решение о признании права на льготы, предусмотренные званием `Ветеран труда`



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2010 года                                                                          г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Гольтяевой Р.В.

при секретаре Цыба Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело Номер обезличен по иску Иванниковой ФИО5 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению социальной защиты населения администрации города Ельца о признании права на льготы, предусмотренные званием «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Иванникова В.И. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению социальной защиты населения администрации города Ельца о признании права на льготы, предусмотренные званием «Ветеран труда». Свои требования Иванникова В.И. мотивировала тем, что Дата обезличена г. она подала в Управление социальной защиты населения Липецкой области заявление о присвоении звания «Ветеран труда». К заявлению были приложены документы, подтверждающие ее многолетний и добросовестный труд, а именно: копии трудовой книжки, удостоверение к знаку «Победитель социалистического соревнования 1974 года», паспорта. Однако Управление социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда» отказано. С таким решением истица не согласна, считает, что в соответствии с действующим законодательством, она имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», так как ее трудовой стаж составляет Номер обезличен, она награждена ведомственным знаком отличия «Победитель
социалистического соревнования 1974 года», который предусматривает награждение за многолетний и добросовестный труд. На основании изложенного просит признать отказ Управления социальной защиты населения Липецкой области в присвоении звания «Ветеран труда» Иванниковой ФИО6 незаконным и обязать Управления социальной защиты населения Липецкой области присвоить ей звание «Ветеран труда», признать право на льготы, предусмотренные званием «Ветеран труда».

В судебном заседании истица Иванникова В.И. заявленные исковые требования уточнила, просила признать за ней право на льготы, предусмотренные званием «Ветеран труда».

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации г. Ельца в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в деле имеется заявление с просьбой рассмотреть его без их участия.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения Липецкой области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в деле имеется заявление с просьбой рассмотреть его в отсутствие их представителя.

Выслушав объяснения истицы, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Иванниковой В.И. обоснованными и  подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

   Российская Федерация, как указывается в статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Осуществление целей социального государства Конституция Российской Федерации связывает с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья 7, часть 2). Социальное обеспечение для воспитания детей гарантируется государством и статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

   Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "в"), установление основ федеральной политики в области социального развития (пункт "е"). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

   По смыслу указанных конституционных положений, федеральный законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, в том числе степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

   Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу п. 1 ст. 7 указанного закона ветеранами труда являются лица:  имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;   лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.  

Из пункта п. 4 ст. 7 вышеназванного закона следует, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 г. № 141-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» присвоение звания "Ветеран труда" определяется нормативным правовым актом администрации области.

 Таким актом является Положение о прядке присвоения звания «Ветеран труда» в Липецкой области, утвержденное Постановлением администрации Липецкой области от 04.06.2006 г. № 92 «Об утверждении положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда».

На основании указанного Положения управление социальной защиты населения Липецкой области осуществляет рассмотрение документов на присвоение звания «Ветеран труда» и принимает решение о присвоении звания «Ветеран труда» либо отказе в его присвоении, которое оформляется приказом начальника управления.

В силу п. 1 ст. 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 г. № 141-03 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» основанием для реализации мер социальной поддержки ветеранами труда и приравненными по мерам социальной поддержки к ним лицами является пенсионное удостоверение либо документ, выданный компетентным органом, подтверждающий назначение пожизненного содержания за работу (службу), и удостоверения "Ветеран труда", или "Ветеран военной службы", или "Ветеран государственной службы"

В соответствия с частью 2 статьи 4 Конституции РФ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией РФ. Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Статья 72 Конституции РФ содержит нормы о вопросах зашиты прав и свобод человека, социальной защиты, включая социальное обеспечение, находящиеся в совместном ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъект Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречу между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом «в» статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерация» (с последующими изменениями) одним из принципов осуществления деятельности органов
государственной власти субъекта Российской Федерации является верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской
Федерации.

В силу частей 1, 2 статьи 3 названного Закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Часть 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит, в частности, решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.

Согласно части 4 статьи 26.3 закона по вопросам, указанным в пункте 2 названной статьи, могут приниматься федеральные законы. Не допускается включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 12.01.1995 г. №  5-ФЗ  «О ветеранах» с последующими изменениями устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона ветеранами труда, в частности, являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из статьи 11 Закона Липецкой области от 02.12.2004 года № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» в редакции действующей до 08.06.2006 года, следует, что ветеранами труда являются, в частности, лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Однако данное изменение противоречит федеральному закону РФ «О ветеранах». Субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного ст. 19 Конституции РФ. Поэтому изменения в указанной части, внесенные в закон № 141-ОЗ, не могут применяться при разрешении настоящего спора. Условия для присвоения звания «Ветеран труда» закреплены в ст. 11 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 г. № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержки отдельных категорий граждан Липецкой области», а именно:

а) награждение ведомственными знаками отличия в труде общесоюзными и. союзно-республиканскими министерствами, государственными комитетами СССР;

б) награждение знаками отличия, утвержденными нормативными правовыми актами федеральных министерств Российской Федерации.

Определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет наличие необходимого пенсионного стажа и факт награждения
гражданина ведомственным знаком (знаками) отличия за добросовестный труд.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истица Иванникова В.И. за достижение высоких производственных показателей в социалистическом соревновании за 1974 год от имени Министерства и ЦК профсоюза награждена ведомственным знаком отличия «Победитель социалистического соревнования 1974 года».

Награждение подтверждено удостоверением о награждении Иванниковой В.И. нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года».     

Из уведомления об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от Дата обезличена г. Номер обезличен следует, что факт награждения Иванниковой В.И. нагрудным знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года», а также наличие необходимого трудового стажа Управление социальной защиты населения Липецкой области не оспаривало.

Знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года», которым награждена Иванникова В.И., является ведомственным знаком отличия в труде, истица награждена им от имени Министерства и Центрального комитета профсоюза, знак учрежден Центральным комитетом КПСС, Советом Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.      

Единый общесоюзный знак «Победитель социалистического соревнования» был учрежден пунктом 4 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ № 1081 от 30.12.1976 года для награждения лиц за успешное выполнение заданий и обязательств соответствующего года пятилетки. Указанным постановлением министерствам и ведомствам совместно с ЦК профсоюзов поручалось утвердить условия Всесоюзного социалистического соревнования в отраслях с учетом основных направлений экономической и социальной политики, определенных XXV съездом партии, а также принять меры по дальнейшему совершенствованию морального стимулирования участников соревнования (пункты 9,12 постановления).

Судом установлено, что Иванникова В.И. обратилась в Управление социальной защиты населения с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

Уведомлением Номер обезличен от Дата обезличена года Иванникова В.И. была извещена об отказе в присвоении звания «Ветеран труда».

Согласно данному уведомлению отказ основан на том, что при принятии решения о присвоении гражданам звания «Ветеран труда» нельзя учитывать ведомственные знаки отличия, в том числе знак «Победитель социалистического соревнования 1974 г.», предусматривающие награждение ими за многолетний труд.

Суд не может согласиться с данной правовой позицией, полагая, что указанное основание для отказа в присвоении звания «Ветеран труда»- отсутствие у Иванниковой В.И. ведомственных знаков отличия за многолетний труд, является неправомерным и не соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Вопросы социальной зашиты граждан находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, то согласно вышеприведенным нормам Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации» законы субъектов РФ в области социальной защиты различных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, должны соответствовать федеральным законам РФ. В случае несоответствия норм, определенных по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в федеральных законах РФ и в законах субъектов РФ, действуют федеральные законы.

Федеральный закон РФ «О ветеранах» в качестве одного из необходимых условий отнесения граждан к категории ветеранов труда определяет награждение их ведомственными знаками отличия в   труде, а   не знаками за многолетний добросовестный труд. Органы власти субъектов РФ вправе устанавливать лишь условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда», которые не могут противоречить нормам федерального закона РФ «О ветеранах» (статья 7 ФЗ «О ветеранах»). В частности, субъекты РФ не вправе сужать установленный федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на присвоение звания «Ветеран труда». Иная правовая позиция может повлечь нарушение принципа равенства граждан, установленного в ст. 19 Конституции РФ. Поэтому в рассматриваемой ситуации УСЗН Липецкой области при решении вопроса о присвоении Иванниковой В.И. звания «Ветеран труда» должно было руководствоваться федеральным законодательством.

Кроме того, федеральному закону «О ветеранах» не противоречат условия для присвоения звания «Ветеран труда», закрепленные в статье 11 Закона Липецкой области от 02 декабря 2004 года № 141-ОЗ «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан в Липецкой области».

Имеющаяся у Иванниковой В.И. награда соответствует этим условиям - знак «Победитель социалистического соревнования 1974 года» является ведомственным знаком отличия в труде. Имеется и второе условие, необходимое для присвоения звания «Ветеран труда» - требуемый для назначения пенсии стаж, что не оспаривалось УСЗН Липецкой области,

При наличии этих условий у УСЗН Липецкой области не имелось оснований для отказа Иванниковой В.И. в присвоении звания «Ветеран труда».

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с последующими изменениями) суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

При таких обстоятельствах исковое заявление Иванниковой В.И. о признании права на льготы, предусмотренные для «Ветеранов труда» является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Данное решение является основанием для принятия решения Управлением социальной защиты населения Липецкой области о присвоении Иванниковой В.И. звания «Ветеран труда» и выдачи ей удостоверения «Ветеран труда».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Иванниковой ФИО7 к Управлению социальной защиты населения Липецкой области, Управлению социальной защиты населения администрации города Ельца о признании права на льготы, предусмотренные званием «Ветеран труда», - удовлетворить.

Признать за Иванниковой ФИО8 право на льготы, предусмотренные званием «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий Гольтяева Р.В.

         

Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2010 г.