РЕШЕНИЕ 16 ноября 2010 года г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В. при секретаре: Орловой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску Драновской ФИО8 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Елецком районе о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, УСТАНОВИЛ: Драновская О.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Елецком районе о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, ссылаясь на то, что при прохождении воинской службы погиб ее сын - Драновский ФИО9. Истица является инвалидом 3 группы и получателем пенсии по инвалидности. Она обратилась в ГУ УПФР с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца, но в назначении пенсии ей было отказано. Считая данный отказ незаконным просила суд отменить решение ГУ УПФР в Елецком районе об отказе в назначении пенсии по случаю потери кормильца и, ссылаясь на пп.2 п.3 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», обязать ответчика назначить ей пенсию по случаю потери кормильца с момента обращения, а именно с 13.07.2010 года. В судебном заседании истица Драновская О.В. уточнила заявленные исковые требования. Просила суд признать за ней право на получение пенсии по случаю потери кормильца как вторую пенсию по пп.3 п.3 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», обязать УПФ в Елецком районе назначить пенсию по случаю потери кормильца с момента обращения. При этом пояснила, что она получает пенсию по инвалидности и полагает, что коль скоро она является инвалидом 3 группы и родителем погибшего военнослужащего, то имеет право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности и по случаю потери кормильца. Представитель ответчика - ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Елецком районе Никитина Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Драновской О.В. не признала, при этом суду пояснила, что Драновская О.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Елецком районе с заявлением о назначении государственной пенсии в соответствии со ст.8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ. Согласно представленным документам Драновская О.В. является матерью военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву. Также в настоящее время она является получателем трудовой пенсии по инвалидности в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. Право на пенсию по государственному обеспечению она приобретёт по достижении возраста 50 лет. На дату обращения (13.07.2010 г.) возраст заявительницы составляет 41 год, в связи с чем права на получение второй пенсии на указанную дату она не имеет. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Драновской О.В.. Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. Из материалов настоящего дела следует, что истица Драновская О.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения является инвалидом ............. группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-013 №*** от ДД.ММ.ГГГГ. Инвалидность установлена бессрочно. Согласно заключению об условиях и характере труда истица может выполнять легкие подсобные работы. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ Драновской О.В. назначена и выплачивается трудовая пенсия по инвалидности. Драновская О.В. обратилась в ГУ УПФР в Елецком районе с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца на основании пп.3 п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, ссылаясь на то, что она является матерью погибшего военнослужащего- Драновского А.А.. Решением ГУ УПФ РФ в Елецком районе № 12 от 02.09.2010 года истице отказано в назначении государственной пенсии. Отказ мотивирован тем, что право на одновременное получение пенсии по случаю потери кормильца и трудовой пенсии по инвалидности у нее отсутствует в связи с тем, что она не достигла возраста 50 лет. В судебном заседании установлено, что Драновский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится истице Драновской О.В. сыном. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении серии ............. № №***, выданным ДД.ММ.ГГГГ ............., Согласно свидетельству о смерти серии ............. № №***, выданному ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС N..., ДД.ММ.ГГГГ Драновский ФИО10 умер. Из справки Объединенного военного комиссариата г. Ельца № 4/111 от 31.07.2008 г. следует, что Драновский А.А. ДД.ММ.ГГГГ был призван на военную службу по призыву ОВК N... и ДД.ММ.ГГГГ погиб в дорожно-транспортном происшествии. Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы, о чем также свидетельствует выписка из приказа начальника ............. № 210 от 09.06.2008 года. В судебном заседании истица Драновская О.В. пояснила, что считает свое право на получении пенсии по случаю потери кормильца нарушенным. По ее мнению, коль она является инвалидом ............. группы и родителем погибшего военнослужащего, то имеет право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности и по случаю потери кормильца. Проанализировав доводы истицы, суд приходит к выводу, что ее правовая позиция обусловлена неверным толкованием действующего законодательства. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Порядок назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению регулируется ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25.07.2002 г. и 30.06.2003 г.) военнослужащие имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Согласно ч. 2 статьи 5 Закона в случае смерти военнослужащих члены их семей имеют право на пенсию по случаю потери кормильца. Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель в пункте 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установил право нетрудоспособных членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, на пенсию по случаю потери кормильца и категории граждан, которые признаются нетрудоспособными членами семьи. При этом в названной норме содержится положение, из которого следует, что пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи, указанным в подпунктах 1, 3, 5 пункта 3 статьи 8 Закона №166-ФЗ в том случае, если они находились на иждивении погибшего (умершего) кормильца. Исключением является подпункт 4 пункта 3 статьи 8 названного Закона, согласно которому нетрудоспособными членами семьи признаются в том числе родители военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, если они достигли возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины). Этой категории граждан право на пенсию по случаю потери кормильца предоставляется независимо от того, находились они на иждивении погибшего (умершего) военнослужащего или нет. Драновская О.В. в обосновании заявленных исковых требований ссылается на подп. 3 п. 3 ст. 3 Закона №166-ФЗ во взаимодействии с пп.3 ч.1 п.3 ст.8 названного Закона. Действительно, в соответствии с подп. 3 пункта 3 статьи 3 Закона № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий предоставляется родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (СПК), предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"). Между тем, нормы статьи 3 Закона № 166-ФЗ регламентируют только право на государственную пенсию и определяют круг субъектов права на две пенсии. В силу пункта 1 указанной статьи право на пенсию в соответствии с указанным Законом имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных этим Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Статья 8 Закона №166-ФЗ содержит перечень условий назначения пенсий военнослужащим и членам их семей. Исходя из материалов настоящего дела, в том числе решения УПФР в Елецком районе об отказе в установлении пенсии № 12 от 02.09.2010г., Драновской О.В. отказано в праве на пенсию по случаю потери кормильца именно по причине несоблюдения условий ее назначения. На момент обращения истица достигла возраста 41 год. В силу подп.4 п.3 ст.8 Закона № 166-ФЗ пенсия по случаю потери кормильца может быть ей назначена только при достижении возраста 50 лет. Довод истицы о том, что она имеет право на пенсию по случаю потери кормильца как нетрудоспособная независимо от возраста, так как и установленный законом возраст, и инвалидность являются не условием для назначения пенсии, а лишь критерием нетрудоспособности, а пункт 4 названной статьи лишь расширяет круг нетрудоспособных лиц, не основан на законе. Данное толкование статьи 8 Закона №166-ФЗ является неправильным и произвольным. Общее понятие нетрудоспособных граждан дано в статье 2 указанного Закона. К их числу отнесены инвалиды независимо от степени ограничения трудоспособности. Однако понятия «нетрудоспособный гражданин» и «нетрудоспособный член семьи» не являются тождественными. В пункте 3 статьи 8 Закона № 166-ФЗ перечислены случаи, когда законодатель относит членов семьи военнослужащего к категории нетрудоспособных. Нетрудоспособными членами семьи при соблюдении установленных конкретным подпунктом указанного пункта условий могут быть дети, братья, сестры, внуки, супруг, родители, дедушка и бабушка погибшего (умершего). Такими условиями могут быть возраст или инвалидность члена семьи, нахождение на иждивении умершего, уход за другими членами семьи, учеба или отсутствие лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны содержать конкретного члена семьи. При этом каждый пункт названной статьи содержит самостоятельные основания (условия) для отнесения члена семьи к нетрудоспособным. В данном конкретном деле ссылка Драновской О.В. на подп.3 п.3 ст.8 Закона №166-ФЗ, предусматривающий возможность получения пенсии по СПК с более раннего возраста при наличии инвалидности, как на основание своих исковых требований, неправомерна. Подпунктом 3 пункта 3 статьи 8 Закона № 166-ФЗ к нетрудоспособным членам семьи отнесены отец, мать и супруг погибшего (умершего) кормильца, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) либо являются инвалидами. Необходимым условием для признания указанных лиц нетрудоспособными членами семьи, кроме достижения установленного возраста или наступления инвалидности, является наличие факта нахождения на иждивении умершего кормильца. В части 1 пункта 3 статьи 8 Закона № 166-ФЗ указаны случаи назначения пенсии по СПК членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего, если его гибель (смерть) имела место: 1) в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; 2) не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы; 3) в случае наступления смерти позднее трех месяцев после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы. При анализе подп. 3 и подп.4 пункта 3 статьи 8 суд приходит к выводу, что подпункт 3 распространяется лишь на родителей и супругов, находившихся на иждивении военнослужащих, погибших (умерших) в течение трех месяцев после увольнения с военной службы (2 случай ). При этом необходимыми условиями назначения пенсии являются достижение членом семьи необходимого возраста либо инвалидности и его нахождение на иждивении военнослужащего на момент гибели последнего. Причинная связь гибели (смерти) военнослужащего с военной травмой правового значения не имеет. А право на пенсию по СПК родителей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву или умерших после увольнения с военной службы вследствие военной травмы, предусмотрено подпунктом 4 пункта 3 ст.8 Закона № 166-ФЗ. Данным пунктом установлены иные условия пенсионного обеспечения, а именно: гибель военнослужащего в период службы по призыву; установление причинной связи гибели (смерти) с военной травмой в случае смерти военнослужащего после увольнения со службы; достижение членом семьи возраста 50 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно) ( 1 и 3 случаи). При этом право на пенсию возникает у члена семьи независимо от нахождения его на иждивении погибшего военнослужащего. Таким образом, законодатель для категории родителей, чьи дети-военнослужащие погибли при осуществлении службы по призыву или если их гибель (смерть) после увольнения с военной службы связана с военной травмой, предусмотрел более льготные условия пенсионного обеспечения. Конституционный Суд РФ в своем Определении от 23 сентября 2010г. N1240-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Пахтиной Татьяны Борисовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указал, что подпункт 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающий возможность получения пенсии по случаю потери кормильца с более раннего возраста и независимо от факта нахождения на иждивении, не может рассматриваться как нарушающий конституционный принцип равенства. Довод Драновской О.В. о том, что она имеет право на получение двух пенсий, поскольку находилась на иждивении погибшего сына до его призыва на военную службу, также не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований. Во-первых, истицей не представлено доказательств факта ее нахождения на иждивении сына. Во вторых, Драновский А.А. погиб в период прохождения военной службы по призыву и признать его кормильцем родителя в этот период нет правовых оснований, так как во время прохождения службы по призыву военнослужащий состоит на полном государственном обеспечении и не имеет источников дохода, а выплачиваемое ему денежное довольствие призвано обеспечить лишь только мелкие бытовые потребности и не является основным источником средств существования. На основании изложенного суд приходит к выводу, что иск Драновской О.В. необоснован и удовлетворению не подлежит. Заявленные исковые требования о предоставлении права на назначение пенсии по случаю потери кормильца независимо от возраста как родителю военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву, и являющегося инвалидом (получающим трудовую пенсию по инвалидности), по своей сути фактически направлены на изменение действующей системы пенсионного обеспечения. Тогда как, в соответствии с абз.2 ст. 39 Конституции РФ изменение действующего законодательства является прерогативой законодателя. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении искового требования Драновской ФИО11 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Елецком районе о признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий: Гольтяева Р.В. Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2010года.
Дело №***