решение по иску Калинина о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №***

  РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2010 года г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Гольтяевой Р.В.

при секретаре Орловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело по исковому заявлению Калинина ФИО8  к ГУ УПФР РФ г.Ельца о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

у с т а н о в и л:

Калинин А.А.. обратился в  суд с исковым заявлением к  ГУ УПФР по г.Ельцу о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ссылаясь на следующее: Дн-Мсц-Гд года он подал в ГУ УПФ РФ в г. Ельце заявление о назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от Дн-Мсц-Гд г. «О трудовых пенсиях в РФ». Однако решением №*** от Дн-Мсц-Гд г. в назначении указанной пенсии было отказано в связи с отсутствием на дату обращения требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. В педагогический стаж не засчитан период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. в связи с тем, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не предусматривают включение в педагогический стаж службы в составе Вооруженных Сил. Считая данное решение незаконным, просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию с Дн-Мсц-Гд г., признать отказ ГУ УПФР в назначении пенсии незаконным, включить в специальный стаж, дающий право на получение такой пенсии период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг.

В судебном заседании истец не участвовал. Письменно просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ГУ УПФР по г. Ельцу Юдина А.Н. исковые требования Калинина А.А. не признала, суду пояснила, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Ельце отказано Калинину А.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. в связи с отсутствием на дату обращения, Дн-Мсц-Гд г., требуемого стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет. В специальный стаж работы не засчитан период службы истца. в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. в связи с тем, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж военной службы в составе Вооруженных Сил. Аналогично решался вопрос ранее действовавшими нормативными правовыми актами, регулировавшими сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067., Стаж работы по специальности на дату обращения Калинина А.А. составляет 23года 03 мес. 11 дней. Данная продолжительность педагогической деятельности не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27.п1.пп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001.Просила в иске отказать.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Калинина А.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

 При этом суд исходит из следующего:  

 Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

 В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. 

 Статьей 55 закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ.

 В силу подпункта 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста.

 Постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. №781 (вступило в действие с 12.11.02г. ) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ №173-Ф6, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.02г.. № 516 (вступило в действие с 23.07.02г.).

 При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового регулирования, т.е. правила и нормы Закона РФ №340-1 и иные нормативные акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002г. Периоды работы после 01.11.1999г. при назначении досрочных трудовых пенсий по старости оцениваются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.09.1999г. №1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001г. №79). В соответствии с п.3 указанного постановления Правила, утвержденные данным постановлением, по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 01.11.1999г., т.е. при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки).

Из пенсионного дела, трудовой книжки истца усматривается, что он с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР по призыву.

   На момент обращения Калинина А.А. в УПФР в г.Ельце стаж работы в должности преподавателя общеобразовательной школы оставил 23 года 03 мес. 11 дней.

Ответчик не включил в педагогический стаж истца период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву, на том основании, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж военной службы в составе Вооруженных Сил.

Однако, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004г. №2-П «при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.02г. могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования. В постановлении от 29.01.2004 г. №2 - П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный Суд указал, сославшись на постановление от 24.05.2001г. и определение от 05.11.2002г. по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева, что, у граждан приобретших пенсионные права до ведения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права на пенсию. Пунктом 2 статьи Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет, следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а по правоотношениям, возникшим до 6.09.1991года - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

   Как видно из материалов дела, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, в отношении которого возник спор, имел место до 6 сентября 1991 года.

   С Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. применялся Перечень учреждений и должностей, утвержденный Постановлением совета министров СССР №1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работником просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

 Согласно п.1 Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в стаж учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась: а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

   Таким образом, до вступления в силу постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, с принятием которого служба в Вооруженных Силах СССР перестала включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение спорного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Суд не может принять во внимание довод представителя ответчика о том, что оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №и 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления (1 октября 1993 года). Данная правовая позиция основана на ошибочном толковании нормы права. Также, по мнению суда, ответчиком неправильно трактуются определения Конституционного Суда РФ: Определение от 20.11.2008 № 869-O-O и Определении от 25.12.2008 № 1056- О-О.

Конституционно-правовой смысл, выявленный в указанных определениях согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж, напротив, сводится к подтверждению гарантии права гражданина, осуществлявшего до 05.09.1991г. функции, предусмотренные п. 1 «Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на зачет в его специальный стаж периодов их осуществления независимо от времени обращения за назначением пенсии.

На основании ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после вве­дения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Учитывая, что в указанный период действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, то период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, относящийся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

     В силу п. 4  Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дающим безусловное право на пенсию (Перечень предусмотрен приложением к Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 г. №1397).

    Из материалов настоящего дела следует, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в УПФР в г.Ельце, его специальный стаж в должностях, дающих безусловное право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, составлял 23 года 03 мес. 11 дней. Для назначения досрочной трудовой пенсии Калинину А.А. необходим педстаж 25 лет. Таким образом, условие о наличии не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, соблюдено.

Учитывая, что положения ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия назначается с момента подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее наступления на нее права.

Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Калининым А.А. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с Дн-Мсц-Гд года  ( дня подачи заявления в УПФ РФ).

   

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать за Калининым ФИО9 с Дн-Мсц-Гд г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в стаж для назначения указанной пенсии период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг..

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий:                                            Р.В.Гольтяева                        

Мотивированное решение изготовлено 16.07. 2010г.