Дело № 2-2577/2010 г. Именем Российской Федерации 22 июля 2010 года г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего Стрельцова С.Н., при секретаре Свиридовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело по заявлению Виноградовой ФИО11 к администрации г. Ельца о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности поставить на жилищный учет, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратилась в суд с заявлением, указывая, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Она обратилась в администрацию ... с письменным заявлением, в котором просила включить ее в список ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Дн-Мсц-Гд жилищная комиссия отказала ей в постановке на учет ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отказ мотивирован тем, что она проживает в жилом помещении, принадлежащем ее дочери и имеет обеспеченность жилым помещением более учетной нормы по .... Отказ является незаконным, т.к. жилое помещение принадлежит ее дочери. Своего собственного жилья она не имеет. По месту регистрации не проживает с 2008 года. Живет на съемных квартирах. По месту регистрации жить не может, т.к. внук вступил в брак, у него родились дети, в связи с чем стали возникать конфликты. Просила признать незаконным отказ администрации ... в ее постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Впоследствии ФИО2 изменила требования. Просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову ветерана ВОВ и обязать администрацию ... поставить ее на учет ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В судебное заседание ФИО2 не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же доводы. Ее представитель по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на те же доводы. Представитель администрации ... в судебное заседание не явился. Ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. Администрация ... не сообщила о причинах не явки своего представителя в судебное заседание, не просила о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, с учетом мнения представителя истца, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного судопроизводства по представленным доказательствам. Заслушав объяснения представителя истца, показания свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как разъяснено в п. 9 Пленума Верховного суда РФ №*** от Дн-Мсц-Гд. «О практике рассмотрения дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникшим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина, несогласного с решением, действием (бездействием) органа местного самоуправления, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения. Исходя из характера правоотношений, из которых вытекают требования ФИО2, поданное ею заявление подлежит рассмотрению в порядке искового производства. В судебном заседании установлено, что ФИО2 является вдовой участника Великой Отечественной войны. Это подтверждается удостоверением ветерана ВОВ №*** от Дн-Мсц-Гд, справкой УСЗН администрации ... от Дн-Мсц-Гд №***, военным билетом от Дн-Мсц-Гд №***, свидетельством о браке от Дн-Мсц-Гд №***. ФИО2 зарегистрирована по адресу: ..., г. ... Коммунаров, дом №***, квартира №***. В квартире также зарегистрированы ФИО6, ФИО5, ФИО4 Фактически в квартире проживают ФИО6, ФИО5, ФИО4, жена ФИО5 и их двое детей. Указанная квартира принадлежит на праве собственности дочери истца – ФИО6. Квартира необходима ФИО6 для собственного пользования и предоставления для проживания семье своего сыны. ... квартиры составляет 68,6 кв.м., жилая 46,4 кв.м.. С 2008 года истец фактически проживает на съемных квартирах. Последнее ее фактическое место жительства квартира №*** в доме №*** по ... в .... Собственного жилья истец не имеет. ФИО2 не является членом семьи ФИО6. Общего хозяйства с собственником квартиры она не ведет, проживает отдельно от него на съемной квартире. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями истца, его представителя, паспортом ФИО2, свидетельством о государственной регистрации права от Дн-Мсц-Гд, выпиской из домовой книги, справкой ТСЖ «Коммунар» от Дн-Мсц-Гд, свидетельствами о государственной регистрации права от Дн-Мсц-Гд, показаниями свидетелей ФИО6, ФИО4, ФИО9,, ФИО8, ФИО7. Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется. Показания свидетелей последовательны, не противоречивы, подтверждаются другими собранными по делу доказательствами. ФИО2 обратилась в администрацию ... с заявлением, в котором просила поставить на жилищный учет, как вдову участника ВОВ. Письмом от Дн-Мсц-Гд №*** администрация ... отказала ФИО2 в постановке на учет ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что ФИО2 проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери, и обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения составляет 17,5 кв.м., а учетная норма по ... составляет 13 кв.м.. Пунктом 4 части 1 статьи 21 Федерального закона от Дн-Мсц-Гд г. N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до Дн-Мсц-Гд года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после Дн-Мсц-Гд года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. ФИО10своим Указом от Дн-Мсц-Гд г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановил, в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от Дн-Мсц-Гд г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; 5) предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. Частями 1, 2, 4 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. В силу ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Статьей 2 Положения о предоставлении муниципальных жилых помещений на территории ... предусмотрено, что учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ... - 13 и менее кв. м общей площади на человека. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). В соответствии с частями 1, 2, 3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом ФИО10 или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд находит исковые требования ФИО2 законными и обоснованными по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании ФИО2 является вдовой ветерана ВОВ, нетрудоспособна, не имеет в собственности жилого помещения и фактически проживает в съемной квартире. Собственник жилого помещения, где истец зарегистрирован, намерен использовать квартиру для проживания членов своей семьи. Суд считает, что в силу ст. 51 ЖК РФ и Указа ФИО10от Дн-Мсц-Гд г. N 714 истец как вдова ветерана ВОВ нуждается в улучшении жилищных условий, поскольку не является собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, в котором она зарегистрирована, и фактически проживает на съемной квартире. То, что норма обеспеченности ФИО2 жилой площадью превышает учетную норму по ..., при изложенных обстоятельствах не может служить основанием для отказа в иске. Таким образом, суд пришел к выводу, что ФИО2 имеет право на получение жилого помещения как вдова ветерана ВОВ, нуждается в улучшении жилищных условий имеет право на постановку на учет ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ответчик каких-либо возражений по иску не высказал. На основании изложенного суд пришел к выводу об удовлетворении искового заявления ФИО2 в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск ФИО2 – удовлетворить. Признать ФИО2, являющейся вдовой ветерана Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию ... поставить ФИО2 на учет ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Разъяснить администрации ..., что она вправе подать в Елецкий городской суд заявление об отмене данного решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в ... суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: ФИО0 Решение изготовлено в окончательной форме Дн-Мсц-Гд года.