решение по иску Селищева о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2010 г. г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Гольтяевой Р.В.

при секретаре Орловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску Селищева ФИО9 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Елецком районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Селищев Ю.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Елецком районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. Требование иска мотивировано тем, что в декабре 2009 г. он подал заявление в ГУ Управление Пенсионного фонда в Елецком районе о назначении досрочной трудовой пенсии, но решением от 22.04.2010 г. ему было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа. В специальный стаж в связи с педагогической деятельностью не включен период прохождения военной службы по призыву c ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагает, что данный период не был включен в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, необоснованно. На основании изложенного просит признать право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, включив период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В судебном заседании истец Селищев Ю.И. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Елецком районе Панкова Н.Г. исковые требования Селищева Ю.И. не признала. Суду пояснила, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Ельце отказано Селищеву Ю.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. в связи с отсутствием на дату обращения, 14.12.2009 г., требуемого стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет. В специальный стаж работы не засчитан период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву c 18.04.1986 г. по 31.10.1987г. в связи с тем, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж военной службы в составе Вооруженных Сил. Аналогично решался вопрос ранее действовавшими нормативными правовыми актами, регулировавшими сферу пенсионных правоотношений педагогических работников, - Перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067., Стаж работы по специальности на дату обращения Селищева Ю.И. составляет 22 года 09 мес. 1день. Данная продолжительность педагогической деятельности не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27.п1.пп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001. Просила в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Селищева Ю.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.

Статьей 55 закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу подпункта 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из смысла и содержания указанной статьи следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списках соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых постановлением Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. №781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-Ф6, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.).

При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового регулирования, т.е. правила и нормы Закона РФ № 340-1 и иные нормативные акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г. Периоды работы после 01.11.1999 г. при назначении досрочных трудовых пенсий по старости оцениваются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79). В соответствии с п.3 указанного постановления Правила, утвержденные данным постановлением, по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 01.11.1999г., т.е. при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки).

Из пенсионного дела, трудовой книжки истца усматривается, что он ДД.ММ.ГГГГ был принят учителем математики в ............. (приказ №*** от ДД.ММ.ГГГГ по Елецкому РАЙОНО), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР по призыву. В дальнейшем – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал учителем физики и математики средней школы №*** N.... ДД.ММ.ГГГГ был переведен на должность преподавателя–организатора основ безопасности жизнедеятельности в той же школе (приказ №*** от ДД.ММ.ГГГГ), где продолжает работать и в настоящее время.

На момент обращения Селищева Ю.И. в ГУ УПФР в Елецком районе стаж работы в должности преподавателя общеобразовательной школы составил 23 года 09. мес. 1 день.

Ответчик не включил в педагогический стаж истца период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву на том основании, что Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж военной службы в составе Вооруженных Сил.

Однако в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П «при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования. В постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный Суд указал, сославшись на постановление от 24.05.2001 г. и определение от 05.11.2002 г. по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева, что, у граждан приобретших пенсионные права до ведения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права на пенсию. Пунктом 2 статьи Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет, следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а по правоотношениям, возникшим до 6.09.1991года - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

Как видно из материалов дела, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, в отношении которого возник спор, имел место до 6 сентября 1991 года.

С 01.09.1981 г. по 05.09.1991 г. применялся Перечень учреждений и должностей, утвержденный Постановлением совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работником просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в стаж учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась: а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.

Таким образом, до вступления в силу постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с принятием которого служба в Вооруженных Силах СССР перестала включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение спорного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после вве­дения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Законность требований Селищева Ю.И. подтверждена и в определениях Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 № 869-O-O и от 25.12.2008 № 1056- О-О.

Конституционно-правовой смысл, выявленный в указанных определениях согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж, сводится к подтверждению гарантии права гражданина, осуществлявшего до 05.09.1991 г. функции, предусмотренные п. 1 «Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на зачет в его специальный стаж периодов их осуществления независимо от времени обращения за назначением пенсии.

Учитывая, что в указанный период действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, то период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, относящийся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В силу п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дающим безусловное право на пенсию (Перечень предусмотрен приложением к Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397).

Из материалов настоящего дела следует, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в УПФР в Елецком районе, его специальный стаж в должностях, дающих безусловное право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, составлял 23 года 09 мес. 1 день. Для назначения досрочной трудовой пенсии Селищеву Ю.И. необходим педагогический стаж 25 лет. Таким образом, условие о наличии не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, соблюдено.

Учитывая, что положения ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1год 6 месяцев 13 дней) подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия назначается с момента подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее наступления на нее права.

С учетом засчитанного судом периода на момент обращения в ГУ УПФР в Елецком районе Селищев Ю.И. права на досрочную трудовую пенсию не приобрел, так как его специальный стаж составил 24 года 03 мес. 14дней.

Между тем, учитывая, что со дня обращения в ГУ УПФР в Елецком районе по настоящее время Селищев Ю.И. продолжает работать в должности преподавателя – организатора ОБЖ средней школы №*** N..., то необходимый 25-ний стаж истец выработал на 28 августа 20010года.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Селищевым Ю.И. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 28 августа 2010 года (дня наступления права на пенсию).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Селищевым ФИО10 с 28 августа 2010 г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в стаж для назначения указанной пенсии период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Р.В.Гольтяева

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010г.