ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дн-Мсц-Гд года ... Елецкий городской суд ... в составе: председательствующего Стрельцова С.Н., при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа ... о признании незаконным бездействия и возложении обязанности привести автомобильные дороги и тротуары в соответствие с требованиями государственного стандарта РФ, УСТАНОВИЛ: Прокурор ... обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа ..., указывая, что Дн-Мсц-Гд прокуратурой ... совместно с ГИБДД ОВД по ... проведена контрольная проверка по результатам весенне-летнего обследования ... ... на участке от ... о несоответствии дорожного покрытия требованиям ГОСТ Р50597-93 "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В результате установлены следующие недостатки: Вблизи дома №*** по ... имеется 8 ям размером 5x40x20 см; дом №*** - просадка дорожного полотна 5x10x400 см; от дома №*** до дома №*** - 4 ямы размером 5x40x20 см; от дома №*** до дома №*** - 11 ям размером 5x20x20 см; дом №*** - просадка люка более 5 см; от дома №*** до ... - 17 ям размером 7x30x20 см; перекресток ... и ... - просадка дорожного полотна размером 15x20x20 см; просадка 2-х люков более 5 см; дом №*** - просадка дорожного полотна размером 15x100x50 см; от дома №*** до дома №*** - 13 ям размером 5x20x20 см; дом №*** - просадка дорожного полотна размером 5x150x300 см; просадка люка более 5 см; яма размером 5x200x30 см; вторая 5x70x300 см, третья размером 10x40x300 см; перекресток ... - просадка люка более 7 см; дом №*** - разрушение асфальтового покрытия вокруг люка диаметром 20 см, глубиной 5 см; дом №*** - разрушение асфальтового покрытия вокруг люка диаметром 20 дом №*** - две ямы размером 7x20x20 см; дом №*** - две ямы размером 7x20x20 см; дом №*** - две ямы размером 5x20x20 см; дом №*** - две ямы размером 5x20x20 см; перекресток ул Пушкарская-Октярьская - просадка люка 7 см, просадка дорожного полотна размером 7x60x60 см, яма размером 7x40x30см; дом №*** - 12 ям размером 5x20x40 см; дом №*** - просадка двух люков по круга диаметром 2 м; просадка дорожного полотна размером 5x50x300 см; вдоль территории тубдиспансера - просадка трех люков диаметром 2 м; 11 ям размером 10x40x40 см; от дома №*** до дома №*** - просадка трех люков диаметром 1,5 м; дом №*** - яма размером 10x40x40 см; дом №*** - 2 просадки дорожного полотна размером 7x300x50 см; просадка люка более 7 см и диаметром 1 м; дом №*** - просадка 3-х люков диаметром 2 м; дом №*** - 2 ямы размером 7x20x20 см, 7x40x40 см; дом №*** - отсутствует асфальтовое покрытие размером 2x7 м; дом №*** - просадка дорожного полотна 5x100x500 см; дом №*** - просадка дорожного полотна размером 8x150x500 см; дом №*** - две ямы размером 5x20x20 см; отсутствует горизонтальная дорожная разметка на искусственной неровности; дом №*** - три ямы размером 5x20x20 см; дом №*** - 8 ям размером 7x30x30 см; на протяжении территории МОУ СОШ №*** - 15 ям размером 5x20x20 см; две просадки дорожного полотна размером 5x150x400 см; просадка двух люков глубиной более 5 см; перекресток ... - яма размером 10x70x40 см; яма размером 10x40x20 см, разрушение асфальтового полотна диаметром 1 м и глубиной 10 см, просадка дорожного полотна размером 10x200x800 см; дом №*** - просадка дорожного полотна размером 150-400 см; дом №*** - три ямы размером 7x20x40 см; дом №*** - просадка двух люков глубиной более 7 см и диаметром 1 м; от дома №*** вдоль территории ОАО "Колос" - три просадки дорожного полотна размером 5x150x700 см, две просадки дорожного полотна размером 5x100x400 см, 15 ям размером 5x40x30 см. Кроме того, на всем участке улицы Октябрьская от ... до начала улицы необходимо провести текущий ремонт тротуаров. В соответствии с действующим законодательством и Уставом ... содержание и ремонт дорог относится к компетенции городского округа .... Недостатки дорожного покрытия должны устраняться в установленные сроки. Ответчик не принимает своевременных к контролю и проведению проверок состояния дорожного покрытия, не обеспечивает надлежащее содержание и ремонт дорог ..., тем самым создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни, здоровью и имуществу граждан .... Прокурор ... просил признать незаконным бездействие администрации городского округа город Елец, а также обязать администрацию городского округа ... привести автомобильную дорогу и тротуары по ... на участке от ... до начала ... ... в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В судебном заседании помощник прокурора ... ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме, ссылаясь на те же доводы. Представитель ответчика – администрации ... в судебное заседание не явился. Администрация ... надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела. О причинах неявки в судебное заседание ответчик не сообщил, не просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В предварительном судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО3 исковые требования не признал, ссылаясь на то, что администрация ... предприняла меры по ремонту дороги, а именно объявила конкурс на ремонтные работы. Не оспаривал, что указанные в акте обследования недостатки имеют место. Представитель третьего лица – комитета по коммунальному хозяйству в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. В предварительном судебном заседании представитель комитета по коммунальному хозяйству по доверенности ФИО4 пояснила, что администрацией ... предпринимаются меры по ремонту дорог. Не оспаривала, что указанные в акте обследования недостатки имеют место. Суд с учетом мнения прокурора, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке заочного судопроизводства по представленным доказательствам. Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, Дн-Мсц-Гд г.) действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно ст. 30 того же Закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения. Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к выводу, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор ..., осуществляющий надзор в сфере законодательства, вправе обратиться в суд с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц. В статье 1 Федерального закона от Дн-Мсц-Гд г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что задачами Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В статье 2 того же Закона даны основные термины. В частности: безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Согласно ч. 4 ст. 6 приведенного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с ч.ч. 1, 2 Федерального закона от Дн-Мсц-Гд г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В силу ч. 1 ст. 21 того же Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В п. 3 ст. 2 Федерального закона от Дн-Мсц-Гд г. N 257-ФЗ В ст. 3 того же Закона даны основные понятия. В частности: автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; пользователи автомобильными дорогами - физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Статья 5 приведенного Закона предусматривает, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с ч. 9 ст. 6 Федерального закона от Дн-Мсц-Гд г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно ст. 13 того же Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: 1) осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; 6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Техническим регламентом является Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от Дн-Мсц-Гд г. N 221). Указанный ГОСТ предусматривает, что автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы: Группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения; группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт./сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения; группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Раздел третий приведенного ГОСТа определяет конкретные требования к качеству дорожного покрытия и сроки устранения недостатков. Так согласно п.п. 3.1.1, 3.1.2 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Для дорог категории «А» размер повреждений не должен превышать 0,3 (1,5) кв.м. на 1000 кв.м.. В случае превышения недостатки должны быть ликвидированы не позднее 5 суток с момента выявления. Для дорог категории «Б» размер повреждений не должен превышать 1,5 (3,5) кв.м. на 1000 кв.м.. В случае превышения недостатки должны быть ликвидированы не позднее 7 суток с момента выявления. Для дорог категории «В» размер повреждений не должен превышать 2,5 (7) кв.м. на 1000 кв.м.. В случае превышения недостатки должны быть ликвидированы не позднее 10 суток с момента выявления. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. В судебном заседании установлено, что на момент подачи иска в нарушение требований указанного ГОСТ на ... ... на участке от ... установлены следующие недостатки: Вблизи дома №*** по ... имеется 8 ям размером 5x40x20 см; дом №*** - просадка дорожного полотна 5x10x400 см; от дома №*** до дома №*** - 4 ямы размером 5x40x20 см; от дома №*** до дома №*** - 11 ям размером 5x20x20 см; дом №*** - просадка люка более 5 см; от дома №*** до ... - 17 ям размером 7x30x20 см; перекресток ... и ... - просадка дорожного полотна размером 15x20x20 см; просадка 2-х люков более 5 см; дом №*** - просадка дорожного полотна размером 15x100x50 см; от дома №*** до дома №*** - 13 ям размером 5x20x20 см; дом №*** - просадка дорожного полотна размером 5x150x300 см; просадка люка более 5 см; яма размером 5x200x30 см; вторая 5x70x300 см, третья размером 10x40x300 см; перекресток ... - просадка люка более 7 см; дом №*** - разрушение асфальтового покрытия вокруг люка диаметром 20 см, глубиной 5 см; дом №*** - разрушение асфальтового покрытия вокруг люка диаметром 20 дом №*** - две ямы размером 7x20x20 см; дом №*** - две ямы размером 7x20x20 см; дом №*** - две ямы размером 5x20x20 см; дом №*** - две ямы размером 5x20x20 см; перекресток ул Пушкарская-Октярьская - просадка люка 7 см, просадка дорожного полотна размером 7x60x60 см, яма размером 7x40x30см; дом №*** - 12 ям размером 5x20x40 см; дом №*** - просадка двух люков по круга диаметром 2 м; просадка дорожного полотна размером 5x50x300 см; вдоль территории тубдиспансера - просадка трех люков диаметром 2 м; 11 ям размером 10x40x40 см; от дома №*** до дома №*** - просадка трех люков диаметром 1,5 м; дом №*** - яма размером 10x40x40 см; дом №*** - 2 просадки дорожного полотна размером 7x300x50 см; просадка люка более 7 см и диаметром 1 м; дом №*** - просадка 3-х люков диаметром 2 м; дом №*** - 2 ямы размером 7x20x20 см, 7x40x40 см; дом №*** - отсутствует асфальтовое покрытие размером 2x7 м; дом №*** - просадка дорожного полотна 5x100x500 см; дом №*** - просадка дорожного полотна размером 8x150x500 см; дом №*** - две ямы размером 5x20x20 см; отсутствует горизонтальная дорожная разметка на искусственной неровности; дом №*** - три ямы размером 5x20x20 см; дом №*** - 8 ям размером 7x30x30 см; на протяжении территории МОУ СОШ №*** - 15 ям размером 5x20x20 см; две просадки дорожного полотна размером 5x150x400 см; просадка двух люков глубиной более 5 см; перекресток ... - яма размером 10x70x40 см; яма размером 10x40x20 см, разрушение асфальтового полотна диаметром 1 м и глубиной 10 см, просадка дорожного полотна размером 10x200x800 см; дом №*** - просадка дорожного полотна размером 150-400 см; дом №*** - три ямы размером 7x20x40 см; дом №*** - просадка двух люков глубиной более 7 см и диаметром 1 м; от дома №*** вдоль территории ОАО "Колос" - три просадки дорожного полотна размером 5x150x700 см, две просадки дорожного полотна размером 5x100x400 см, 15 ям размером 5x40x30 см. Кроме того, на всем участке улицы Октябрьская от ... до начала улицы необходимо провести текущий ремонт тротуаров. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, актом проверки от Дн-Мсц-Гд, актом комплексного обследования от Дн-Мсц-Гд и лицами, участвующими в деле не оспаривались. Дороги ..., в частности и дорожное покрытие на ... ... на участке от ... ..., находятся в муниципальной собственности .... Эти обстоятельства подтверждаются выпиской из Реестра от Дн-Мсц-Гд №***, уставом городского округа ..., распоряжением главы администрации ... от Дн-Мсц-Гд, положением о комитете по коммунальному хозяйству, объяснениями ответчика и третьего лица, данными ими в предварительном судебном заседании. Из представленной ответчиком заявки от Дн-Мсц-Гд следует, что комитет по коммунальному хозяйству разместил заявку на проведение ремонта дорог. Вместе с тем, из акта проверки от Дн-Мсц-Гд видно, что недостатки дороги должны быть устранены не позднее Дн-Мсц-Гд. На момент рассмотрения дела недостатки, указанные в акте не устранены. Доказательств обратного ответчиком не представлено. При таких обстоятельствах суд считает, что ответчиком не предпринято достаточных мер для приведение дороги в установленный срок в соответствие с требованиями ГОСТ. Обязанность по надлежащему содержанию дорожного покрытия дорог ... лежит на органе местного самоуправления, т.е. на администрации городского округа .... На основании изложенного, суд находит доводы прокурора ... о бездействии администрации городского округа ... и не соответствии дороги требованиям ГОСТ установленными и доказанными, а исковые требования законными и обоснованными. При установлении конкретного срока для устранения недостатков дорожного покрытия суд исходит из объема работ, погодных и климатических условий для проведения работ, и считает, что устранение недостатков дорожного покрытия должно быть осуществлено администрацией городского округа ... до Дн-Мсц-Гд года. Оснований для взыскания судебных расходов нет, поскольку стороны в силу НК РФ освобождены от уплаты судебных расходов. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействие администрации городского округа ..., выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги и тротуара по ... на участке от ... в ... в соответствии с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Обязать администрацию городского округа ... в срок до Дн-Мсц-Гд года привести автомобильную дорогу и тротуары по ... на участке от ... в ... в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Разъяснить администрации ..., что она вправе подать в Елецкий городской суд заявление об отмене данного решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в ... суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий: ФИО0 Решение изготовлено в окончательной форме Дн-Мсц-Гд года.
см, глубиной 5 см;
дом №*** - 8 ям размером 10x40x40 см;
дом №*** - 2 ямы размером 5x20x20 см, отсутствует горизонтальная дорожная разметка на искусственной неровности;
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, Дн-Мсц-Гд г.) определены цели Закона, в том числе обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
см, глубиной 5 см;
дом №*** - 8 ям размером 10x40x40 см;
дом №*** - 2 ямы размером 5x20x20 см, отсутствует горизонтальная дорожная разметка на искусственной неровности;