оспаривание действий УФРС



Дело №***

 РЕШЕНИЕ

  Именем Российской Федерации

22 октября 2010 года г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Стрельцова С.Н.,

при секретаре Свиридовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело по заявлению Воскобойникова ФИО4 об оспаривании бездействия начальника Елецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области,

 

УСТАНОВИЛ:

     Воскобойников С.А. обратился в суд с заявлением, указывая, что Дн-Мсц-Гд он обратился с заявлением к начальнику Елецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ...  (далее по тексту начальник Елецкого отдела). В заявлении просил выдать ему справку о том, что на его имя недвижимое имущество не зарегистрировано. Им получен ответ от Дн-Мсц-Гд, в котором ему отказано в выдаче справки и предложено уплатить 100 рублей за выписку из ЕГРП. Он не обращался с просьбой выдать выписку из ЕГРП. Законодательством не предусмотрено взыскание платы за выдачу справки об отсутствии зарегистрированного права на недвижимое имущество. В результате бездействия начальника Елецкого отдела нарушено его право на безвозмездное получение справки. Просил признать незаконным бездействие начальника Елецкого отдела, выразившееся в невыдаче ему справки об отсутствии зарегистрированного права на недвижимое имущество, а также обязать начальника Елецкого отдела безвозмездно выдать ему указанную справку.

     При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области. 

     В судебных заседаниях заявитель – Воскобойников С.А. поддержал заявленные требования, ссылаясь на те же доводы. Дополнительно пояснил, что оспариваемым бездействием нарушено его право на безвозмездное получение информации. Он обращался в ИФНС России по г. Ельцу с заявлением о выдаче справки о том, что он не является индивидуальным предпринимателем и ему безвозмездно была выдана справка. Ему известно, что право собственности на недвижимое имущество за ним не зарегистрировано, поэтому справку ему должны выдать бесплатно. При отсутствии зарегистрированного права регистрирующий орган должен выдать документ в виде справки либо иной документ.

     Начальник Елецкого отдела Трубицын А.Н., одновременно представляющий по доверенности интересы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, против удовлетворения заявления Воскобойникова С.А. возражал. В судебных заседаниях пояснил, что заявление Воскобойникова С.А. не соответствовало установленной законодательством форме. В нарушение законодательства к заявлению не были приложены документ, удостоверяющий личность, и документ об оплате. В связи с этим Воскобойникову С.А. было направлено письмо, в котором разъяснен порядок предоставления сведений из ЕГРП. Права Воскобойникова С.А. не нарушены. Запрашиваемые Воскобойниковым С.А. сведения содержатся ЕГРП. Без сверки с ЕГРП невозможно предоставить сведения об отсутствии зарегистрированного права на недвижимое имущество. При отсутствии в ЕГРП сведений выдается сообщение об отказе в предоставлении сведений. Просил отказать Воскобойникову С.А. в удовлетворении заявления.

     Заслушав объяснения заявителя и заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит заявление Воскобойникова С.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

         В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

         Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: - по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

         В судебном заседании установлено, что Дн-Мсц-Гд Воскобойников С.А. обратился с заявлением к начальнику Елецкого отдела.

В заявлении Воскобойников С.А. просил выдать ему справку о том, что на его имя не зарегистрировано недвижимое имущество.

Каких-либо документов к заявлению Воскобойников С.А. не приложил.

         Дн-Мсц-Гд Воскобойникову С.А. дан ответ за подписью начальника Елецкого отдела за №***.

В ответе со ссылками на ст.ст. 7, 8  ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Административный регламент и Постановление Правительства РФ от 14.12.2004 №773 «Об утверждении правил осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме» Воскобойникову С.А. разъяснен порядок предоставления информации из ЕГРП, перечислена категория лиц, имеющих право на получение сведений из ЕГРП бесплатно, указан размер платы за представление сведений. К указанному ответу приложена квитанция для оплаты за выдачу информации из ЕГРП на сумму 100 рублей.

Эти обстоятельства подтверждаются заявлением от Дн-Мсц-Гд, ответом от Дн-Мсц-Гд №***.

Свои требования Воскобойников С.А. обосновывает тем, что он имеет право на бесплатное получение справки об отсутствии у него недвижимого имущества.

Этот довод суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"  государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

 Часть 1 ст. 4 того же Закона предусмотрено, что  государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации ….  

В силу ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ
"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"   сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц …  Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в виде выписки из Единого государственного реестра прав или в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.  Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в Едином государственном реестре прав отсутствуют запрашиваемые сведения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, выдает или направляет обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений. Решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.

Частью 1 стать 8 указанного Закона предусмотрено, что за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также за предоставление информации, указанной в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона, взимается плата. Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

В части 2 той же статьи указаны категории лиц, которым сведения из ЕГРП предоставляются бесплатно.

 К компетенции территориального органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество входит (в том числе) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

 Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 12 того же Закона   права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.  Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях.

 Правилами осуществления платы за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2004 г. N 773) утвержден размер и порядок платы за предоставление указанной информации. Размер платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (за исключением информации о зарегистрированных правах на предприятие как имущественный комплекс)  для физических лиц составляет 100 рублей. Плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (далее - плата), вносится плательщиком через банк, иную кредитную организацию путем наличного или безналичного расчета и зачисляется в доход федерального бюджета. Документ, подтверждающий внесение платы, представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вместе с заявлением о предоставлении информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, выдаче копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (п.п. 2, 3, 4 Правил).

Приказом Минюста РФ от 18.09.2003 №226 утверждена Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах.  Согласно Инструкции в государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделки с ним может быть отказано на основании и в порядке, определенными Законом. В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона при принятии решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество или сделки с ним заявителю не позже пяти дней после окончания срока рассмотрения заявления направляется сообщение о причинах такого отказа (далее именуется - сообщение). Отказ в предоставлении запрашиваемой информации, выдаваемый в письменной форме (далее именуется - сообщение об отказе), должен быть мотивирован (пункт 2 статьи 7 Закона). В сообщении об отказе в обязательном порядке также указывается, что отказ в выдаче информации может быть в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона обжалован в суд. В сообщении об отказе в выдаче информации не указывается, что он может быть в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона обжалован в суд только в случаях, когда сообщение об отказе выдается в связи с отсутствием соответствующего раздела Единого государственного реестра прав. Причины, которые являются основаниями для отказа, могут быть в том числе следующими: непредставление документа, подтверждающего оплату выдаваемой информации о зарегистрированных правах (кроме случаев, когда информация в соответствии с законом должна предоставляться бесплатно); содержание запроса не позволяет однозначно идентифицировать объект, информация о котором интересует данное лицо, и у органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, отсутствует возможность уточнить содержание запроса.  Сведения о содержании правоустанавливающих документов (далее - документы) выдаются лицам, указанным в пункте 3 статьи 7 Закона. Названные сведения выдаются в виде справки (приложение N 2).    Обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости выдаются лицам, указанным в пункте 3 статьи 7 Закона. Названные сведения выдаются в виде выписки из Единого государственного реестра прав (приложение N 3). Если запрашиваемые сведения предоставлены быть не могут, поскольку в Едином государственном реестре прав не зарегистрированы права указанного в запросе лица, выдается сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений (п.п. 13, 14, 23, 25, 29, 35, 40 Инструкции).

На момент обращения Воскобойникова С.А. с заявлением о предоставлении справки действовал Административный регламент исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденный   Приказом Минюста РФ от 14 сентября 2006 г. N 293.  

Согласно п. 140, 142 Административного регламента основанием для начала процедуры выдачи информации или копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (далее - копии правоустанавливающих документов), является обращение заявителя с документом, удостоверяющим личность, документом об оплате и заполненным заявлением о выдаче информации или изготовлении копии правоустанавливающего документа (приложение 2 к Административному регламенту) или поступление официального запроса от органа государственной власти или органа местного самоуправления. Специалист, ответственный за выдачу информации, осуществляет поиск требуемой информации в ЕГРП. Специалист, ответственный за выдачу информации, формирует выписку (справку) из ЕГРП (далее - выписка из ЕГРП) или сообщение об отказе в предоставлении информации по форме и в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией о порядке заполнения свидетельств.

В ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями от 27 июля 2010 г.) дано понятие информации. Это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 8, 9 того же Закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.  Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.  Предоставляется бесплатно информация: 1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; 2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица; 3) иная установленная законом информация. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Проанализировав приведенные нормы в совокупности и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

В Российской Федерации в основу системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним положен принцип гласности.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав по запросам любых лиц и с соблюдением установленного порядка должны предоставляться сведения за плату либо бесплатно. 

  Воскобойников С.А. просил выдать ему справку об отсутствии у него в собственности объектов недвижимости.

Понятия сведения и информация вне зависимости от формы их предоставления тождественны.

Суд считает, что справка – это информация (сведения) изложенные в письменной форме.

Применительно к рассматриваемому делу запрошенная Воскобойниковым С.А. справка – это письменные сведения (информация) об отсутствии у него недвижимого имущества.

 Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, которыми обладает Елецкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, содержатся в ЕГРП.

В связи с этим для выдачи Воскобойникову С.А., запрашиваемой им справки, Елецкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области должен был обратиться к сведениям, содержащимся в ЕГРП. 

Вывод об отсутствии у заявителя зарегистрированных прав на недвижимое имущество может быть сделан лишь после проверки сведений, содержащихся в ЕГРП, и при отсутствии соответствующих записей о регистрации.

 Сведения об отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество должны выдаваться Елецким отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области в форме сообщения об отказе в выдаче запрашиваемой информации, со ссылкой на отсутствие в ЕГРП соответствующих записей.

Воскобойников С.А. не относится к лицам, имеющим право на бесплатное получение информации из ЕГРП.

 Плата за получение информации из ЕГРП установлена законодательством РФ.

Следовательно, Воскобойников С.А., при обращении в     Елецкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Липецкой области с заявлением о выдаче справки об отсутствии у него в собственности недвижимого имущества, обязан был уплатить 100 рублей и представить соответствующую квитанцию.

В связи с изложенным, суд считает, что Елецкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в соответствии с действующим законодательством предложил Воскобойникову С.А. уплатить 100 рублей за получение указанной справки.

 Кроме того, в нарушение приведенных правовых норм Воскобойниковым С.А. было подано заявление не по установленной форме и к нему не были приложены необходимые документы, а именно документ, подтверждающий личность заявителя и квитанция об оплате.

Таким образом, суд полагает, что Елецкий отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области правомерно не выдал Воскобойникову С.А. запрашиваемую им справку.

  Ответ начальника Елецкого отдела от  Дн-Мсц-Гд №*** по своей сути не является отказом ФИО2 в выдаче запрашиваемой им информации, а лишь разъяснением порядка ее получения и предложением представить документ об оплате. 

Указанным ответом либо его содержанием какие-либо права Воскобойникова С.А. не нарушены, поскольку он имеет возможность с соблюдением установленных правовыми нормами правил получить нужную ему информацию.

Иные доводы Воскобойникова С.А. правового значения не имеют.

Поскольку в судебном заседании не установлено незаконности действий  (бездействия) начальника Елецкого отдела, то заявленные Воскобойниковым С.А. требования удовлетворению не подлежат.

 На основании изложенного и  руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         Воскобойникову ФИО5 в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия начальника Елецкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области,   – отказать.         

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней.

     Председательствующий:                                                   С.Н. Стрельцов

Решение изготовлено в окончательной форме 27 октября 2010 года.