решение по иску Семенихиной Е.В. о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №*** г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2010 г. г.Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи:                                                         Гольтяевой Р.В.

при секретаре:                                                                                     Орловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело №*** по иску Семенихиной ФИО10 к ГУ УПФР в  Елецком районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Семенихина Е.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Елецком районе о отмене решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности. Требование иска мотивировано тем, что 15.07.2010г. она подала в ГУ УПФР в Елецком районе заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему не менее 30 лет медицинскую деятельность. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ей было отказано в назначении пенсии по тем основаниям, что у нее отсутствует требуемый специальный стаж продолжительностью 30 лет, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. В стаж медицинской деятельности не засчитан период отпуска по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг Полагая данное решение необоснованным, просила суд отменить решение ГУ УПФР в Елецком районе и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию

В судебном заседании истица Семенихина Е.В. уточнила заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью с момента обращения, включив в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Елецком районе Саввин А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, при этом пояснил, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказано Семенихиной Е.В в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием на дату обращения, 15.07.2010г., требуемого стажа медицинской деятельности продолжительностью 30 лет. В специальный стаж не был засчитан период отпуска по уходу за ребенком свыше полутора лет, так как действующим законодательством такая возможность не предусмотрена. Таким образом, стаж работы по специальности Семенихиной Е.В, исчисленный по нормам Закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 г., с применением правовых положений Постановлений Конституционного Суда от 29.01.2004 г. № 2-П и от 05.11.2002 г. № 340-0, составил 28 лет 6мес. 12 дней. Просил в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Семенихиной Е.В., обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом суд исходит из следующего.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.  

Согласно пп. 20 п. 1  статьи 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2002 г. пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Пенсия назначается только при наличии полной выслуги, так как назначение пенсии при неполном стаже законодательством не предусмотрено.

Норма пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. не конкретизирует круг лиц, пользующихся правом на досрочную трудовую пенсию по старости, а также порядок исчисления периодов работы указанных лиц и носит отсылочный характер согласно п. 2 ст. 27 вышеназванного Закона. В соответствии с данным пунктом Списки соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, а также Правила исчисления периодов работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации. Осуществляя полномочия, предоставленные ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г., Правительство РФ с учетом общих принципов пенсионного обеспечения граждан определяет круг лиц, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, а также Правила исчисления периодов указанной работы. Это единый нормативный документ для реализации прав граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется как за период работы, начиная с 12.11.2002 г., так и за весь период деятельности гражданина до момента обращения за пенсией.

В соответствии с п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, поименованных в Списке, засчитываются в специальный стаж в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа. Такой порядок применяется для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях, перечисленных в Перечне согласно Приложению к Правилам исчисления периодов льготной работы.   

В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может произ­водиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

К таким нормативным правовым актам, в частности, относились Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464  «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здраво­охранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пен­сию за выслугу лет», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должнос­тей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пен­сию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здо­ровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здо­ровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинс­ких работников за периоды до 1 ноября 1999 года и после указанной да­ты соответственно.

В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066) - в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.1999 г. № 1066, а также в клиниках высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, в медико-санитарных частях, амбулаториях, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций), независимо от ведомственной подчиненности.

Таким образом, пенсионное обеспечение медработников за периоды до 01.01.1992 г. регулируется Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», определяющего право медицинских работников на пенсию за выслугу лет по Закону СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 г., с 01.01.1992 г. регулируется Постановлением Совета Министров № 464 от 6 сентября 1991 г., с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», а за периоды работы с 12.11.2002 г. по настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости».

Согласно трудовой книжке Семенихиной Е.В Дн-Мсц-Гдг. она была принята на должность медицинской сестры неврологического отделения ..., где и работала по Дн-Мсц-Гдг.. С Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. работала в ... в должности медицинской сестры ... отделения; с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гдг работала в ... ...; с Дн-Мсц-Гдг. по настоящее время работает в стационаре, приемном отделении медицинской сестрой ...».

В судебном заседании установлено, что в период с лет с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет, что подтверждается уточняющей справкой ...» №*** от Дн-Мсц-Гдг.

Судом установлено, что в специальный стаж работы истицы, дающей право на досрочную пенсию по старости, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет не засчитан по тому основанию, что Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (вступило в действие с 14.11.2002 года) и Постановлением Правительства РФ от 11.07-2002 года № 516 такая возможность не предусмотрена.

Суд не может согласиться с данной правовой позицией.

В соответствии с п.7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС ОТ 29.11.1989 г. № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения им возраста 3-х лет учитывается в том же порядке, как работа или, соответственно, учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, на основании разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст. 12, 78, 78.1. Закона РСФСР право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»  до вступления в силу Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включался период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г.

Согласно письму Министерства труда и социального развития РФ от 21.07.2003 г. № 717-АП женщине, выработавшей необходимый стаж, с учетом которого назначается трудовая пенсия по старости, включался отпуск по уходу за ребенком до 06.10.1992 г., на момент вступления в силу постановления Правительства РФ. № 516 от 11.07.2002 г., независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии.

Таким образом, учитывая, что статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости в том порядке и на тех условиях, которые были предусмотрены законодательством в период использования права на указанные отпуска.

Поскольку истица находилась в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и 3-х лет до введения в действие Закона РФ № 3443-1 от 25 сентября 1992 года, спорные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании вышеупомянутого Разъяснения, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 375/24-11, в том порядке и на тех же условиях, что и основная работа по специальности. То есть отпуск истицы по уходу за ребенком после достижения им возраста 3-х лет подлежит зачету в специальный стаж истицы в календарном исчислении.

На основании ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается с момента подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее возникновения право на такую пенсию.

Как следует из приобщенного к материалам дела решения об отказе в установлении пенсии,

Семенихина Е.В, обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в ... 15.07.2010г.

На момент обращения Семенихиной Е.В., по вопросу назначения пенсии, ее стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, с учетом льготного исчисления спорных периодов трудовой деятельности, составлял необходимые 30 лет. 

Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Семенихиной Е.В., необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, с момента обращения по вопросу назначения пенсии, т.е.с 15.07.2010г (дня подачи заявления в ГУ УПФ РФ в ...).   

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Семенихиной ФИО11 к ГУ УПФР в  Елецком районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости удовлетворить в полном объёме.

Признать за Семенихиной ФИО12 право на досрочную трудовую пенсию по старости с 15.07.2010г., засчитав в специальный стаж для назначения досрочной пенсии как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, период отпуска по уходу за ребенком свыше 1,5 лет с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг..

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий Гольтяева Р.В.

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2010 г.