об оспаривании действий администрации



Дело № 2-269/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2011 года г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Стрельцова С.Н.,

при секретаре Свиридовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО10 об оспаривании действий (бездействия) администрации г. Ельца,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Машиностроитель», ОАО «ЕлМАЗ», ООО «ОЗМиГ», Ушаков Д.И. и Плеханова С.И. обратились в суд с заявлением, указывая, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 48:19:6350102:0020 расположенного по адресу: N.... ДД.ММ.ГГГГ они обратились в администрацию N... через администрацию г. ФИО1 с заявлением об исключении земельного участка из границ г. ФИО1 и его перевода в категорию земель промышленности. Их заявление было рассмотрено администрацией г. ФИО1 и ДД.ММ.ГГГГ дан ответ за №***, согласно которому им отказано в переводе земельного участка в другую категорию земель. В нарушение требований ч. 4 ст. 4.1 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» администрация г. ФИО1 не подготовила и не направила в администрацию N... их заявление, заключение о возможности и целесообразности исключения земельного участка из границы населенного пункта, не провела публичные слушания по вопросу об исключении земельного участка из границы населенного пункта. Бездействие администрации г. ФИО1 создало им препятствие в осуществлении права на обращение с заявлением об исключении земельного участка из границ населенного пункта в компетентный орган. Просили обязать администрацию г. ФИО1 провести в публичные слушания по вопросу об исключении указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа N...; подготовить и направить в администрацию N... их заявление об исключении земельного участка с прилагаемыми к нему документами и заключением по результатам публичных слушаний по данному вопросу.

В судебном заседании представители ООО «Машиностроитель» по доверенности ФИО5 и ОАО «ЕлМАЗ» по доверенности ФИО6 поддержали заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на те же доводы.

Представитель администрации г. ФИО1 по доверенности ФИО7 против удовлетворения заявления возражал. Пояснил, что администрация г. ФИО1 не бездействовала, поскольку в установленный срок дала ответ на обращение заявителей в соответствии с действующим законодательством.

В судебное заседание представитель заявителя ООО «ОЗМиГ», заявитель ФИО3 не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.

Заявитель ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался о месте и времени рассмотрения дела.

Суд с учетом мнения представителей ООО «Машиностроитель», ОАО «ЕлМАЗ» и администрации г. ФИО1 счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по представленным доказательствам.

Заслушав объяснения представителей заявителей и заинтересованного лица, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит заявление ОАО «ЕлМАЗ», ООО «ОЗМиГ», ФИО2 и ФИО3 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: - по заявлениям об оспаривании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 48:19:6350102:0020 расположенный по адресу: N..., на момент рассмотрения дела находится в долевой собственности ООО «Машиностроитель» (44/100 доли), ОАО «ЕлМАЗ» (224/1000), ООО «ОЗМиГ» (32/100 доли), ФИО2 (1/200 доли), ФИО3 (1/200 доли) и ФИО8 (6/1000 доли).

По состоянию на август 2010 года сособственниками земельного участка являлись ООО «Машиностроитель», ОАО «ЕлМАЗ», ООО «ОЗМиГ», ФИО2 и ФИО3.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей заявителей, свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №***, №***, №***, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №***.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Машиностроитель», ОАО «ЕлМАЗ», ООО «ОЗМиГ», ФИО2 и ФИО3 обратились в администрацию N... через администрацию г. ФИО1 с заявлением об исключении земельного участка из границ населенного пункта, приложив к нему кадастровый паспорт земельного участка, выписки из ЕГРЮЛ, свидетельства о государственной регистрации права, выписку из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, копию государственного акта №ЛО-02-01-000115.

В заявлении просили исключить земельный участок из границ населенного пункта с переводом его в категорию земель промышленности.

Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей заявителей и заинтересованного лица, заявлением об исключении земельного участка из границ населенного пункта.

ДД.ММ.ГГГГ администрация г. ФИО1 дала на обращение заявителей ответ за №***, в котором указала, что рассмотрело по существу их обращение. Также в ответе указала, что перевод земельного участка из категории земель населенных пунктов в категорию земель промышленности невозможен, поскольку имеется несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденному Генеральному плану города ФИО1.

Согласно ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

Согласно ч. 1 ст. 8 того же Закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если: 1) с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо; 2) к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в следующие сроки: 1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; 2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства - исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. (Статья 3 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").

Распоряжением администрации N... от ДД.ММ.ГГГГ N 402-р утверждено Положение об управлении имущественных и
земельных отношений N....

Согласно п.п. 1.1, 2.28 Управление имущественных и земельных отношений N... является отраслевым исполнительным органом государственной власти N.... В функции управления входит, в том числе, принятие решения о включении земельных участков в границы населенного пункта либо исключении земельных участков из границ населенного пункта, а также установлении или изменении вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со статьей4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до ДД.ММ.ГГГГ может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей. (ч. 1.1).

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов (ч. 2 ст. 4.1 того же Закона).

Орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается (ч. 4 ст. 4.1 приведенного Закона).

В соответствии с ч. 5 статьи4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:

1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;

2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

Публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи в части соответствующих требований. (ч. 6 ст. 4.1 того же Закона).

В соответствии с ч.ч. 7, 8, 11, 13 указанного Закона решение о проведении публичных слушаний принимается в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в части 4 настоящей статьи, в орган местного самоуправления. Извещение о проведении публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Срок проведения указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний со дня опубликования извещения об их проведении до дня опубликования заключения о результатах таких публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления и не может быть более чем один месяц. Орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.

В городе ФИО1 депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N344 утвержден Генеральный план города ФИО1 N....

Из анализа приведенных норм применительно к данному делу следует, что вопрос об исключении земельного участка из границ населенного пункта относится к компетенции исполнительного органа субъекта федерации. Лицо, заинтересованное в исключении земельного участка из границ населенного пункта и переводе земельного участка в категорию земель промышленности, вправе направить соответствующее заявление в орган исполнительной власти субъекта федерации через исполнительный орган местного самоуправления с приложением необходимых для этого документов.

В свою очередь орган местного самоуправления обязан в установленные сроки провести в установленном порядке публичные слушания по вопросу исключения земельного участка из границ населенного пункта, подготовить заключение по результатам публичных слушаний и направить заявление заинтересованного лица с приложенными документами и заключением по результатам публичных слушаний в исполнительный орган субъекта федерации.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что администрация г. ФИО1 в нарушение приведенных норм закона не обеспечила в установленный срок направление в полномочный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (N...) заявления ООО «Машиностроитель», ОАО «ЕлМАЗ», ООО «ОЗМиГ», ФИО2 и ФИО3 об исключении земельного участка из границы населенного пункта с приложением необходимых документов, вне пределов своих полномочий рассмотрела заявление и дала на него ответ, чем лишила заявителей законного права на рассмотрение заявления уполномоченным органом государственной власти в порядке, предусмотренном статьи4.1 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", получения соответствующего ответа и возможности на его обжалование, нарушив их законные интересы.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче заявления ОАО «ЕлМАЗ» уплатил государственную пошлину в размере 200 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №***.

Поскольку заявленные требования удовлетворены, то с администрации г. ФИО1 в пользу ОАО «ЕлМАЗ» подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «Машиностроитель», ОАО «ЕлМАЗ», ООО «ОЗМиГ», ФИО2 и ФИО3 об оспаривании действий (бездействия) администрации г. ФИО1 признать обоснованным.

Признать незаконным действия (бездействия) администрации г. ФИО1, выразившиеся в:

- рассмотрении по существу заявления ООО «Машиностроитель», ОАО «ЕлМАЗ», ООО «ОЗМиГ», ФИО2 об исключении земельного участка с кадастровым номером 48:19:6350102:0020, расположенного по адресу: N..., из границы населенного пункта городского округа N...;

- не проведении публичных слушаний по вопросу об исключении указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа N...;

- не подготовке заключения о возможности и целесообразности исключения указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа N...;

- не направлении в администрацию N... заявления ООО «Машиностроитель», ОАО «ЕлМАЗ», ООО «ОЗМиГ», ФИО2 и ФИО3 с приложенными документами, а также заключения о возможности и целесообразности исключения указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа N....

Обязать администрацию г. ФИО1 в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда:

- провести в установленном порядке публичные слушания по вопросу об исключении земельного участка с кадастровым номером 48:19:6350102:0020, расположенного по адресу: N..., из границы населенного пункта городского округа N...;

- подготовить по результатам публичных слушаний заключение о возможности и целесообразности исключения указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа N...;

- направить в администрацию N... заявление ООО «Машиностроитель», ОАО «ЕлМАЗ», ООО «ОЗМиГ», ФИО2 и ФИО3 об исключении указанного земельного участка из границы населенного пункта городского округа N..., а также прилагаемые к нему документы и заключение по результатам публичных слушаний по данному вопросу.

Взыскать с администрации г. ФИО1 в пользу ОАО «Елецкий машиностроительный завод» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: С.Н. Стрельцов

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.