Дело №*** РЕШЕНИЕ 27 октября 2010 года г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В. при секретаре: Орловой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело №*** по иску Семенихиной ФИО12 к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию, УСТАНОВИЛ: Семенихина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию. Требование иска мотивировано тем, что 10 июня 2010 года она подала заявление в ГУ УПФ РФ в г. Ельце о назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, имея стаж медицинской деятельности 30 лет. Однако УПФР в г. Ельце вынесло решение об отказе в назначении трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года в связи с отсутствием на дату обращения требуемого специального стажа работы. Пенсионным фондом не засчитаны в специальный стаж медицинской деятельности периоды работы в должности медицинской сестры ясли-сада №*** ... с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. и с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг в должности фельдшера по приему вызовов и передачи их выездным бригадам ... так указанные должности не соответствуют Спискам профессий и должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 и от 29.10.2002 № 781. Считая свое право на пенсионное обеспечение нарушенным, просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж период работы в должности медицинской сестры ясли- сада №*** ... с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. и с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. в должности фельдшера по приему вызовов и передачи их выездным бригадам ... и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за ней - с 10 июня 2010 года. В судебном заседании истица Семенихина Т.В. уточнила заявленные исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям. Просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости с Дн-Мсц-Гд года, засчитав в специальный стаж период работы в должности медицинской сестры ясли- сада №*** ... с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. и с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. в должности фельдшера по приему вызовов и передачи их выездным бригадам ... Представитель ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Ельце Юдина А.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Семенихиной Т.В. не признала, при этом пояснила, что 30.07.2010г. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в городе Ельце было отказано Семенихиной Т.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием на дату обращения необходимого медицинского стажа. В специальный стаж не засчитаны период работы в должности медицинской сестры в яслях - саду №***, так как номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.99г. №395 (в редакции от 29.02.2000г. №73 и от 11.06.2001г. №180) «ясли-сад» не предусмотрены в числе лечебно-профилактических учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию, в связи с чем не имеется оснований для зачета вышеуказанного периода в специальный стаж работы. Не засчитаны в специальный стаж истицы также периоды трудовой деятельности в должности фельдшера по приему вызовов и передачи их выездным бригадам ... поскольку Списки профессий и должностей, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 и от 29.10.2002 №781 содержат конкретный перечень наименований должностей и учреждений, и указанная должность этими Списками не поименована. Таким образом, стаж работы по специальности Семенихиной Т.В., исчисленный по нормам Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001г. с применением правовых положений Постановлений Конституционного Суда от 29.01.2004 № 2-П и от 05.11.2002 № 320-0 на дату обращения -10 июня 2010 года составляет 28 лет 5 месяцев 14 дней. Данная продолжительность медицинской деятельности не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии. Просила в иске отказать. Выслушав объяснения стороны, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Семенихиной Т.В. подлежащими частичному удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. Согласно пп. 20 п. 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2002 г. пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливается при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Пенсия назначается только при наличии полной выслуги, так как назначение пенсии при неполном стаже законодательством не предусмотрено. Исчисление сроков выслуги производится календарно. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность, а также Правила исчисления периодов указанной работы. Это единый нормативный документ для реализации прав граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется как за период работы, начиная с 12.11.2002 г., так и за весь период деятельности гражданина до момента обращения за пенсией. В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников, может производиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». К таким нормативным правовым актам, в частности, относятся: Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, утвердившего Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения; Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды до 1 ноября 1999 года и после указанной даты соответственно. Так, за периоды работы, имевшие место до 01.11.1999 г., при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинских работников могут применяться Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464. Периоды работы после 01.11.1999 г. при назначении досрочных трудовых пенсий по старости оцениваются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066. Обращаясь в суд с иском о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, Семенихина Т.В. полагает, что ответчик необоснованно не включил в ее специальный медицинский стаж периоды работы в должности медицинской сестры ясли- сада №*** ... с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. и в должности «фельдшера по приему вызовов» ... с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг.. Материалы настоящего гражданского дела свидетельствуют о том, что на момент обращения Семенихиной Т.В. в ГУ УПФР в г.Ельце с заявлением о назначении досрочной пенсии ее стаж медицинской деятельности составлял ( по мнению ответчика) 28 лет 5 месяцев 14 дней. Согласно трудовой книжки Семенихиной Т.В., Дн-Мсц-Гд она была принята в ясли-сад №*** медицинской сестрой, Дн-Мсц-Гдг. была уволена по собственному желанию. Из уточняющей справки ... следует, что ясли-сад №*** являлся структурным подразделением ... который был переименован в ..., позднее в ...», ... в ... Семенихина Т.В. медицинской сестрой в ясли-саду №*** работала полный рабочий день. В соответствии с Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.11.1999 г. № 395 (в редакции от 29.02.2000 г. № 73 и от 11.06.2001 г. № 180) «ясли-сад» не предусмотрены в числе лечебно-профилактических учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию. Действительно, учреждение «ясли-сад» не являлось лечебно-профилактическим учреждением. Включенные на основании приказа Минздрава СССР от 23 октября 1978 года в Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли приказом Минздрава СССР от 29 августа 1984 года из указанной номенклатуры были исключены. Приказом Министерства просвещения СССР от 30 мая 1979 года N 103 должность медицинской сестры ясельной группы была переименована в должность воспитателя, а в соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 15 июня 1984 года N 67 в ясельных группах были предусмотрены лишь должности воспитателя. Вместе с тем, суд принимает во внимание то обстоятельство, что в спорный период работы истицы действовали утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. На основании изложенного суд приходит к выводу, что Семенихиной Т.В. необходимо засчитать в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. должности медицинской сестры в яслях-саду №*** ..., независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая требования Семенихиной Т.В. в части зачета в медицинский стаж периодов трудовой деятельности в должности «фельдшера по приему вызовов и передачи их выездной бригаде» ... с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. суд находит, что данные требования удовлетворению не подлежат. Ответчиком указанные периоды не засчитаны в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по тому основанию, что указанная должность не предусмотрена Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Суд не может принять во внимание довод истицы о необоснованности отказа в зачете в ее специальный стаж спорных периодов, так как в эти периоды она занималась медицинской деятельностью. Указанный довод основан на неверном толковании действовавших и действующих в настоящее время норм права. Согласно правовому регулированию, которое действовало до 1 ноября 1999 года (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года. Указанный Список не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи. Положения ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Из смысла указанных правовых положений следует, что, несмотря на отсутствие в действующем в настоящее время Списке должности «фельдшер по приему вызовов и передачи их выездной бригаде», имеется правовая возможность зачисления в медицинский стаж периодов работы в указанной должности до 1 ноября 1999 г.. После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. Для этой цели законодатель предоставил временной промежуток ( с 22.09.1999г. по 01.11.1999г.) Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П). Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 20 октября 2005 года N 392-О) указал, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. С этим согласуется правовая позиция, изложенная Конституционным Судом РФ в Определении от 19 марта 2009 г. N 310-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дергач Н.К. на нарушение ее конституционных прав положениями постановления Правительства Российской Федерации "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях. Таким образом, суд не имеет правовой возможности засчитать в специальный (медицинский) стаж истицы периоды ее работы в должности «фельдшер по приему вызовов и передачи их выездной бригаде» с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг.. Согласно ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия назначается с момента подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее наступления на нее права. Истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 10.06.2010 года. С учетом засчитанного судом периода трудовой деятельности истицы в должности медицинской сестры ясли- сада №*** ... с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. на момент обращения в ГУ УПФР в г.Ельце с заявлением о назначении пенсии стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения Семенихиной Т.В. составил 29 лет 9 месяцев 24 дня. Принимая во внимание, что после обращения в ГУ УПФР истица продолжала трудиться в должности фельдшера отделения скорой помощи ... (сельская местность), дающей право на льготное пенсионное обеспечение, необходимый стаж – 30 лет, истица выработала 3 сентября 2010 года. Суд полагает, что именно с 3 сентября 2010г. Семенихина Т.В. приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Семенихиной ФИО13 право на досрочную трудовую пенсию по старости с Дн-Мсц-Гд года, засчитав в специальный стаж период работы в должности медицинской сестры ясли-сада №*** ... с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг.. В удовлетворении требований Семенихиной ФИО15 о зачете в специальный стаж периодов работы в должности «фельдшер по приему вызовов и передачи их выездной бригаде»: с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг., отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней. Председательствующий: Гольтяева Р.В. Мотивированное решение изготовлено 1 ноября 2010 года.