решение по иску Сметкиной о признании права на досрочную трудовую пенсию




Дело №***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В.

при секретаре: Орловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску Сметкиной ФИО7 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сметкина И.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию. Свои требования мотивировала тем, что решением УПФР в г. Ельце от 08.10.2010 г. истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности на том основании, что в специальный стаж не включены период работы истицы в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С таким решением истица не согласна и просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитав в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой школы №*** N... и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истица Сметкина И.В. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям. Просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности с учетом оспариваемого периода с 20.08.2010 г.

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Ельце Попова В.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Сметкиной И.В. не признала, пояснив, что 08.10.2010 комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в городе Ельце было отказано в назначении Сметкиной И.В. досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ». В специальный стаж работы Сметкиной И.В. не засчитан период работы в средней школе № 14 в качестве старшей пионервожатой с 20.08.1986 г. по 30.09.1987 г. в связи с тем, что Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (педагоги), не предусматривает должности пионервожатой в числе должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. На основании Списков и Правил в специальный стаж Сметкиной И.В. не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – дополнительный отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет без сохранения заработной платы по той причине, что ст. 167 КЗОТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992 года, предусматривалось, что дополнительный отпуск матерям, имеющим детей в возрасте до 1.5 лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности только до этой даты. Таким образом, стаж работы по специальности Сметкиной И.В. составляет 23 года 22 дня. Данная продолжительность педагогической деятельности не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. Просила в иске отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Сметкиной И.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.

В силу подпункта 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Из смысла и содержания указанной статьи следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списках соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых Постановлением Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-ФЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.).

Из трудовой книжки истицы следует, что Сметкина И.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в должности старшей пионервожатой в школе №*** N....

Разделом «Наименование должностей» упомянутого выше Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена.

Названный Список является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Однако на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, может произ­водиться по условиям и нормам, установленным в нормативных актах, действовавшим до вступления в силу Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Аналогичный смысл имеет статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предполагающая возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, действовавший до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463.

В указанном акте значатся педагогические работники школ всех типов и наименований без установления каких-либо дополнительных требований, условий или ограничений.

Как видно из материалов дела, периоды работы истицы на педагогических должностях, в отношении которых возник спор, имели место до 6 сентября 1991 года.

Типовыми штатами административного, учебно-воспитательного и обслуживающего персонала начальных семилетних и средних школ Министерства просвещения РСФСР, утвержденных Министерством финансов РСФСР и Министерством просвещения РСФСР № 565/234-М от 11.10.1957 г., также предусмотрена должность старшего пионервожатого.

В силу Постановления Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначений пенсий за выслугу работникам просвещения и здравоохранения в стаж учителей и других работников просвещения засчитывалась работа в школах в качестве штатных пионервожатых.

Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после вве­дения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В соответствии с Положением о старшем пионервожатом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденного бюро ЦК ВЛКСМ от 17 марта 1967 г., старший пионервожатый является членом педагогического совета школы, работает в тесном контакте с организаторами внешкольной и внеклассной работы и учителями. Старший пионервожатый - руководитель, воспитатель и организатор юных пионеров, являлся организатором деятельности пионеров в школе, по месту жительства, в лагерях. Воспитательная работа с пионерами в г. Ельце строилась согласно Положению о Всесоюзной пионерской организации, а также в соответствии с рекомендациями и требованиями ЦК ВЛКСМ и ЦС ВПО. Старшие пионервожатые, как непосредственные исполнители всех требований и рекомендаций, вели огромную работу по многочисленным направлениям деятельности пионерской организации. Они несли полную ответственность за организацию проводимых мероприятий, за жизнь и здоровье детей, участвующих в данных мероприятиях. В обязанность старшего пионервожатого входило: организация поездок, экскурсий в другие города, организация работы с детьми в лесхозе, туристические походы, проведение различных вечеров с детьми, организация встреч с ветеранами ВОВ. Принимая во внимание, что в указанный спорный период членами детской пионерской организации являлось подавляющее большинство школьников, достигшее определенного возраста, деятельность организации охватывала и школьный, и внешкольный досуг детей – подростков, суд приходит к выводу, что трудовая деятельность истицы была неразрывно связано с воспитательным процессом подрастающего поколения.

Судом достоверно установлено, что, работая в должности старшей пионервожатой, истица занималась педагогической деятельностью с детьми по их обучению и воспитанию, что было предусмотрено её должностной инструкцией. Работа старшего пионервожатого была связана с изучением и использованием передаваемого опыта работы в детских организациях и обучением этому детей.

Таким образом, анализ должностных обязанностей старшего пионервожатого позволяет сделать вывод о том, что истица занималась воспитательной работой с детьми и характер ее функциональных обязанностей идентичен с обязанностями воспитателя и тарифно-квалификационными характеристиками должности воспитателя по ЕТКС.

Согласно п. 4 Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп.10, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, периоды, выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени /педагогической или учебной нагрузки/, а начиная с 01.09.2000 г. при условии выполнения /суммарно по основному и другим местам работы/ нормы рабочего времени /педагогической или учебной нагрузки/, установленной за ставку заработной платы /должностной оклад/.

Следовательно, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях и учреждения, в том числе без занятия штатной должности, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения нормы рабочего времени /педагогической или учебной нагрузки/, а начиная с 01.09.2000 г. при условии выполнения /суммарно по основному и другим местам работы/ нормы рабочего времени /педагогической или учебной нагрузки/, установленной за ставку заработной платы /должностной оклад/.

Право на пенсию у этих работников не было поставлено в зависимость, по мнению суда, от наименования должности, в которой они осуществляли свою трудовую деятельность.

Между тем, должность «старший пионервожатый» предусмотрена и Приложением к постановлению Минтруда России от 17.08.1995г. №46 «Разряды оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников учреждения образования РФ».

Федеральные законы № 95-ФЗ и №122-ФЗ вступили в силу с 1 января 2005г., а Федеральные законы №131-ФЗ и №120-ФЗ в части полномочий по установлению размеров и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений - с 1 января 2006 г.

Статьей 135 Трудового кодекса РФ (с учетом дополнений, внесенных статьей 138 Федерального закона № 122-ФЗ) предусмотрено, что Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно, до внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов, на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Согласно приложения к письму Минобрнауки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26.10.2004 № АФ-947/96 были выданы рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений. В Приложение 1 к указанным Рекомендациям указан перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования, в том числе в графе «Наименование должности» указана должность «старшие вожатые», «пионервожатые».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый период работы истицы в должности старшей пионервожатой подлежит включению в специальный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии.

Из материалов пенсионного дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сметкина И.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет. Данный факт подтверждается справкой МУ «РЦМСО N...».

Судом установлено, что в специальный стаж истицы, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, не засчитан период ее нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тому основанию, что Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 (вступило в действие с 14.11.2002 года) и Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 такая возможность не предусмотрена. Специальный стаж истицы, по мнению ответчика, составил на момент обращения 23 года 22 дня.

Суд не может согласиться с данной правовой позицией.

Данный отпуск подлежит включению в стаж работы по специальности в том же порядке, как и основная работа, т.к. правилами и нормами Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», действующими до 01.01.2002 г. и подлежащими применению при определении права на досрочную трудовую пенсию в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П, предусмотрено включение в стаж работы по специальности периода частично - оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет до 06.10.1992 г. Согласно ст. 167 КЗОТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992 г. предусмотрено, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, засчитывается в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях.

В соответствии с п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС ОТ 29.11.1989 г. № 375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения им возраста 3-х лет учитывается в том же порядке, как работа или, соответственно, учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст.167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» 1 декабря 1989года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Таким образом, на основании разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст.12, 78, 78.1. Закона РСФСР право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» до вступления в силу Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включался период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992г.

Согласно письму Министерства труда и социального развития РФ от 21.07.2003 г. № 717-АП женщине, выработавшей необходимый стаж, с учетом которого назначается трудовая пенсия по старости, включается отпуск по уходу за ребенком до 06.10.1992 г., на момент вступления в силу постановления Правительства РФ. № 516 от 11.07.2002 г., независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии.

Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Поскольку истица уходила в отпуск по уходу за ребенком до введения в действие Закона РФ №3443-1 от 25 сентября 1992года, спорный период подлежит включению в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в том порядке и на тех же условиях, что и основная работа по специальности, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости. При этом ограничение засчитываемого в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, имевшего место до введения в действие Закона РФ №3443-1, датой его вступления в силу - 06.010.1992г., законодателем не предусмотрено. Кроме того, такое ограничение ставило бы женщин, ушедших в отпуска по уходу за ребенком непосредственно перед принятием указанного Закона, в неравное положение с теми, кто уходил в отпуск ранее.

С учетом вышеуказанных норм права, принимая во внимание положения ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований истицы в полном объеме.

На основании ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия назначается с момента подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее возникновения право на такую пенсию.

Как следует из приобщенного к материалам дела решения об отказе в установлении пенсии Сметкина И.В. обратилась с заявлением в УПФР в г.Ельце 20.08.2010г.

С учетом засчитанных судом периодов по состоянию на 20.08.2010 г. стаж истицы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, составил необходимые 25 лет.

Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Сметкиной И.В. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в ГУ УПФ РФ в г. Ельце за назначением досрочной трудовой пенсии, т.е. с 20.08.2010 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Сметкиной ФИО8 с 20.08.2010 г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в стаж для назначения указанной пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой школы №*** N... и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: Р.В. Гольтяева

Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2011 года.