Дело №*** г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 02 июня 2010 г. Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В. при секретаре: Орловой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело №*** по иску Малютиной ФИО12 к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию, УСТАНОВИЛ: Малютина И.Н. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию. Требование иска мотивировано тем, что Дн-Мсц-Гд года она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Ельце с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением медицинской деятельности. 12.03.2010г. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ей было отказано в назначении трудовой пенсии, в специальный стаж не был включены: периоды работы с Дн-Мсц-Гд г.Дн-Мсц-Гдг. в должности медсестры детских яслей №*** ..., так как согласно представленных документов трудовая деятельность за этот период протекала в должности, не поименованной, как списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781, так и Списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, и постановлением Правительства РФ № 1067 от 29.09.1999 года, с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года и с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года - периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет. С данным отказом не согласна, поскольку, работая в детских яслях №*** ... с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года в должности медицинской сестры, выполняла функциональные обязанности воспитателя, так как в то время в детские ясли брали на работу медицинских сестер на должность воспитателя. На основании изложенного просит признать право на получение досрочной трудовой пенсии с даты обращения в ГУ УПФ РФ в г. Ельце, включив в стаж спорные периоды. В судебном заседании истица Малютина И.Н. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям. Суду пояснила, что работая воспитателем в детских яслях №***, она планировала и организовывала жизнедеятельность детей и осуществляла их воспитание. Изучала индивидуальные особенности детей, проводила с группой или индивидуально коррекционно-развивающую работу, по программе «Воспитание и обучение детей в детском саду». Выполняла установленный режим, способствовала своевременному формированию умению и навыков с учетом возрастных особенностей детей. Вела педагогическую документацию в группе, составляла перспективные и календарные планы, готовила доклады. Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Малютиной И.Н.обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. В силу подпункта 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Из смысла и содержания указанной статьи следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списках соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых Постановлением Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-ФЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.). Из трудовой книжки истицы усматривается, что Малютина И.Н. осуществляла трудовую деятельность с Дн-Мсц-Гд г.Дн-Мсц-Гдг. в должности медсестры детских яслей №*** .... Разделом «Наименование должностей» упомянутого выше Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, должность «медсестра» не предусмотрена. Названный Список является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Однако на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463. Как видно из материалов дела, периоды работы истицы, в отношении которых возник спор, имели место до 6 сентября 1991 года. Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Судом достоверно установлено, что, работая в должности медицинской сестры детских яслей, истица фактически занималась педагогической деятельностью: планировала и организовывала жизнедеятельность детей и осуществляла их воспитание. Изучала индивидуальные особенности детей, проводила с группой или индивидуально коррекционно-развивающую работу, по программе «Воспитание и обучение детей в детском саду». Выполняла установленный режим, способствовала своевременному формированию умению и навыков с учетом возрастных особенностей детей. Вела педагогическую документацию в группе, составляла перспективные и календарные планы, готовила доклады. Вместе с тем, анализ действовавшего в период осуществления истицей трудовой деятельности в должности медсестры детских яслей позволяет суду сделать вывод о том, что истица, находясь на должности медсестры, фактически занималась педагогической деятельностью и характер ее функциональных обязанностей был идентичен с обязанностями воспитателя детского сада, детских яслей. и тарифно-квалификационными характеристиками должности воспитателя по ЕТКС. В судебном заседании не оспаривался довод истицы о том, что медицинской деятельностью в яслях занималась только старшая медицинская сестра. Должности «воспитатель» в тот период вообще не было. В указанный период работы действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады в список лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Включенные на основании приказа Минздрава СССР от 23 октября 1978 года в Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли приказом Минздрава СССР от 29 августа 1984 года из указанной номенклатуры были исключены. Кроме того, истица работала в яслях-саде, а ясли-сады в Номенклатуру учреждений здравоохранения не включались. Приказом Министерства просвещения СССР от 30 мая 1979 года N 103 должность медицинской сестры ясельной группы была переименована в должность воспитателя, а в соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 15 июня 1984 года N 67 в ясельных группах были предусмотрены лишь должности воспитателя. Таким образом, работа в должности медсестры детских яслей в спорный период может быть отнесена к осуществлению педагогической деятельности. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый период работы истицы подлежит включению в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии. Также ответчик не включил в специальный стаж истицы периоды нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет: с Дн-Мсц-Гд по Дн-Мсц-Гд г. и с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., на том основании, что законодательством такая возможность не предусмотрена. Суд не может согласиться с данной правовой позицией. Данный отпуск подлежит включению в стаж работы по специальности в том же порядке, как и основная работа, т.к. правилами и нормами Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действующими до 01.01.2002 г. и подлежащими применению при определении права на досрочную трудовую пенсию в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, предусмотрено включение в стаж работы по специальности периода частично - оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет до 06.10.1992 г. Согласно ст. 167 КЗОТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992 г. предусмотрено, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, засчитывается в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях. В соответствии с п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС ОТ 29.11.1989 г. № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения им возраста 3-х лет учитывается в том же порядке, как работа или, соответственно, учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Таким образом, на основании разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст.12, 78, 78.1. Закона РСФСР право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» до вступления в силу Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включался период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г. Согласно письму Министерства труда и социального развития РФ от 21.07.2003 г. № 717-АП женщине, выработавшей необходимый стаж, с учетом которого назначается трудовая пенсия по старости, включался отпуск по уходу за ребенком до 06.10.1992 г., на момент вступления в силу постановления Правительства РФ. № 516 от 11.07.2002 г., независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии. Таким образом, учитывая, что статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости в том порядке и на тех условиях, которые были предусмотрены законодательством в период использования права на указанные отпуска. Поскольку истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ № 3443-1 от 25 сентября 1992 года, спорные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии на основании вышеупомянутого Разъяснения, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11, в том порядке и на тех же условиях, что и основная работа по специальности. Таким образом, на момент обращения Малютиной И.Н.. в Пенсионный фонд по вопросу назначения пенсии, ее стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составил необходимые 25 лет. Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Малютиной И.Н. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения по вопросу назначения пенсии, т.е. с Дн-Мсц-Гдг. (дня подачи заявления в УПФ РФ). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Малютиной ФИО13 с Дн-Мсц-Гдг. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в стаж для назначения указанной пенсии период работы с Дн-Мсц-Гд г.Дн-Мсц-Гдг. в должности медсестры детских яслей №*** ... и периоды нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет: с Дн-Мсц-Гд по Дн-Мсц-Гд г. и с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней. Председательствующий: Р.В. Гольтяева
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Ельце - Иванова Н.Ю, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Малютиной И.Н. не признала, при этом пояснила, что Дн-Мсц-Гд комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Ельце рассмотрено заявление истицы о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием специального стажа 25 лет. Согласно трудовой книжке истицы в период с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гдг. она работала в должности медицинской сестры детских яслях №*** .... Разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, должность «медсестра» не предусмотрена, в связи с чем период работы с 01.09.1984 г. по 22.09.1986г. не может быть засчитан в педагогический стаж истицы. Также не засчитаны в специальный стаж периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком свыше 1,5 лет в период осуществления трудовой деятельности в детском саду ОАО « Елецагросервис». Просила суд в иске отказать.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей ФИО7 и ФИО6.
Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2010 года.