Дело №*** г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 марта 2010 года Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Юрченко Б.И., при секретаре Алымовой Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** г. по иску Уварова ... к председателю комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалеву С.Д., комитету по коммунальному хозяйству администрации ..., администрации ... о признании неправомерным отказа в согласовании места размещения выгребной ямы, о возложении обязанности произвести согласование места размещения выгребной ямы, установил: Истец – участник долевой собственности на домовладение по адресу: ..., ..., обратился в суд с иском к председателю комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалеву С.Д. о признании неправомерным отказа в согласовании места размещения выгребной ямы на том основании, что обустройство выгребной ямы на арендуемом земельном участке, занимаемым домовладением, невозможно (в этом случае придется сносить надворные постройки, а подъезд транспортных средств для обслуживания ямы будет невозможен). В то же время обустройство выгребной ямы возможно за пределами арендованного участка, но председатель комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалев С.Д. отказывается согласовать место размещения на пустующей земле. Уваров А.Б. заявил требование признать неправомерными действия должностного лица -председателя комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалева С.Д. При подготовке дела к слушанию установлено, что домовладение по адресу: ..., ..., принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях истцу, Уваровой ..., Аникиной (до брака – Уваровой) ..., и определением суда от 30.12.2009 г. сособственники были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца. Поскольку в материалах дела имелись ссылки истца на то, что председатель комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалев С.Д. незаконно отказывает в выделении земельного участка (за пределами арендованного сособственниками дома №*** по ...) этим же определением к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков комитет по коммунальному хозяйству администрации ..., администрация ..., и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии ... ...». 24 февраля 2010 года увеличил исковые требования: первое требование изложил следующим образом: «Признать неправомерными действия председателя комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалева С.Д. в связи с неправомерным отказом в согласовании места размещения выгребной ямы», и заявил второе: «обязать администрацию ... произвести согласование места размещения выгребной ямы для домовладения, расположенного по адресу: ..., ...». В судебном заседании Уваров А.Б. поддержал заявленные требования, пояснил, что он, Уварова М.И., Аникина Е.Б. являются участниками общей долевой собственности на домовладение по адресу: ..., ... (доли равные – по 1/3 у каждого). Домовладение расположено на земельном участке площадью 615 кв.м, переданного собственникам домовладения в аренду на основании договора №*** от Дт-Мсц-Гд года. С целью улучшения жилищно-бытовых условий он (истец) неоднократно обращался к председателю комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалеву С.Д. с просьбой согласовать размещение выгребной ямы за пределами земельного участка, находящегося в аренде. Обустройство выгребной ямы на арендуемом земельном участке, занимаемым домовладением, невозможно (в этом случае придется сносить надворные постройки, а подъезд транспортных средств для обслуживания ямы будет невозможен, так как лежат большие камни, которые только бульдозером можно сдвинуть). Он (истец) просил Михалева С.Д. выделить из муниципальных земель участок, находящийся за южной границей арендованного участка. Михалев С.Д. в ответе от Дт-Мсц-Гд г. №*** указывает, что выгребную яму можно расположить на арендованном участке. От главы администрации он (истец) также получил отказ по поводу размещения выгребной ямы. Отказ является необоснованным, поскольку в обязанности администрации ... согласно уставу (ст.33, п.46) входит осуществление организации электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения и снабжения населения топливом. Предоставление земельных участков согласно ст. 30 Земельного кодекса РФ проводится с предварительным согласованием мест размещения объектов. Согласно СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" выгребные ямы должны быть удалены от жилых зданий не менее 20 метров и не более 100 метров. Выдержать такие расстояния на арендованном земельном участке нельзя. Третьи лица Уварова М.И., Аникина Е.Б., надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчик – председатель комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалев С.Д. – надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель ответчиков – председателя комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалева С.Д. и комитета по коммунальному хозяйству администрации ... – Чудинова О.В. иск не признала, пояснила, что Уваров А.Б., действительно, несколько раз обращался с заявлениями к председателю комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалеву С.Д. с просьбой согласовать размещение выгребной ямы на муниципальной земле, за пределами предоставленного Уварову А.Б. в аренду земельного участка, на котором расположено его домовладение. По этим заявлениям комиссия в составе представителей комитета по коммунальному хозяйству, комитета по управлению муниципальным имуществом, комитета архитектуры и градостроительства, филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ...» проводила обследование домовладения по ..., и сделала вывод о том, что собственный земельный участок имеет достаточные размеры для размещения выгребной ямы в его пределах. И ранее решения об устройстве выгребных ям за пределами предоставленных гражданам земельных участков (на муниципальной земле) принимались только в исключительных случаях: когда на имеющемся у гражданина земельном участке выгребную яму строить было негде. Представитель ответчика – администрации ... Рыков А.Н. иск не признал. Пояснил, что для того, чтобы на муниципальной земле разместить выгребную яму, необходимо вначале предоставить Уварову А.Б. земельный участок (в собственность или в аренду). Согласно Земельному кодексу РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо без предварительного согласования мест размещения объектов (но это только на торгах, аукционах), либо с предварительным согласованием мест размещения объектов. Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов начинается с того, что гражданин (в данном случае Уваров А.Б.) должен обратиться в администрацию ... с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Уваров А.Б. заявления о выборе земельного участка в администрацию ... не подавал. А комитет по коммунальному хозяйству администрации ... и его председатель не наделены полномочиями предоставлять земельные участки. Представитель 3-го лица ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ...» Оборотова В.И. пояснила, что согласно СанПиН к выгребным ямам предъявляются следующие требования: они быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м (расстояние не менее 20 метров берется от соседних зданий). На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя количества проживающих людей и определяется домовладельцем. Глубина выгреба не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли. Обустройство выгребной ямы, отвечающей этим требованиям возможно на участке Уварова. Ямы, как правило, выполняются из железобетонных колец диаметром 1м, 1,5 м или 2 м. Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков и 3-го лица, исследовав письменные доказательства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению. Как видно из справки Елецкого БТИ ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» истец Уваров А.Б., Уварова М.И., Аникина Е.Б. являются участниками общей долевой собственности на домовладение по адресу: ..., ... (доли равные – по 1/3 у каждого). Домовладение состоит из кирпичного жилого дома (по техническому паспорту – строения литер а, литер А, литер А1), дощатого сарая (литер Г2), дощатой уборной (литер Г1), имеет ограждение из решетчатого забора. Домовладение расположено на земельном участке площадью 615 кв., переданного собственникам домовладения в аренду на основании договора №*** от Дт-Мсц-Гд года. Как указано в ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст.30 Земельного кодекса РФ Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1). Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (пункт 2). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) утратил силу; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5). Порядок выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрен статьей 31 Земельного кодекса РФ, в п.1 которой указано, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Как следует из п.5 и п.6 ст. 31 Земельного кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, и лишь после этого орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Как установлено в судебном заседании из объяснений истца, представителя администрации ..., текста заявления Уварова А.Б. от Дт-Мсц-Гд г. о предоставлении ксерокопии реестра (на которое был получен спариваемый ответ председателя комитета имущественных и земельных отношений Воробьевой Г.Н. от Дт-Мсц-Гд г. №***) Уваров А.Б. не обращался в администрацию ... с заявлением о выборе земельного участка (с указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения, обоснованием примерного размера земельного участка, испрашиваемого права на земельный участок) и предварительном согласовании места размещения объекта. В связи с этим, поскольку не была начата процедура выбора земельного участка, не составлялся акт о выборе земельного участка, поэтому администрацией ... не могло быть вынесено решение о предварительном согласовании места размещения объекта (или об отказе в размещении объекта). Как следует из Положения о комитете по коммунальному хозяйству администрации ... в полномочия этого органа (и его руководителя) не входят полномочия по выбору земельных участков и их предоставлению. Истцу были разъяснены положения п.9 и п. 10 ст.30 Земельного кодекса РФ о том, что в суд может быть обжаловано решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, и что в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. Истец Уваров А.Б. пояснил, что он не желает подавать в администрацию ... заявление о выборе и предоставлении земельного участка, он требует лишь обязать ответчиков согласовать место размещения выгребной ямы за пределами арендованного участка, на муниципальной земле. В соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Прямо федеральным законом возможность выйти за пределы заявленных требований в подобном случае не предусмотрена. Кроме того, истцом не представлено в суд доказательств наличия у него права (а, следовательно, и обязанности ответчиков) на предоставление (выделении) из муниципальной земли земельного участка под обустройство выгребной ямы за пределами находящегося у истца в аренде земельного участка. Уваров обосновывает свое требование единственной ссылкой на то, что согласно СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" выгребные ямы должны быть удалены от жилых зданий не менее 20 метров и не более 100 метров, а потому ему обязаны найти место на расстоянии 20 метров от его дома. Согласно Санитарным правилам и нормам СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88) для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п.2.3.1) Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м. На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров (п.2.3.2). Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной. Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли (п.2.3.3). Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода (п.2.3.4). Суд, анализируя эти нормы и правила, исходит из того, что: 1) они устанавливают расстояние до жилых домов (и др. объектов) от дворовых уборных, имеющих выгреб, но не от выгребных ям не соединенных с надземной частью уборной; 2) место расположения и расстояние от дворовой уборной (и ее выгреба) до домовладения на территории частного домовладения обязаны определить сами домовладельцы, и это расстояние (не нарушающее прав истца) может быть менее 20 м (8-10 м). Согласования с администрацией города или ее органами в этом случае не требуется. Истцом не представлено доказательств невозможности размещения выгребной ямы на предоставленном в аренду земельном участке на расстоянии 8-10 метров от дома, помощи суда в получении таких доказательств не просил, поскольку намерен соорудить яму на расстоянии именно в 20 метров от своего дома. В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Уварова А.Б. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: в удовлетворении иска Уварова ... к председателю комитета по коммунальному хозяйству администрации ... Михалеву С.Д., комитету по коммунальному хозяйству администрации ..., администрации ... о признании неправомерным отказа в согласовании места размещения выгребной ямы, о возложении обязанности произвести согласование места размещения выгребной ямы отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в ... суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий судья Б.И.Юрченко В окончательной форме решение принято судом 22 марта 2010 года.