Дело №*** РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 ноября 2010 г. Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В. при секретаре: Орловой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело №*** по иску Малогорских ФИО9 к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, УСТАНОВИЛ: Малогорских М.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочное назначение пенсии, ссылаясь на то, что решением ГУ УПФ РФ в г. Ельце № 534 от 20.08.2010 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого стажа работы продолжительностью 25 лет, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. В специальный стаж в связи с педагогической деятельностью не включены периоды работы в должности музыкального работника в детском комбинате №*** с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года и с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года, т.к. учреждение «детский комбинат» не предусмотрено Списками. Также в специальный стаж не были включены периоды работы с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года, с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года, с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года, с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года, поскольку не выполняется условие зачета в специальный стаж работы в должности музыкального руководителя осуществления (суммарно по основной и другим местам работы) нормы рабочего времени независимо от времени, когда выполнялась работа. Кроме того, в стаж не были включены периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года и с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года. Исполняя свои должностные обязанности в спорный период времени, истица занималась непосредственно работой с детьми в качестве музыкального работника и фактически вне зависимости от наименования учреждения выполняла аналогичные функции музыкального работника в детском саду. На основании изложенного просила суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитав в стаж периоды работы с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. и с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. В судебном заседании истица Малогорских М.В. уточнила свои исковые требования, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию с Дн-Мсц-Гдг. засчитав в специальный педагогический стаж периоды работы в должности музыкального работника в детском комбинате №*** ... с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг. и с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гдг.. Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Ельце - Рябцева Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, при этом пояснила, что 20.08.2010 г. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в городе Ельце было рассмотрено заявление Малогорских М.В. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. Решением комиссии был вынесен отказ в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет. В специальный стаж работы Малогорских М.В. не были включены периоды работы с Дн-Мсц-Гдг. по Дн-Мсц-Гд г. и с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. в детском комбинате №*** в должности музыкального работника, как не соответствующий Спискам. Таким образом, стаж работы по специальности Малогорских М.В., исчисленный по нормам Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., составляет 18 лет 3 месяца 25 дней. Данная продолжительность педагогической деятельности не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии. Просила в удовлетворении исковых требований Малогорских М.В. отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Малогорских М.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд исходит из следующего. Досрочные трудовые пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения назначаются лицам, выполнявшим в течение длительного времени работу, по характеру и условиям труда связанную с повышенной сложностью и ведущую к утрате трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, т.е. по отношению к трудовой пении по старости они носят льготный характер. Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. В силу подпункта 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста. Пенсия назначается только при наличии полной выслуги, так как назначение пенсии при неполном стаже законодательством не предусмотрено. Исчисление сроков выслуги производится календарно. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Из смысла и содержания указанной статьи следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списках соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых постановлением Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. №781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-Ф6, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.). При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового регулирования, т.е. правила и нормы Закона РФ № 340-1 и иные нормативные акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г.. Периоды работы после 01.11.1999 г. при назначении досрочных трудовых пенсий по старости оцениваются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79). В соответствии с п.3 указанного постановления Правила, утвержденные данным постановлением, по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 01.11.1999 г., т.е. при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки). В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет, следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а по правоотношениям, возникшим до вступления в силу названного постановления - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Как видно из материалов дела, спорные периоды работы истицы имели место в период действия постановления Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397. и постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463. Из пенсионного дела и трудовой книжки истицы усматривается, что Дн-Мсц-Гд г. она была принята в детский комбинат №*** ... музыкальным работником, Дн-Мсц-Гд г. уволена в порядке перевода на завод «Медоборудование», Дн-Мсц-Гд г. принята переводом музыкальным работником детского комбината №***, Дн-Мсц-Гд г. уволена в порядке перевода в Елецкий ГОРОНО. Согласно справке №*** ОАО «Гидроагрегат» от Дн-Мсц-Гд г. истица с Дн-Мсц-Гд года по Дн-Мсц-Гд года работала в детском комбинате №*** в должности музыкального работника на полную ставку. Детский комбинат №*** принадлежал государственному предприятию ... до 1 апреля 1992 г. 10.11.1992 г. ... преобразован в ...» на основании постановления администрации г. Ельца № 444 от 10.11.1992 г.. 25.04.1996 г. ... переименовано в ... (решение собрания акционеров от 25.04.1996 года). 01.06.2002 г., согласно решению внеочередного собрания акционеров от 31 мая 2002 г., ... переименовано в ... Упомянутые выше Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (утвержденные постановлением Правительства РФ №781, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г.№463, постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397), действительно, не содержат наименование учреждения «детский комбинат». Между тем, в судебном заседании установлено, что истица работая в детском комбинате Елецкого завода тракторных гидроагрегатов, фактически выполняла функции музыкального работника, аналогичные функциям музыкального работника детского сада. Содержание, условия и характер её труда включали обязанности по музыкальному образованию маленьких детей, аналогичные обязанностям музыкального работника детского сада. Наименование учреждения «детский комбинат» не было предусмотрено никакими нормативными документами. Введение в оборот данного наименования было связано с объединением (комбинированием) двух дошкольных учреждений: яслей и детского сада, в одно. Таким образом, наименование учреждения не меняло сущности деятельности, осуществляемой истицей, и сущности заведения как дошкольного. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что по своей сути «детский комбинат» и «детский сад» понятия тождественные, в связи с чем отсутствие в Правительства РФ №781, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991г. №463, постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 наименования «детский комбинат» не может служить основанием для нарушения прав истицы на получение пенсии. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение граждан, работающих в сфере образования. Следовательно, досрочная трудовая пенсия по старости педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Исходя из положений ч. 2 ст. 4, ч. 1 и 4 ст. 15 Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (ч. 1. ст. 115 Конституции РФ). В определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2002 года № 310-О указано, что Правительство Российской Федерации обязано учитывать. .. общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности, принцип его всеобщности, а также предписания ст. 15 ч. 1 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Право работника на трудовую пенсию не нарушает ничьих прав и свобод, иных конституционно значимых целей, в связи с чем ограничение его не может быть признано соответствующим требованиям части 3 статьи 55 Конституции РФ. Такое ограничение к тому же противоречит принципам социального государства, закрепленным в статье 7 Конституции РФ, в соответствии с которыми политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Ограничение права на пенсию препятствует реализации гражданином конституционного права на пенсионное обеспечение. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленное истцом требование по сути связано с установлением тождественности наименования учреждений, с учетом работы на которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичных учреждений, а также тождественности выполняемой педагогической работы. Положение пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" этому не препятствует, поскольку исключение соответствующей возможности, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такой вывод основан и на правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) Таким образом, периоды работы истицы с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. и с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. в должности музыкального работника в «детском комбинате» подлежат включению в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Принимая во внимание изложенное, суд находит исковые требования о включении в педагогический стаж периодов работы с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. и с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. в должности музыкального работника детского комбината №*** ... обоснованными и подлежащими удовлетворению. Статья 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает сроки назначения трудовой пенсии. В силу указанной статьи трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Истица обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Ельце с заявлением о назначении пенсии 25.05.2010 г. С учетом засчитанных судом периодов трудовой деятельности на этот момент она имела необходимый 25 - летний стаж, поэтому досрочная трудовая пенсия должна быть ей назначена с 25.05.2010 г. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Малогорских ФИО10 к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить в полном объеме: признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с Дн-Мсц-Гд г., засчитав в стаж для исчисления досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. и с Дн-Мсц-Гд г. по Дн-Мсц-Гд г. в должности музыкального работника в детском комбинате №*** ... Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий: Гольтяева Р.В. Мотивированное решение изготовлено 03 ноября 2010 года.