РЕШЕНИЕ 19 апреля 2010 года г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В. при секретаре: Цыба Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску Губаревой ФИО14 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию, УСТАНОВИЛ: Губарева О.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию. Требование иска мотивировано тем, что Дн-Мсц-Гд года истица подала заявление в ГУ УПФ РФ в г. Ельце о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что на день обращения она имела стаж работы более 25 лет. Однако решением комиссии по пенсионным вопросам №*** от Дн-Мсц-Гд г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого стажа работы, дающего право на указанную пенсию. Комиссия мотивировала свой отказ тем, что период работы в должности «тренера-преподавателя» ... с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. не может быть засчитан в специальный стаж, так как учреждение «спорткомплекс» не предусмотрено Списками, утвержденными постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Считает данное решение необоснованным, поскольку согласно записям трудовой книжки педагогический стаж истицы, по ее мнению, составляет более 25 лет. Работая в должности «тренера-преподавателя» ..., она занималась педагогической деятельностью с детьми в возрасте от 6 до 16 лет. На основании изложенного просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, включив период работы с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. в льготный стаж. В судебном заседании истица Губарева О.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям. Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Ельце – Кузьмина И.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования Губаревой О.А. не признала, пояснив, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан рассмотрела вопрос о зачете в специальный стаж Губаревой О.А. период работы: с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. при спорткомплексе в должности «тренера-преподавателя» в соответствие с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. Отказывая Губаревой О.А. в удовлетворении заявления, комиссия исходила из принципа равенства и справедливости. Губаревой О.А. не выработала необходимого специального стажа для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, который на дату обращения Дн-Мсц-Гд г. составил 18 лет 06месяцев 23 дня. Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Губаревой О.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению. Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. В силу подпункта 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Из смысла и содержания указанной статьи следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списках соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых постановлением Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.10 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-Ф6, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.). Названный Список является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит. Однако на основании Постановления Конституционного Суда Российской федерации от 29 января 2004 года № 2 - П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет может производиться по условиям и нормам установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях». В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от Дн-Мсц-Гд г. №***. Из трудовой книжки ФИО2 следует, что Дн-Мсц-Гд г. она была принята тренером-преподавателем ... на период декретного отпуска, Дн-Мсц-Гд г. переведена на должность тренера-преподавателя ..., Дн-Мсц-Гд г. уволена по собственному желанию. Суд не может согласиться с доводом ответчика, согласно которого данный период не может быть засчитан в льготный стаж, так как наименование учреждения «спорткомплекс» не предусмотрена Списком. При этом суд исходит из того, что отсутствие в Списке наименования упомянутого наименования не может лишить истца права на пенсионное обеспечение как педагогического работника, принимая во внимание то обстоятельство, что в указанный период времени истица выполняла трудовые функции непосредственно относящиеся к педагогической деятельности, фактически работала тренером- преподавателем в детской спортивной школе. Наименование учреждения не меняло сущности деятельности, осуществляемой истицей, и сущности заведения. Доводы истицы о том, что она фактически работала в должности тренера-преподавателя детского спортивного учреждения и осуществляла педагогическую деятельность подтверждают приобщенные к материалам дела письменные доказательства: планы-графики работ секции по плаванию; лицевые счета; должностная инструкция тренера-преподавателя. Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями истицы, а также показаниями свидетелей. Так, свидетель ФИО7, допрошенная в судебном заседании, показала, что пришла работать в ... в 1983 году. В это время при спорткомплексе существовали ... №*** и №***. Были три направления деятельности спорткомплекса – легкая атлетика, художественная гимнастика, настольный теннис. В обязанности свидетеля в период с 1983 г. по 1987 г. входило ведение тарификационных списков тренеров-преподавателей. Истица в период с 1986 года в рамках ... №*** занимала должность тренера-преподавателя по художественной гимнастике. В ее группу входили дети в возрасте от 6 до 16 лет, с которыми она проводила тренировки, готовила их к участию в соревнованиях. Все занятия проводилась в помещении ...». Затем из-за отсутствия финансирования ... №*** была закрыта, а истица переведена в ... №***, которую вскоре по той же причине закрыли. Высвободившиеся тренеры-преподаватели остались работать в ...», но это нечего не изменило в их трудовых обязанностях, заработной плате. Даже группы детей остались прежними. Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО10, ФИО9 и ФИО8 дали аналогичные показания. Анализируя вышеназванные правовые нормы, суд находит, что законодателем предусмотрены право или обязанность Правительства РФ только при необходимости (п.п 3 п. 1 ст. 28) определять Список соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, правила исчисления периодов работы и назначения пенсий. По мнению суда, из смысла названной правовой нормы следует, что Правительство РФ наделено полномочиями утверждать вспомогательные (подзаконные) нормативные акты, которые в силу действующего законодательства разъясняли бы порядок и правила применения тех или иных правовых документов во взаимодействии и взаимосвязи с Федеральным законом, но не противоречили бы ему. Из письма заместителя Председателя ГК РФ по физической культуре и туризму «О вопросах пенсионного обеспечения» от 28.12.95 г. № 1588-ИТ, из которого следует, что должность осуществляющего подготовку спортсменов в спортивных школах изменялась по разному : с 1944 г. по 1959 г.- «тренер-преподаватель», в Положении о спортивной школе от 1959 г. не делалось различий между наименованиями «тренер» и «тренер –преподаватель»; постановлением ЦК КПСС Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.64г.№ 620 – должность именовалась «тренер-преподаватель по спорту». Всем руководителям спортшкол предписывалось привести наименований должностей в соответствие с указанным документом; постановлением Министерства труда РФ от 22.01.93 г. № 8 - «тренер-преподаватель по спорту»; приказом Минобразования РФ, Госкомитета РФ по высшему образованию, согласованному с Госкомитетом РФ по физической культуре и туризму от 31 августа 1995 г. № 463 /1268 – « тренер- преподаватель образовательного учреждения». Таким образом, спортивная школа с 1952 года является образовательным учреждением, а должность тренера – педагогической деятельностью. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела « Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1.- 1.14 «Наименование учреждений» списка, в работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. Данные положения подзаконного нормативного акта соответствуют действующему законодательству, логически закономерны и обоснованны. В данном конкретном случае суд приходит к выводу, что имеет место факт работы истицы в должности и учреждении, указанных в п.1 раздела « Наименование должностей» и в п. 1 раздела «Наименование учреждений» Списка.. В определении Конституционного Суда РФ от 6.12.2002 года №310-О указано, что Правительство Российской Федерации обязано учитывать. .. общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания ст. 15 ч. 1 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод граждан, независимо. ..от имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениях, а также других обстоятельств». В силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации законодатель обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии с частью 3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям, т.е. пропорционально, соразмерно им. Право работника на трудовую пенсию не нарушает ничьих прав и свобод, иных конституционно значимых целей, в связи с чем ограничение его не может быть признано соответствующим требованиям части 3 статьи 55 Конституции РФ. Такое ограничение к тому же противоречит принципам социального государства, закрепленным в статье 7 Конституции РФ, в соответствии с которыми политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Ограничение права на пенсию препятствует реализации гражданином конституционного права на пенсионное обеспечение. Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Изложенное позволяет суду сделать вывод об обоснованности и правомерности заявленных исковых требований. Спорный период трудовой деятельности Губаревой О.А. с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. в должности тренера-преподавателя при спорткомплексе «Локомотив» подлежит зачету в педагогический стаж истицы. Таким образом, на момент обращения Губаревой О.А. по вопросу назначения пенсии, ее стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составил необходимые 25 лет. Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Губаревой О.А. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения по вопросу назначения пенсии, т.е. с Дн-Мсц-Гд г. (дня подачи заявления в ГУ УПФ РФ в г. Ельце). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Губаревой ФИО15 удовлетворить в полном объеме: признать за ней с Дн-Мсц-Гд г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в стаж для назначения указанной пенсии период работ с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. в должности тренера-преподавателя ...». Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Р.В. Гольтяева Решение в окончательной форме изготовлено 23 апреля 2010 года.
Дело №***