.11 г., составленным специалистом-экспертом Токаревым А.В. в рамках предоставленных ему полномочий;
- актом проверки администрации сельского поселения Федоровский сельсовет Елецкого района от 24.11.11 г., в ходе которой выявлено отсутствие результатов лабораторного исследования воды, хотя 25.05.11 г. ей выдано предписание ТОУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области в г. Ельце в срок до 1.10.11 г. обеспечить качество воды, подаваемой населению, санитарным нормам;
- протоколом лабораторного исследования пробы воды из водопровода с. Каменское №752 от 23.11.11 г., согласно которому пробы были отобраны 21.11.11 г. в 9-30 час. и доставлены в лабораторный центр филиала ФГУЗ в г. Ельце Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в термоконтейнере. Согласно заключению врача-эксперта Караваевой В.Г., проба воды не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в связи с превышением нитратов и общей жесткости. В результате исследования установлено, что содержание нитратов в представленных пробах составляет 64,1+-7,23 мг\л, тогда как гигиенический норматив - 45 мг/л; жесткость воды - 7,23+-1,08 мг-экв/л, тогда как норматив - 7;
- актом отбора проб воды от 21.11.11 г. из поселкового водопровода;
- договором аренды инженерных инфраструктур по водоснабжению от 1.10.2011 г., заключенным администрацией сельского поселения Федоровский сельсовет с ООО УО «Коммунальщик», из которого, в частности, следует, что скважины с. Каменское в количестве 4 шт. переданы в аренду.
Согласно Уставу ООО УО «Коммунальщик» одним из основных видов его деятельности является забор, подготовка, транспортировка и передача абонентам воды (п. 2.2. Устава).
Именно данное юридическое лицо получает с населения плату за данную коммунальную услугу.
Поскольку оно осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения населения, то на нем лежит обязанность обеспечивать соответствие качества питьевой воды нормативным требованиям (по эпидемической и радиационной безопасности, безвредности химического состава, благоприятных органолептических свойств).
Как пояснил в судебном заседании эксперт-специалист Токарев А.В., проба воды отобрана из централизованной системы водоснабжения. Причиной нарушения предельно-допустимой концентрации нитратов в воде является состояние не системы водоснабжения, а самой артезианской скважины.
19.12.11 г. был составлен протокол о временном запрете с 14 час. эксплуатации артезианской скважины в с. Каменское (в поле, верхней).
Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что в организме человека нитраты превращаются в нитриты, затем в нитрозамины, являющиеся канцерогенными веществами.
Даже с учетом погрешности в методиках исследования пробы воды в с. Каменское предельно допустимая концентрация нарушена.
Действия юридического лица - ООО УО «Коммунальщик» правильно квалифицированы по ст. 6.5 КоАП РФ как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
Согласно ст. 19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Ст. 11 упомянутого выше закона возлагает на юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязанность выполнять требования санитарного законодательства, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и т.п.
Согласно п.3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 26.09.2001 г., качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам, в том числе, по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории РФ, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (п.3.4).
В пробе воды, взятой из водопроводного крана в средней школе п. Каменское, содержание нитратов в 1.42 раза больше предельно допустимой концентрации. Данное вещество относится к третьему классу опасности - опасные по санитарно-токсикологическому показателю. Наиболее чувствительная к нитратам категория населения - люди с пониженной кислотностью, дети до года и больные гастритом, диспепсией. Жесткость воды должны быть не более 7 мг-экв./л, а в действительности она составляет 7,23.
Согласно п.4.2 указанных выше СанПиН производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Довод представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об отсутствии денежных средств на санитарно-противоэпидемические мероприятия в сфере обеспечения населения питьевой водой, не может служить основанием для освобождения указанного юридического лица от административной ответственности.
При назначении наказания данному юридическому лицу, суд учитывает, что оно впервые привлекается к административной ответственности, что является смягчающим наказание обстоятельством. Вместе с тем, суд полагает необходимым применить самую строгую санкцию, предусмотренную ст. 6.5 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности, поскольку имеется угроза для здоровья людей, употребляющих некачественную питьевую воду.
Назначение в данном случае штрафа будет недостаточно для достижения таких целей наказания, как устранение нарушений законодательства и предупреждение совершения новых правонарушений. Административное приостановление деятельности должно побудить юридическое лицо к активным действиям по разрешению ситуации с некачественной питьевой водой.
При определении срока, на который приостанавливается его деятельность, суд исходит из пояснений генерального директора ООО УО «Коммунальщик», что в результате приостановления эксплуатации артезианской скважины (верхней, в поле) с. Каменское население будет обеспечиваться питьевой водой из иных водозаборов. В отношении же спорной артскважины каких-либо работ не планируется, за исключением разбавления воды из нее более чистой.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П о с т а н о в и л:
Признать общество с ограниченной ответственность управляющая организация «Коммунальщик» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 суток, исчисляя его с 14 час. 19.12.2011 года. На указанный срок прекращается деятельность общества в части эксплуатации артезианской скважины в с. Каменское (в поле, верхней) Федоровского сельского поселения Елецкого района Липецкой области.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья: