о понуждении к заключению основного договора купли-продажи



Дело №***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2010 г. Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Тарасовой И.Н.

при секретаре Австриевских О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело по исковому заявлению Плисовой ФИО8 к Джиоеву ФИО9 о понуждении заключения основного договора купли-продажи квартиры, -

У С Т А Н О В И Л:

Плисова А.В. обратилась в суд с иском к Джиоеву В.О. о понуждении заключения основного договора купли-продажи квартиры, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был подписан предварительный договор купли-продажи квартиры по адресу: N.... Джиоев В. О. доверил Прокуратовой О.И. продать принадлежащую ему квартиру, для чего предоставил право предоставлять и получать необходимые справки, удостоверения и документы. На тот момент техническая документация на квартиру отсутствовала и подготовить технический, паспорт и справку БТИ было невозможно, так как в квартире был произведен ремонт с неузаконенной перепланировкой. Для подготовки технической документации было необходимо узаконить все изменения произведенные в этой квартире. Джиоев В. О. предложил истцу купить у него квартиру, находящуюся по вышеуказанному адресу, за 100 тысяч рублей. Он, ссылаясь на нехватку времени и острую необходимость в деньгах, предложил истцу подписать основной договор купли-продажи квартиры с ответчиком, после того, как будут зарегистрированы и узаконены все изменения в техническом состоянии данного жилья, для чего им и была подписана доверенность. ДД.ММ.ГГГГ Джиоев В.О. получил от Плисовой А.В. 100 тысяч рублей в полном объеме, что подтверждается распиской, написанной им собственноручно. Все документы, включая доверенность, согласие супруги на продажу, технический паспорт БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, договор купли-продажи данной квартиры, на основании которых он являлся собственником жилья, Джиоев В. О. передал истцу для последующего оформления договора купли-продажи. В настоящее время основной договор купли-продажи не подписан. Основной договор должен был быть подписан в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что указано в предварительном договоре. Истец с ДД.ММ.ГГГГ оплачивал коммунальные услуги за квартиру, но во всех организациях все лицевые счета остались на имя Джиоева В.О. Более того, семья Джиоева В. О. и он сам в данный момент зарегистрированы по вышеуказанному адресу, хотя на момент передачи денег в данной квартире не был никто зарегистрирован. Просит понудить ответчика заключить основной договор купли-продажи квартиры по адресу: N....

В судебном заседании истица Плисова А.В. свои исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Представила дополнительные письменные объяснения по основаниям иска, в которых помимо заявленного в иске требования просила суд понудить ответчика подготовить необходимую для заключения договора купли-продажи необходимую техническую документацию и получить справку в органах опеки о том, что семья на учете не состоит.

Ответчик Джиоев В.О. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований Плисовой А.В.

Выслушав объяснения истца, ответчика, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства по делу, суд находит заявленные Плисовой А.В. требования не подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Согласно пункта статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

В силу пунктов 2-6 этой же статьи ГК РФ предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.

Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Джиоевым В.О. и Джиоевой (Плисовой) А.В. был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, в соответствии с п. 3 которого стороны обязались заключить основной договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: N... после того, как будет подготовлена техническая документация на вышеуказанную квартиру, а именно технический паспорт МУПБТИ и справка МУПБТИ или в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13).

Таким образом, крайний срок заключения основного договора был установлен сторонами ДД.ММ.ГГГГ. При этом никаких дополнительных условий для исчисления срока заключения основного договора стороны не предусматривали.

Но если даже допустить, что срок заключения основного договора был сторонами определен нечетко, то в соответствии с абзацем 2 пункта 4 статьи 429 ГК РФ основной договор между сторонами должен быть заключен не позднее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предварительный договор был заключен ими ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, обязательство по заключению основного договора купли-продажи сторонами до настоящего времени не исполнено, что не оспаривается сторонами.

Как следует из текста искового заявления и объяснений истицы Плисовой А.В. в судебном заседании, она неоднократно в устной форме обращалась к Джиоеву В.О. с просьбой выполнить обязательства и оформить либо договор дарения на их общую дочь Джиоеву М.В., либо основной договор купли-продажи. Письменное предложение о заключении основного договора ответчику Плисова А.В. не направляла.

Ответчик отрицает факт обращения Плисовой А.В. к нему с предложением заключить основной договор, ссылаясь на то, что они достигли соглашения оформить договор дарения этой квартиры на общую дочь. Но он не мог и этого сделать, так как техническую документацию на квартиру по взаимной договоренности должна была готовить истица.

Истица не представила доказательств того, что в срок до ДД.ММ.ГГГГ она направляла ответчику предложение заключить основной договор.

Таким образом, суд считает, что обязательства по предварительному договору заключить основной договор купли-продажи квартиры на момент возникновения спора уже прекращены.

Требование о понуждении к заключению основного договора было заявлено истицей ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя восемь с половиной месяцев после прекращения обязательства ответчика заключить основной договор.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные Плисовой ФИО10 исковые требования к Джиоеву ФИО11 о понуждении заключения основного договора купли-продажи квартиры, а также требования о понуждении ответчика подготовить необходимую для заключения договора купли-продажи необходимую техническую документацию и получить справку в органах опеки о том, что семья на учете не состоит, не подлежат удовлетворению.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 181, 196, 199 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Плисовой ФИО12 в удовлетворении исковых требований к Джиоеву ФИО13 о понуждении заключения основного договора купли-продажи квартиры, отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий: И.Н.Тарасова.

Мотивированное решение составлено 20 декабря 2010 года.