Дело №*** РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 13 января 2011 г. г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего Гольтяевой Р.В. при секретаре Орловой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело №*** по иску Коростелевой ФИО5 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о признании права на установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии, УСТАНОВИЛ: Коростелева Э.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о признании права на установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии. Требования иска мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истица получает досрочную трудовую пенсию по старости на основании п.п. 6 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, как женщина, достигшая возраста 50 лет, проработавшая не менее 20 дет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и имеющая страховой стаж не менее 20 лет. Осенью 2010 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда России в городе Ельце с заявлением об установлении повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости, так как размер ее трудовой пенсии был рассчитан без применения закона № 312-ФЗ, что повлекло уменьшение размера пенсии. Однако решением УПФР в городе Ельце за № 738 от 12.11.2010 года ей было отказано в установлении повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием на 01.01.2008 год требуемого специального стажа продолжительностью 20 лет, дающего право на выплату повышенной базовой части трудовой пенсии по старости. В специальный стаж истицы не включены периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период осуществления трудовой деятельности в качестве секретаря- машинистки и техника в Филиале ОАО «Центротранстехмонтаж» Специализированный строительно-монтажный поезд по водоснабжению №*** (Водрем - 53} N.... Считает данное решение незаконным и необоснованным и просит признать право на установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости, включив в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов нахождения в отпусках по уходу за детьми. В судебном заседании истица Коростелева Э.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика УПФР в г. Ельце Иванова Н.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Коростелевой Э.А. не признала, суду пояснила, что право на установление повышенного размера базовой части по старости в соответствии с Федеральным Законом от 01.12.2007 № 312-Ф3 предоставляется женщинам, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. При установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии по старости и базовой части трудовой пенсии по инвалидности стаж работы на Крайнем Севере и в МПКС исчисляется без учета норм ранее действовавшего пенсионного законодательства. Просила в удовлетворении исковых требований Коростелевой Э.А. отказать. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему. Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. Назначение трудовых пенсий по старости в Российской Федерации производится на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173 –ФЗ. В соответствии с п.6 ст.28 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового регулирования, т.е. правила и нормы Закона РФ № 340-1 и иные нормативные акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до ДД.ММ.ГГГГ. Из трудовой книжки истицы усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Коростелева Э.А. осуществляла трудовую деятельность на Строительно-монтажном поезде №*** треста «Центротранстехмонтаж» Минтрасстроя СССР, находившегося в N... с 1-го января 1967г. по 28-е февраля 1985г.. Согласно справке филиала ОАО «Центротранстехмонтаж» Специализированный строительно-монтажный поезд по водоснабжению №*** № 159 от 25.10.2010 г. Коростелева Э.А. находилась в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказы №*** от ДД.ММ.ГГГГ, №*** от ДД.ММ.ГГГГ и №*** от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением СМ СССР от 1011.1967г № 1029, N..., где истица осуществляла свою трудовую деятельность, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Как установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ Коростелева Э.А. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в а местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно пенсионному делу ее страховой стаж составляет 30 лет 13 дней, а стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на момент назначения пенсия составлял 20 лет 2 месяца 8 дней. С 01.01.2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ»», который предусматривает установление повышенных размеров базовых частей трудовых пенсий при условии приобретения права на досрочную пенсию по старости, предусмотренную пп.6 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в части выработки необходимою стажа работы (календарного и страхового) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Данный Закон принят с целью улучшения пенсионного обеспечения лиц. выработавших длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с названным Законом размеры базовой части трудовой пенсии (по старости и по инвалидности) устанавливаются в твердой сумме, конкретная величина этой суммы определена с учетом предполагаемых размеров базовых частей трудовой пенсии, увеличенных на коэффициент 1,5 для лиц, имеющим 15-летний календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или смешанный стаж. Между тем, из пенсионного дела истицы следует, что с 01.12.2010 года размер ее трудовой пенсии был пересчитан без применения закона № 312-ФЗ, что повлекло уменьшение размера пенсии. Периоды нахождения истицы в отпусках по уходу за ребенком были исключены ответчиком из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Специальный стаж истицы составил 18 лет 7 месяцев 15 дней, что недостаточно для выплаты повышенной базовой части. При исчислении трудовой пенсии Коростелевой Э.А. ответчик исходил из того, что при установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии по старости и базовой части трудовой пенсии по инвалидности стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляется без учета норм ранее действовавшего пенсионного законодательства, а положения постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П о применении при исчислении трудовых пенсий старого законодательства в данном случае не применимы Однако суд не может согласиться с данной правовой позицией. В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (в ред. Постановления Правительства РФ от 18.06.2007 № 381), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному пенсионному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Положения данных Правил регламентируют порядок исчисления как стажа работы в связи с особыми условиями труда, так и стажа работы на Крайнем Севере. С учетом конституционно-правового смысла положений постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, касающихся условий реализации права на пенсионное обеспечение, исчисление продолжительности специального трудового стажа, имевшего место до 01.01.2002, может производиться по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства. Судом установлено, что в специальный стаж работы истицы, дающей право на установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости, не засчитан период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет по тому основанию, что Законом № 312-ФЗ такая возможность не предусмотрена. Однако до введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992года №3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанных периодов в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" было установлено, что частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в стаж, дающий право на назначении пенсии на льготных условиях. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989года №677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990года №1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В целях реализации отдельных норм Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 было принято разъяснение от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий и показателей, дающих в соответствии со статьями 12.78 и 78 (1) Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право па пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденное постановлением Минтруда России от 22.05.1996 № 29. Из названных разъяснений следовало, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992, т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». В соответствии со статьей 88 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 с учетом специального стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности, устанавливалась пенсия по старости в связи с особыми условиями груда (статья 12 Закона), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона). По существу указанным положением названного разъяснения регулировался порядок исчисления трудового стажа в целях назначения пенсий, устанавливаемых на льготных условиях, в том числе пенсии в связи с работой на Крайнем Севере. Таким образом, до вступления в силу Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включался период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г. Аналогичная позиция высказана и в письме Министерства труда и социального развития РФ от 21.07.2003г. № 717-АП, согласно которого женщине, выработавшей необходимый стаж, с учетом которого назначается трудовая пенсия по старости, включался отпуск по уходу за ребенком до 06.10.1992 г., на момент вступления в силу постановления Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии. На основании изложенного, суд приходит к выводу: поскольку истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ №3543-1 от 25 сентября 1992года, спорный период подлежит включению в специальный трудовой стаж, в том числе и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Изменения, внесенные Законом № 312-ФЗ в ст. 14 «О трудовых пенсиях в РФ», не содержат указаний на предмет применения повышенного размера базовой части трудовой пенсии в зависимости действия пенсионного законодательства во времени. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть1 статьи7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть1 статьи39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к полномочиям законодателя (часть2 статьи39). Реализуя эти полномочия, федеральный законодатель в подпункте6 пункта1 статьи28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил условия назначения трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а в пункте4.2 статьи14 названного Федерального закона предусмотрел установление - при соблюдении данных условий - повышенного размера базовой частитрудовой пенсии по старости. В структуре трудовой пенсии базовая часть была выделена в целях упорядочения установленных ранее действовавшим законодательством выплат, не связанных со страховым стажем, и является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения граждан при наличии у них определенной продолжительности страхового стажа. Базовая часть трудовой пенсии устанавливается для всех пенсионеров в твердом размере, который дифференцируется в зависимости от возраста пенсионера, степени ограничения способности к трудовой деятельности, наличия на его иждивении нетрудоспособных членов семьи. Пунктом 4.2 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеющих страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Два перечисленных факта - наличие 15(20) календарных лет работы, 20 лет страхового стажа должны иметь место по состоянию на 1 января 2002 г. При этом достижения возраста 50 лет на 1 января 2002 года не требуется. Указанного возраста лицо должно достичь на момент назначения трудовой пенсии, который совпадает с моментом конвертации пенсионных прав. Данные лица имеют право на повышенное отношение заработков, независимо от места своего жительства. Таким образом, однажды приобретенное право – право на исчисление размера трудовой пенсии по старости с учетом повышенного размера ее базовой части, не может быть впоследствии утрачено. Статьи 14 и 28 данного закона находятся в системной взаимосвязи. Ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Федеральный закон от 01.12.2007 № 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на который ссылается УПФР в городе Ельце, не содержат указание на необходимость дифференцированного подхода к порядку определения специально стажа работы в районах Крайнего Севера в зависимости от цели: определения права на досрочную пенсию или выплату повышенной базовой части пенсии. Нормы Федерального закона № 173-ФЗ, предусматривающие периоды, включаемые в календарный и страховой стаж, а также нормы, определяющие порядок исчисления календарного и страхового стажа, не предусматривают различного способа их исчисления при определении права на досрочную пенсию, при оценке пенсионных прав застрахованного лица и при увеличении базовой части трудовой пенсии. Коль суд приходит к выводу о правомерности требований истицы в части зачета в стаж ее работы на Крайнем Севере периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком, учитывая, что Федеральный закон № 312–ФЗ не содержит указаний о его применении без учета ранее действующего законодательства, то произведенный ответчиком расчет трудовой пенсии по старости Коростелевой Э.А. без учета спорных периодов является неправомерным. Пенсионного возраста Коростелева Э.А. достигла (с учетом права на досрочную пенсию). Необходимый страховой стаж (20 лет) у нее имеется, что ответчиком не оспаривается. Специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (с учетом периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком), также имеется. В связи с этим суд приходит к выводу, что истица имеет право на получение повышенной базовой части пенсии в соответствии с п. 4.2 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом 312-ФЗ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Коростелевой ФИО6 удовлетворить в полном объеме. Признать за Коростелевой ФИО7 с 01.01.2008г. право на исчисление трудовой пенсии с применением повышенного размера базовой части. Обязать ГУ УПФР в г. Ельце с 01.12.2010 года произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Коростелевой ФИО8, установив повышенный размер базовой части трудовой пенсии с учетом включения в специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов нахождения в отпусках по уходу за ребенком со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий: Р.В. Гольтяева Мотивированное решение изготовлено 18 января 2011 года.