решение по иску Кутепова С.В. о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2010 года                                                                     г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Гольтяевой Р.В.

при секретаре Орловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело №*** по иску Кутепова ФИО9 к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Кутепов С.А. обратился в  суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию, ссылаясь на следующее: 27.07.2010 г. он подал в ГУ УПФ РФ в г. Ельце заявление о назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Однако решением № 510 от 06.08.2010 г. в назначении указанной пенсии было отказано в связи с отсутствием на дату обращения требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. В педагогический стаж не засчитан период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд. в связи с тем, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не предусматривают включение в педагогический стаж службы в составе Вооруженных Сил. Считая данное решение незаконным, просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию с 27.07.2010 г., обязав включить в специальный стаж, дающий право на получение такой пенсии, период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г.

В судебное заседание истец Кутепов С.А.. не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела.

В судебное заседание представитель истца Кутепова С.А.. Гриднева В.М., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Ельце Попова В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Кутепова С.А.. не признала, суду пояснила, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Ельце отказано Кутепову С.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. в связи с отсутствием на дату обращения 27.07.2010 г. требуемого стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет. В специальный стаж работы не засчитан период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. в связи с тем, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж военной службы в составе Вооруженных Сил. Аналогично решался вопрос ранее действовавшими нормативными правовыми актами, регулировавшими сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067. Стаж работы по специальности на дату обращения Кутепова С.А. составляет 24 года 8 мес. 21 день. Данная продолжительность педагогической деятельности не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.п 1.пп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001.Просила в иске отказать.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Кутепова С.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

 При этом суд исходит из следующего. 

 Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

 В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. 

 Статьей 55 закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ.

 В силу подпункта 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста.

 Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-Ф6, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.).

 При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового регулирования, т.е. правила и нормы Закона РФ № 340-1 и иные нормативные акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г. Периоды работы после 01.11.1999 г. при назначении досрочных трудовых пенсий по старости оцениваются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79). В соответствии с п.3 указанного постановления Правила, утвержденные данным постановлением, по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 01.11.1999 г., т.е. при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки).

Из пенсионного дела, трудовой книжки истца усматривается, что с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. он проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР по призыву.

В дальнейшем (Дн-Мсц-Гд г.) был принят учителем начальной военной подготовки в школу №*** ...-... (приказ №*** от Дн-Мсц-Гд года).

На момент обращения Кутепова С.А. в УПФР в г. Ельце стаж работы в должности преподавателя общеобразовательной школы оставил 24 года 8 месяцев 21 день.

Ответчик не включил в педагогический стаж истца период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву, на том основании, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж военной службы в составе Вооруженных Сил.

Однако в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П «при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования. В постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный Суд указал, сославшись на постановление от 24.05.2001г. и определение от 05.11.2002г. по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева, что, у граждан приобретших пенсионные права до ведения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права на пенсию. Пунктом 2 статьи Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет, следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а по правоотношениям, возникшим до 6.09.1991года - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

Как видно из материалов дела, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, в отношении которого возник спор, имел место до 6 сентября 1991 года.

С 01.09.1981 г. по 05.09.1991 г. применялся Перечень учреждений и должностей, утвержденный Постановлением совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работником просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно п.1 Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в стаж учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась: а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Таким образом, до вступления в силу постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с принятием которого служба в Вооруженных Силах СССР перестала включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение спорного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Суд не может принять во внимание довод представителя ответчика о том, что оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления (1 октября 1993 года). Данная правовая позиция основана на ошибочном толковании нормы права. Также, по мнению суда, ответчиком неправильно трактуются определения Конституционного Суда РФ: Определение от 20.11.2008 № 869-O-O и Определении от 25.12.2008 № 1056- О-О.

Конституционно-правовой смысл, выявленный в указанных определениях согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж, напротив, сводится к подтверждению гарантии права гражданина, осуществлявшего до 05.09.1991г. функции, предусмотренные п. 1 «Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на зачет в его специальный стаж периодов их осуществления независимо от времени обращения за назначением пенсии.

На основании ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после вве­дения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Учитывая, что в указанный период действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, то период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, относящийся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В силу п. 4  Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дающим безусловное право на пенсию (Перечень предусмотрен приложением к Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397).

Из материалов настоящего дела следует, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в УПФР в г. Ельце, его специальный стаж в должностях, дающих безусловное право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, составлял 24 года 8 мес. 21 день. Для назначения досрочной трудовой пенсии Кутепову С.А. необходим педагогический стаж продолжительностью 25 лет. Таким образом, условие о наличии не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, соблюдено.

Учитывая, что положения ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР в звании ст. лейтенанта с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия назначается с момента подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее наступления на нее права.

Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Кутеповым С.А. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 27.07.2010 г. (дня подачи заявления в ГУ УПФ РФ в г. Ельце).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Кутеповым ФИО10 с 27.07.2010 г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в стаж для назначения указанной пенсии период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий:                                            Р.В.Гольтяева