Дело №*** РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ N... N... городской суд N... в составе: председательствующего судьи Попкова С.А., при секретаре Меркулове Д.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кобцевой ФИО16, Когтевой ФИО17, Булавиной ФИО18 К ООО «ФИО2» о предоставлении информации и взыскании компенсации морального вреда. УСТАНОВИЛ: Кобцева В.А., Булавина Л.С., Когтева А.С. обратились в суд с иском к ООО «ФИО23» о предоставлении информации. Требования мотивировали тем, что Кобцева В.А., Булавина Л.С. являются собственниками квартир № №***, №*** в N.... Когтева А.С. - собственник N...-а по N... в N.... Ответчик осуществляет управление многоквартирными домами. Согласно действующему законодательству размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органом местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Квартира истца Кобцевой В.А. не оборудована индивидуальным прибором учета горячей воды. Норматив потребления установлен Постановлением Главы администрации N... от ДД.ММ.ГГГГ №*** в размере 3,65 куб.м. на одного человека в месяц. Между тем, в квтанциях за июль и август 2010 года на имя Кобцевой В.А. включены дополнительные суммы в размере 1131 руб. 55 коп. и 1563 руб. 42 коп. соответственно. Квартиры истцов Когтевой А.С., Булавиной Л.С. – оборудованы индивидуальными приборами учета горячей воды. Булавина Л.С. указывает, что в мае 2010 года по счетчику израсходовано 0 куб.м., в квитанции начислено 5,70 куб.м., в июне 2010 года израсходовано 3 куб.м., начислено 0 куб.м., в июле 2010 года израсходовано 2 куб.м., начислено 4,74 куб.м. Когтева А.С. указывает, что в мае 2010 года по счетчику 1 куб.м., в квитанции начислено 1,96 куб.м., в июне 2010 года израсходовано 1 куб.м., начислено 2,15 куб.м., в июле 2010 года израсходовано 0 куб.м., начислено 2,55 куб.м., в августе 2010 года израсходовано 1 куб.м., начислено 1,85 куб.м. Указанием в квитанциях дополнительных, а так же завышенных сумм за потребленную горячую воду нарушены права истцов на получение необходимой и достоверной информации о стоимости коммунальных услуг, что является нарушением ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей», п.п. «и» Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 и нормы ЖК РФ. Просили обязать ответчика предоставить достоверную информацию о количестве и стоимости горячей воды, произвести расчет стоимости горячего водоснабжения в соответствии с ЖК РФ за фактически потребленное количество и выдать новые счета-квитанции за 2010 год. В дальнейшем истцы уточнили исковые требования и просили обязать ООО «ФИО35» устранить недостоверную информацию о количестве и стоимости горячей воды, содержащуюся в счетах – квитанциях на оплату коммунальных услуг, произвести расчет стоимости горячего водоснабжения в соответствии с положениями Жилищного кодекса за фактически потребленное колличество и выдать новые счета-квитанции Кобцева В.А. за период с июля по август 2010 г, Когтева А.С. с мая по август 2010 г., Булавина Л.С. с мая по август 2010 года. В судебном заседании истцы и их представитель по доверенности Косоруких О.Н. поддержали уточненные требования, дополнили, что в соответствии со ст. 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников управляющая организация с каждым собственником заключает договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. В договоре управления должны быть указаны порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а так же порядок внесения такой платы.. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Разработчиком и инициатором заключения договора управления являлся ООО «ФИО40». Ответчик внёс собственникам жилых помещений предложение по заключению договора путём направления оферты. Условия договора и сам договор были приняты и утверждены решениями общего собрания собственников. По дому N... Протокол №*** от ДД.ММ.ГГГГ, по дому N... Протокол №*** от ДД.ММ.ГГГГ Договоры управления в домах по N... и N... заключены в 2008г. на тот момент Постановление Правительства РФ от23.05.2006г. № 307 уже действовало и ответчик об этом знал. Но при заключении договора управления не воспользовался своим правом внести предложения по оплате коммунальных услуг в соответствии с вышеназванным Постановлением №307. Кроме того на основании Главы 29 ГК РФ ООО «Консорт» имело возможность обратиться к собственникам с предложением об изменении условий договора управления, но своим правом не воспользовалось. В договоре не предусмотрено проведение корректировок и дополнительных начислений за коммунальные услуги, а так же не предусмотрена обязанность собственников оплачивать коммунальные услуги в соответствии с показаниями общедомовых приборов учёта. Все эти возможные платежи ответчик ООО «№***» в соответствии с договором принял решение оплачивать самостоятельно за счёт собственных средств. В разделе 4 договора управления установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги. П.4.4 «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается Управляющей организацией как произведение установленных администрацией тарифов на объём потреблённых ресурсов по показаниям приборов учёта, при отсутствии приборов учёта или использовании непроверенных приборов учёта, объём потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.» Во всём тексте договора управления нет ни одного упоминания о проведении корректировок и дополнительных начислений платы за коммунальные услуги в соответствии с Постановлением Правительства РФ от23.05.2006г.№307, нет упоминаний о расчётах по показаниям общедомовых приборов учёта. В соответствии с частью 2 статьи 307 ПС РФ обязательства по оплате возникают на основании договора. Учитывая, что оплата корректировок и дополнительных начислений указанных выше, договором управления не предусмотрена, действия ответчика ООО «N...» по предъявлению счетов-квитанций по оплате корректировок и дополнительных начислений за горячую воду не законны и не правомерны. Следовательно истцы должны оплачивать коммунальные услуги в соответствии с положениями ст. 157 ЖК РФ и условиями п.4.4 договора управления по установленным тарифам исходя из объёма потребления по индивидуальным приборам учёта, а в случае их отсутствия по утверждённым нормам. Кроме того, дополнили, что они не оспаривают законность Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Приложения №2 к ним. Истцы оспаривают и считают неправомерным применение этого Постановления и ст157 ЖК РФ со стороны ответчика ООО « N...». Указывают, что размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с положениями ст. 157 ЖК РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. В случае если исполнителем является управляющая организация, то расчёт размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам установленным в соответствии с законодательством РФ и используемым для расчёта платы за коммунальные услуги гражданами. В соответствии с п.4 абзац 1 Правил коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, а также настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством РФ. П.4 абзацем 3 Правил установлено что расчёт размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении №2». Других формул расчёта размера платы за коммунальные услуги действующим законодательством не предусмотрено. Оплату холодной воды в стоимости горячего водоснабжения потребитель производит в МУП «N...». Но исключительный перечень коммунальных услуг определён ст. 154 ЖК РФ п.4 и также п. З Правил предоставления коммунальных услуг гражданам : Холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление. Действующим законодательством такой коммунальной услуги как «подогрев» ГВС не предусмотрено и тариф на неё не предусмотрен. Ответчиком при проведении дополнительных начислений и корректировок был изменён не только смысл коммунальной услуги ГВС понятием «подогрев» но и изменены формулы для расчёта предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г № 307 В представленных возражениях ответчик утверждает. что расчёт размера платы за горячее водоснабжение для потребителей у которых установлены индивидуальные приборы учёта произведён по формуле 9 Приложения №2 к Правилам Vd р=------------------- х VIP х Тку Vnp+Vnn Где Vd - объём (количество) коммунального ресурса горячей воды фактически потреблённый за расчётный период определённый по показанию коллективного общедомового прибора учёта (куб.м) Данная величина общего объёма горячей воды ответчиком не представлена вместо этого используется переведённое в рубли количество тепловой энергии Все величины объёма горячей воды используемые в формуле имеют единицу измерения куб..м., ответчик измеряет их в рублях. Тку- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения руб/куб.м) Ответчиком не представлено доказательств установления тарифа для горячего водоснабжения, соответствующий нормативный правовой акт не представлен. Вся предложенная формула ответчиком незаконно искажена и изменена, и использована в нарушение действующего законодательства. Ответчик утверждает, что при отсутствии у потребителя индивидуальных приборов учёта для расчёта размера платы за горячую воду он применял п.п.З п.1 Приложения №2 к Правилам и формулу 3 PKyi =ni x N x Тку Где Тку- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ (руб./куб.м) N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги ( куб.м в месяц на 1 человека) В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 при установлении нормативов потребления коммунальных услуг согласно п 25 и п.26 учитываются нормативные технологические потери ( технически неизбежные и обоснованные потери холодной воды, горячей воды во внутренних инженерных коммуникациях и оборудовании дома), а так же учитываются коммунальные услуги предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Таким образом жители которые оплачивают услуги по нормативу уже заплатили за расход воды на общие домовые нужды и за нормативные, технически неизбежные потери коммунальных ресурсов. Указывают, что установленный норматив для N... очень высок - 320 литров воды на 1 человека в сутки. Потреблять ежедневно по 320 литров для каждого члена семьи это не реально. Несмотря на это управляющая организация производит 1раз в квартал корректировку размера платы за горячее водоснабжение в соответствии с п.п.4 п.1 Приложения № 2 к Правилам по формуле № 4 Si Sd Где Рлямбда р - размер платы за потреблённый в многоквартирном доме коммунальный ресурс (холодную воду,горячую воду,электрическую энергию и водоотведение (руб.) определённый ресурсоснабжающей организацией расчётным путём в порядке установленном законодательством РФ В представленных ответчиком бухгалтерских документах - счетах на оплату выставленных ресурсоснабжающей организацией ОАО «N...» указано, что это оплата за тепловую энергию.Количество которой определяется в Гкал а сумма оплаты в рублях за потреблённые Гкал. Но в приведённой ответчиком формуле №4 речь идёт о вполне конкретном коммунальном ресурсе горячая вода, количество которого измеряется в куб.м, а оплата в рублях за куб.м. В подтверждение этому представленный ответчиком Договор с ресурсоснабжающей организацией - договор теплоснабжения. Предметом договора является поставка тепловой энергии. Договора с ресурсоснабжающей организацией на поставку коммунального ресурса горячая вода у ООО «N...» нет вообще. Следовательно, в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ответчик использовал в приведённой формуле размер платы за теплоснабжение -«подогрев» как признано в возражениях. Ответчик не представил доказательства необходимые для использования формулы №4 о том на основании какого акта законодательства РФ произведено расчётным путём определение размера платы за коммунальный ресурс (горячая вода) ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, используемая в формуле 4 величина Рпр - общий размер платы соответственно за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях и нежилых помещениях за прошедший расчётный период Данная величина определяется как сумма размеров платы потребителей не имеющих приборов учёта рассчитанной по приведённой формуле 3 и размеров платы потребителей с приборами учёта рассчитанных как произведение количества горячей воды по счётчикам на установленный тариф для горячего водоснабжения. Вполне очевидно в обоих случаях, как в формуле 3, так и при расчётах по счётчикам используется величина Тку - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством РФ ( для горячего водоснабжения руб./куб.м ) Данный тариф не установлен, доказательства его установления ответчиком не приведены. Таким образом величина Рпр общего размера платы за горячее водоснабжение определена ответчиком не правомерно, в нарушение действующего законодательства. Из сравнения расчётов произведённых ответчиком ООО «№***» с формулами ............. к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам очевидно, что корректировки и дополнительные начисления платы за горячее водоснабжение для потребителей как с приборами учёта, так и без них выполнены ответчиком с грубейшими нарушениями законодательства РФ. Во всех нормах и формулах Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г № 307, Правил и Приложения №2 единицей измерения коммунальной услуги горячее водоснабжение является кубические метры и размер платы в рублях за куб.м. Ответчик в своих расчётах применил понятие «подогрев» и распределяет тепловую энергию, которая измеряется в Гкал, а размер платы в рублях за Гкал. Правовыми актами РФ дополнительных начислений и корректировок «коммунальной услуги» «подогрев» не предусмотрено. Все формулы для расчёта размера платы за коммунальные услуги утверждённые Постановлением Правительства РФ от23.05.2006г. № 307 носят однозначный нормативный характер. Все используемые в формулах понятия и величины чётко определены, дана их точная формулировка и утверждены единицы измерения. Толкование и трактовка их не предусмотрена. Вносить изменения в установленные формулы и порядок их применения может только орган их принявший - Правительство РФ. Действующим законодательством не предусмотрено при расчёте за горячую воду отдельно оплата за холодную воду и отдельно за тепловую энергию «подогрев». При этом стоимость тепловой энергии «подогрева» является составной частью стоимости услуги ГВС. Разделение услуги на составляющие нарушает установленный действующим законодательством порядок ценообразования и искажает сущность товара, услуги, а следовательно права и законные интересы потребителей. В соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 разъяснения по применению Правил, утверждённых настоящим Постановлением, даёт Министерство регионального развития РФ. В письме Министерства регионального развития РФ от 2 мая 2007г. № 8166-РМ/07 говорится о порядке определения размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем : «Применение при расчёте размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов «на тепловую энергию в горячей воде» или «на подогрев» (руб/Гкал) и тарифов на холодную воду (руб/куб.м) приложением № 2 к Правилам не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб.м)» Из карточки учёта показаний индивидуальных приборов учёта установленных в квартирах истцов и счета-квитанции на оплату за холодную воду и водоотведение выставленные МУП «N...» за период с мая по август 2010 г. следует, что количество холодной воды использованной для подогрева и оплаченной в «N...» и количество горячей воды выставленной для оплаты в счетах квитанциях ООО «.............» отличается более чем в 2 раза. В рассматриваемом случае горячая вода приготавливается с использованием закрытой системы теплоснабжения, то есть холодная вода подаётся для подогрева и из подогревателя выходит то же количество горячей воды. И.о. председателя комитета по коммунальному хозяйству администрации N... В. И. Сидорук пояснял, о том, как и по какой методике рассчитаны нормативы потребления теплоэнергии для приготовления горячей воды. В соответствии с данным ответом расчёт производится по формуле : Qгод = 1,2 А х( ( 51-1 вз)х n + b х (322- n) х (51-t вл) ) х 10-6 Данная формула учитывает нормативные технически неизбежные потери тепловой энергии во внутренних трубопроводах и полотенцесушителях для чего введён коэффициент 1,2, т.е. расчет предполагает нормативные потери в размере 20% от необходимого для подогрева количества тепловой энергии и определён не просто так, а на основании теплотехнических инженерных и эмпирических расчётов и методик. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006г. п.25 При определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов ( технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов. возникшие в результате нарушений требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в мно8гоквартирном доме. Никаких актов нарушений со стороны истцов ответчиком представлено не было. В дополнении к этому п.26 Постановления Правительства РФ № 306 гласит : п.26 Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. Таким образом все нормативные технически неизбежные потери как тепловой энергии, так и воды в предложенном расчёте уже учтены, внесены в стоимость горячей воды и жителями уже оплачены. Более того, учитывая что спорным для оплаты является летний межотопительный период обращает внимание на вторую часть предложенного расчёта, которая определяет количество тепла необходимое для приготовления горячей воды в межотопительный летний период : Qл = А х b(322-n) (51-t вл ) Qл = 120 x0,8 (322-202)(51-15)x 10-6 =0,41472 Гкал Qл : 120дн. x 30,42дн.= 0,41472 : 120 x 30,42= 0,105 Гкал в месяц на 1 человека в летний межотопительный период Где 120дн = (322-202) межотопительный период 30,42дн.среднее количество дней в месяце Фактически при расчётах стоимости горячей воды в летний период ответчик применял установленный норматив 0,1734 Гкал Сравнивая расчётную летнюю величину с применяемым нормативом 0,1734 Гкал : 0,105 Гкал = 1,65 раза является превышением расчета. Считает, что в установленном и применяемом для расчёта стоимости горячей воды нормативе 0,1734 Гкал уже заложено 65% потерь на летний период. Из материалов дела следует, что для расчётов с собственниками ответчик применял дополнительный увеличивающий коэффициент ещё в 2-2,5 раза 1,65x2,5=4,125 Полагает, что нормативный расчёт количества тепла для приготовления горячей воды в летний период определённый по методике используемой администрацией N..., превышен в 4 раза. На основании вышеизложенного учитывая, что ответчиком ООО «.............» расчёт стоимости оплаты за горячее водоснабжение за период с мая по август 2010г. произведён с грубыми нарушениями ст. 157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам утверждённых Постановлением Правительства РФ от23.05.2006 г. учитывая, что ответчиком нарушены положения ст. 10 Закона « О защите прав потребителей» о предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации. Неправомерными действиями ответчика нарушены права истцов на оплату коммунальных услуг в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации. Просят признать действия ответчика ООО «.............» по предъявлению истцам счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за май-август 2010г. противоправными. Обязать ответчика ООО «.............» устранить недостоверную информацию о количестве и стоимости горячей воды, содержащуюся в счетах-квитанциях на оплату коммунальных услуг, произвести расчёт стоимости горячего водоснабжения в соответствии с положениями ЖК РФ за фактически потреблённое количество и выдать новые счета-квитанции за период с мая по август 2010г. Взыскать в пользу истцов с ответчика ООО «.............» компенсацию причинённого морального вреда по 5000 рублей каждому из истцов представители ООО «.............» по доверенностям Бочарова Е.Е., Перекопайко И.А., Макарова О.В. исковые требования не признали, пояснили, что порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. № 307 в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Данными Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги при наличии общедомового прибора учета потребления коммунальных ресурсов и при отсутствии такового (пункты 19, 22, 23), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем. Горячая вода в доме, в котором проживает истица Кобцева В.А., приготовляется с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (холодная вода, поступающая по отдельному вводу подогревается в водяном нагревателе-бойлере сетевой водой, поступающей из тепловой сети). В соответствии с п. 30 Правил расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды. Стоимость холодной воды, используемой для приготовления горячей воды, граждане оплачивают самостоятельно МУП «.............», заключив с предприятием прямой договор. Стоимость подогрева холодной воды для приготовления горячей воды граждане оплачивают в ООО «.............». За период с 30.06.2008 г. по 30.04.2009 г. (когда в доме отсутствовал общедомовый прибор учета тепловой энергии) по представлению прокурора N... по дому №*** N... была осуществлена корректировке платы за отопление (по всем квартирам) и горячее водоснабжение гражданам, в квартирах которых были установлены индивидуальные приборы учета. Государственной жилищной инспекцией N... по этому поводу осуществлялась проверка. В результате которой было установлено, что ООО «.............» неправильно произвело корректировку по горячему водоснабжению по квартирам, оборудованным индивидуальными приборами учета. Жилищной инспекцией было указано, что корректировке подлежала услуга по горячему водоснабжению по квартирам, не оборудованным индивидуальными приборами учета (акт документарной проверки №*** от ДД.ММ.ГГГГ). У истицы индивидуальный прибор учета горячей воды в квартире отсутствует. Поэтому в соответствии с предписанием, данным Государственной жилищной инспекцией, пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Кобцевой В.А. была осуществлена корректировка платы за горячее водоснабжение, потребленное в период с 30.06.2008 г. по 30.04.2009 г. (когда в доме отсутствовал общедомовый прибор учета тепловой энергии). В связи с чем в августе 2010 г. истице была доначислена сумма 1563 руб. 42 коп. Корректировка осуществлялась в соответствие с п.п. 4 пункта 1 Приложения № 2 к Правилам. Законность осуществления корректировки подтверждается Решением Верховного Суда РФ от 16.12.08 г. по делу об отказе в признании недействующими п.п. «а», «б» п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. ДД.ММ.ГГГГ в N... был установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. По окончании отопительного сезона данный прибор учета подсчитывал только количество тепловой энергии, потребленной на подогрев горячей воды. Порядок начисления платы за горячую воду при наличии общедомового прибора учета определен в пункте 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с пунктом 22 указанных Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний общедомового прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 Правил. Согласно подпункту б пункта 19 Правил размер платы за горячее водоснабжение в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам по формуле 3: Р = п х N х Т, (3) ky.i i j ky где: n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том i жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для j холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт.час в месяц на 1 чел.); Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в ^^ ку соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт. х час); При этом управляющая организация производит 1 раз в квартал корректировку размера платы за горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам по формуле 4: s i k. i ламбда. р np S D где: водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом i доме или общая площадь жилого дома (кв. м); S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в Применение такого порядка расчета, его обоснованность и соответствие действующему Жилищному Кодексу РФ подтверждается разъяснениями, данными Министерством регионального развития РФ в письме № 3571-ЛД/14 от 30.12.08 г., Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.08.09 г. № 7048/09. В Решении Высшего Арбитражного Суда РФ отражено, что именно пункты 22 и 23 Правил № 307, подпункт 3 пункта 1 и подпункт 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам № 307 в совокупности с положениями Правил № 307 (в частности с формулой 4) обеспечивают распределение объема потребленной многоквартирным домом энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета, между собственниками жилых помещений указанного дома при расчете за коммунальные услуги. Проводимая ежеквартально корректировка по формуле 4 осуществляется в целях равномерного распределения технологических потерь между потребителями, помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета, и потребителями, у которых такие приборы учета отсутствуют. В июле, августе 2010 г. начисления за горячее водоснабжение истице произведены в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам по утвержденным нормативам потребления, в августе 2010г. была осуществлена корректировка платы за горячее водоснабжение, потребленное в мае, июне 2010 г. В связи с чем была начислена сумма 1131 руб. 55 коп. и включена для оплаты в июльскую квитанцию. Таким образом, управляющая организация ООО «.............», руководствуясь Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, разъяснениями Министерства регионального развития РФ, указаниями Государственной жилищной инспекции, распределила между потребителями горячего водоснабжения стоимость тепловой энергии, фактически использованной для приготовления горячей воды в доме. Исковые требования Булавиной Л.С. и Когтевой А.С. ответчик не признал, указав, что порядок расчета размера платы за коммунальные услуги установлен в пунктах 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.06 г. № 307 установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги при наличии общедомового прибора учета потребления коммунальных ресурсов. Указанные истцы имеют и индивидуальные приборы учета горячей воды. Горячая вода в домах, в котором проживают истцы, приготовляется с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (холодная вода, поступающая по отдельному вводу подогревается в водяном нагревателе-бойлере сетевой водой, поступающей из тепловой сети). В соответствии с п. 30 Правил расчет размера платы за горячее водоснабжение при приготовлении горячей воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, производится исходя из тарифов (цен) на холодную воду, газ или тепловую энергию, а также объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды. Стоимость холодной воды, используемой для приготовления горячей воды, граждане оплачивают самостоятельно МУП «.............», заключив с предприятием прямой договор. Стоимость подогрева холодной воды для приготовления горячей воды граждане оплачивают в ООО «.............». С ДД.ММ.ГГГГ в N... и в N...-а N... установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии. По окончании отопительного сезона данный прибор учета подсчитывал только количество тепловой энергии, потребленной на подогрев горячей воды. Порядок начисления платы за горячую воду, при наличии общедомового прибора учета, определен в пунктах 22, 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В соответствии с пунктом 22 указанных Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний общедомового прибора учета. Согласно подпункту «а» пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными рбщедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для горячего водоснабжения по формуле 9 (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам). Формула 9 v D р - ------------------------------ XV х Т ky3.i Vn.p + Vn.n i.p ky, где: V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт. х час); V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. х час); V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт. х час); V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. х час); Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный ky в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./ кВт. х час); Данная формула учитывает объем (количество) коммунального ресурса (горячей воды), потребленного за расчетный период в конкретном помещении, оборудооборудованном прибором зачета, измеренный индивидуальными приборами учета показатель Vi.p), а также технически неизбежные, обоснованные потери ячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном ме в виде коэффициента: v D V + V п.р п.п В мае 2010 г.в управляющую организацию истицей Булавиной Л.С. не были переданы показания индивидуального прибора учета горячей воды. В целях равномерного распределения стоимости горячей воды, потребленной жителями дома, ООО «.............», для расчета, взяло количество потребленной воды в квартире, равное потреблению в апреле (3 куб. м). В июне истицей были переданы показания потребления горячей воды, равные 3 куб. м В связи с чем, в июне начисление за горячее водоснабжение не производилось. Если были бы произведены начисления за горячую воду в июне, а в мае начислений не было бы, то сумма, подлежащая оплате, рассчитанная в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, была бы выше, чем майская плата за горячую воду. В мае, июле, августе 2010 г. начисления за горячее водоснабжение истице произведены в соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. В мае, июне, июле, августе 2010 г. начисления за горячее водоснабжение истице Когтевой А.С. произведены в соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. За июль месяц по N... ООО «.............» были переданы показания индивидуального прибора учета горячей воды. Потребление горячей воды в июле месяце 2010 г. составило 1 куб. м Данный факт подтверждается выпиской из журнала регистрации показаний индивидуальных приборов учета. Относительно правильности и законности начисления платы за горячее водоснабжение гражданам, проживающим в N...-а N..., была осуществлена проверка Госжилинспекцией N.... Проверялась правильность осуществленного начисления и определения объема потребленной коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в том числе в мае, июне 2010 г. В ходе проведения документарной проверки нарушений требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам выявлено не было. Дополнительно ответчики пояснили, что согласно протоколам общего собрания собственников дома от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ передаточному акту от ДД.ММ.ГГГГ N...-а N..., №*** N... с ДД.ММ.ГГГГ находятся в управлении ООО «.............». В связи с этим с ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация предоставляет собственникам данных домов услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлению коммунальных услуг. В интересах граждан и в целях снабжения их коммунальными услугами ООО «.............» заключило соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями. При этом управляющая организация не является потребителем коммунальных услуг, в частности горячего водоснабжения. Непосредственным потребителями горячего водоснабжения являются граждане, проживающие в многоквартирных домах. В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно указанной статье Правительством РФ устанавливаются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам утверждены Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.06 г. В данных Правилах конкретизируются указанные в статье 157 ЖК РФ положения. Правилами предусмотрен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 19, 22,23). В соответствии с пунктом 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Таким образом, осуществлять оплату поданной на дом коммунальной услуги (горячее водоснабжение) должны непосредственные потребители услуги - граждане. Управляющая организация дотаций на эти цели из бюджета не получает. В N...-а N..., №*** N... горячая вода централизованно не подается, а приготавливается с помощью внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (холодная вода, поступающая по отдельному вводу подогревается в водяном нагревателе-бойлере сетевой водой, поступающей из тепловой сети, поданной от теплоснабжающей организации). Расчет размера платы за горячее водоснабжение, в данном случае, согласно пунктам 18, 30 Правил должен производиться управляющей организацией исходя из объемов (количества) коммунальных ресурсов, использованных при приготовлении горячей воды и соответствующих тарифов на тепловую энергию и холодную воду. Между ООО «.............» и МУП «.............» заключен договор на поставку холодной воды в многоквартирные N... от ДД.ММ.ГГГГ Учитывая, что передаче домов в управление ООО «.............» граждане, проживающие в них, оплачивали холодную воду, в том числе и холодную воду, поданную для горячего водоснабжения, непосредственно МУП «.............» по отдельным квитанциям и договорам, то и в договор №*** было внесено условие - п.3.6, согласно которому жители оплачивают коммунальную услугу холодное водоснабжение непосредственно МУП «.............». На поставку тепловой энергии для приготовления горячей воды в доме между ООО «.............» и ОАО «............. компания» заключен договор №*** от ДД.ММ.ГГГГ Данным договором не предусмотрено условие внесения платы за тепловую энергию гражданами непосредственно ОАО «............. компания». Поэтому стоимость поставленной на дом тепловой энергии для приготовления горячей воды граждане должны оплатить управляющей организации в полном объеме, а управляющая организация перечисляет данные денежные средства теплоснабжающей организации. Согласно актам допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 29.12.09 г. на N...-а N... и N... установлен общедомовой прибор учета тепла. В период с мая по август 2010 г. в многоквартирных домах услуга отопление не предоставлялась, поэтому поставляемая в дома тепловая энергия использовалась только в целях приготовления горячей воды (для подогрева холодной). Общедомовые приборы учета тепла в указанный период считали количество тепловой энергии, использованной для приготовления горячей воды в доме. Количество фактически потребленной тепловой энергии в домах для горячего водоснабжения в мае-августе 2010 г. подтверждается ежемесячными показаниями общедомовых приборов. В счетах за теплоэнергию, выставленных ОАО «............. компания» в мае-августе 2010г., конкретно указано количество тепловой энергии, поставленной в каждом месяце на N...-а N..., №*** N.... Поданная тепловая энергия на дом, согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, должна быть оплачена гражданами-потребителями. Порядок распределения объема потребленной в доме тепловой энергии между гражданами-потребителями, при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, определен в пункте 23 Правил. Согласно подпункту «а» пункта 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для горячего водоснабжения по формуле 9 (подпункт 1 пункта 3 приложения N 2 к Правилам). Формула 9 v D Р = ----------------------------- XV х Т ky3.i Vn.p + Vn.n i.p ky, где: V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт. х час); V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. х час); V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт. х час); V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. х час); Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный ky в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./ кВт. х час); Данная формула учитывает объем (количество) коммунального ресурса (горячей воды), потребленного за расчетный период в конкретном помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальными приборами учета (показатель Vi.p), а также технически неизбежные, обоснованные потери горячей воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме в виде коэффициента: v DV + V n.p run Верховным судом РФ было рассмотрено заявление о признании незаконным пункта 3 приложения № 2 к Правилам в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле 9. Решением от 12.12.06 г. № ГКПИ06-1228 указанное заявление было оставлено без удовлетворения. У Когтевой А.С., Булавиной Л.С. в квартирах установлены индивидуальные приборы учета воды, поэтому данным потребителям за май-август 2010 г. начисления за горячее водоснабжение осуществлялись в соответствии с подпунктом «а» пункта 23 Правил по формуле 9, расчеты платы приложены к материалам дела. За июль месяц Когтевой А.С. в ООО «.............» были переданы показания индивидуального прибора учета горячей воды. Потребление горячей воды в июле месяце 2010 г. составило 1 куб. м Данный факт подтверждается выпиской из журнала регистрации показаний индивидуальных приборов учета. Булавиной Л.С. в мае 2010 г. в управляющую организацию не были переданы показания индивидуального прибора учета горячей воды. В целях равномерного распределения стоимости горячей воды, потребленной жителями дома, ООО «.............» для расчета, взяло количество потребленной горячей воды в квартире, равное потреблению воды в апреле (3 куб. м). В июне истицей были переданы показания потребления горячей воды, равные 3 куб. м. В связи с тем, что в мае потребление - 3 куб. м было уже учтено, в июне 2010 г. начисление за горячее водоснабжение Булавиной Л.С. не производилось. Если бы Булавиной Л.С. были осуществлены начисления за горячую воду в июне, а в мае начислений не было бы, то сумма, подлежащая оплате в июне, рассчитанная в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, была бы выше, чем майская плата за горячую воду, так как коэффициент в июне по дому сложился выше, что подтверждается прилагаемым расчетом платы. Относительно правильности и законности начисления платы за горячее водоснабжение гражданам, проживающим в N...-а N..., осуществлялась проверка Госжилинспекцией N.... Проверялась правильность осуществленного начисления и определения объема потребленной коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в том числе в мае, июне 2010 г. Согласно акту документарной проверки №*** от ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в части определения объема потребленной коммунальной услуги по горячему водоснабжению за период январь-июнь 2010 г. жилым домом №***-а по N... выявлено не было. У Кобцевой В.А. индивидуальный прибор учета в квартире отсутствует, что подтверждается ею самой в исковом заявлении. Согласно пункту 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае оборудования многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 Правил. Согласно подпункту б пункта 19 Правил размер платы за горячее водоснабжение в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № 2 к Правилам по формуле 3: Р = п х N х Т, (3) ky.i i j ky где: n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том i жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для j холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт.час в месяц на 1 чел.); Т - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в ky соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт. х час); При этом управляющая организация производит 1 раз в квартал корректировку размера платы за горячее водоснабжение в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам по формуле 4: s i k.i ламбда.р np S D где: Р - размер платы за потребленный в многоквартирном доме (жилом ламбда.р доме) коммунальный ресурс (холодную воду, горячую воду, электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Р - общий размер платы соответственно за холодное пр водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.); S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном i доме или общая площадь жилого дома (кв. м); S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в D многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м) ; В соответствии с пунктом 19 Правил КобцевойВ.А. в мае-июне 2010 г. начисления за горячее водоснабжение производились по утвержденным нормативам потребления, что подтверждается прилагаемыми расчетами платы. В июле 2010г. данному потребителю коммунальной услуги была осуществлена квартальная корректировка платы за горячее водоснабжение. В связи с чем Кобцевой В.А. была начислена сумма 1131 руб. 55 коп. и включена для оплаты в квитанцию за июль (расчет корректировки прилагается). В августе 2010 г. начисления за горячее водоснабжение осуществлены КобцевойВ.А. по нормативам потребления. В N... за период с 30.06.2008 г. по 30.04.2009 г. (когда в доме отсутствовал общедомовый прибор учета тепловой энергии) по представлению прокурора N... в марте 2010 г. была осуществлена корректировка платы за отопление (по всем квартирам). Одновременно была осуществлена корректировка за горячее водоснабжение гражданам, в квартирах которых были установлены индивидуальные приборы учета. Государственной жилищной инспекцией N... по этому поводу осуществлялась проверка. В результате которой было установлено, что ООО «.............» неправильно произвело корректировку по горячему водоснабжению по квартирам, оборудованным индивидуальными приборами учета. Жилищной инспекцией было указано, что корректировке подлежала услуга по горячему водоснабжению по квартирам, не оборудованным индивидуальными приборами учета (акт документарной проверки № 1083 от 13.05.10г.) На основании данной проверки, в соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по формуле 4 в августе 2010 г. Кобцевой В.А. была произведена корректировка платы за горячее водоснабжение, потребленное в период с 30.06.2008 г. по 30.04.2009 г. (когда в доме отсутствовал общедомовый прибор учета тепловой энергии). В связи с чем в августе 2010 г. истице была доначислена сумма 1563 руб. 42 коп. (расчет корректировки за период с 30.06.2008 г. по 30.04.2009 г. находится в материалах дела). Размер платы за тепловую энергию, потребленную для приготовления горячей воды в период с 30.06.2008 г. по 30.04.2009 г. (в период отсутствия общедомового прибора учета тепла), теплоснабжающей организацией определялся ежемесячно и конкретно по каждому дому (счета находятся в материалах дела) с указанием количества потребленной тепловой энергии в доме, в соответствии с заключенным договором на снабжение тепловой энергией и в соответствии с действующим законодательством, исходя из нормативов потребления горячей воды гражданами. Законность и обоснованность осуществления корректировки при отсутствии в доме общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета в квартире (Кобцева В.А.) подтверждается Решением Верховного суда РФ от 16.12.08г. № ГКПИ08-1770, которым был решен вопрос о законности применения корректировок в данном случае. Рассмотрев дело, Верховный суд пришел к выводу, что данные положения Правил не противоречат Жилищному кодексу РФ, в связи с чем требования о признании недействующими подпунктов «а», «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам оставлено без удовлетворения. Правильность и обоснованность осуществления ежеквартальной корректировки в соответствии с пунктом 19 Правил (формула 4) гражданам, не имеющим индивидуальных приборов учета (Кобцевой В.А.), при наличии в многоквартирном доме общедомового прибора учета, подтверждается разъяснениями, данными Министерством регионального развития РФ в письме № 3571-ЛД/14 от 30.12.08 г., Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.08.09 г. № 7048/09. В Решении Высшего Арбитражного Суда РФ отражено, что именно пункты 22 и 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, подпункт 3 пункта 1 и подпункт 1 пункта 3 Приложения № 2 к Правилам № 307 в совокупности с положениями Правил № 307 (в частности с формулой 4) обеспечивают распределение объема потребленной многоквартирным домом энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета, между собственниками жилых помещений указанного дома при расчете за коммунальные услуги. Судом указано так же, что размер ежемесячной платы в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, рассчитывается по формуле 3. Кроме того, указанная плата подлежит корректировке по формуле 4 в целях равномерного распределения технологических потерь между потребителями, помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета, и потребителями, у которых такие приборы учета отсутствуют. Решением Суда подпункт «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, и подпункт 4 пункта 1 Приложения № 2 к названным Правилам признаны соответствующими Жилищному кодексу РФ и Гражданскому кодексу Российской Федерации. В связи с тем, что пунктом 6 Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.08 г. давать разъяснения относительно применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам наделен единственный орган - Министерство регионального развития РФ, разъяснения, данные Министерством регионального развития РФ в письме № 3571-ЛД/14 от 30.12.08 г., применяются ООО «.............» не как нормативный акт, а именно как разъяснение относительно применения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Аргумент истицы (Кобцевой В.А.) о том, что согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 306 от 23.05.06 г. в норматив уже включены технологические потери, и потому плата за горячее водоснабжение не подлежит корректировке, является несостоятельным, так как опровергается как самими Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, письмом Министерства регионального развития РФ № 3571-ЛД/14 от 30.12.08 г., Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.08.09 г. № 7048/09, так и тем доводом, что нормативы потребления горячего водоснабжения, действующие в N..., утверждены Постановлением Главы администрации N... №*** от ДД.ММ.ГГГГ до принятия Правительством Постановления № 306 от 23.05.06 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Поэтому при их установлении в N... положения данного Постановления Правительства учтены не были. Таким образом, ООО «.............» считает, что действия управляющей организации по начислению платы за горячее водоснабжение и осуществлению корректировок являются правомерными и основанными на нормах права. В связи с чем права истцов на необходимую и достоверную информацию о стоимости коммунальных услуг нарушены не были. Следовательно, требования истцов об устранении недостоверной информации и предоставлении новых квитанций на оплату являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Привлеченные судом в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований представители Государственной жилищной инспекции N... и Управления энергетики, тарифов жилищно – коммунального хозяйства N... в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были своевременно извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В раннее данных письменных объяснениях Государственной жилищной инспекции было отражено, что Госжилинспекция ............. по существу заданных вопросов по иску Кобцевой В.А., Булавиной Л.С., Когтевой А.С., сообщает следующее. 1. Порядок учета ООО «.............» количества потребляемой горячей воды в квартирах истцов соответствует действующему законодательству. Согласно пункту 14 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. № 307 (далее- Правила), расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Ежемесячный учет потребления горячей воды в квартирах истцов ведется ООО «.............»: - по передаваемым жильцами (Когтевой А.С., Булавиной Л.С.) - в соответствии с утвержденным постановлением главы администрации 2. Жилые дома, расположенные по адресам: N... не оборудованы общедомовыми приборами учета горячего водоснабжения, учитывающими фактически потребленный объем горячей воды. Порядок расчета платы ООО «.............» за коммунальную услугу по горячему водоснабжению квартиры истца Кобцевой В.А., не оборудованной индивидуальным прибором учета горячей воды, соответствует требованиям Правил. Корректировка размера платы за горячее водоснабжение указанной квартире произведена за отопительный период 2008-2009г.г. (за 11 месяцев), а также за май и июнь 2010г. (два месяца) неправомерно. Согласно пункту 19 Правил «при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется... для холодного водоснабжения,горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам». Порядок расчета платы ООО «.............» за коммунальную услугу по горячему водоснабжению квартирам истцов Когтевой А.С., Булавиной Л.С., оборудованных индивидуальными приборами учета горячей воды, не соответствует требованиям Правил. Согласно пункту 16 Правил «при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета». Корректировка размера платы за горячую воду в данном случае Правилами не предусмотрена. Вышеуказанные жилые дома оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, учитывающими совокупное потребление тепловой энергии на отопление и на приготовление горячей воды с использованием водоводяного подогревателя. В соответствии с пунктом 22 Правил «собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета». Правилами не предусмотрен порядок расчета платы за потребленную тепловую энергию потребителям коммунальных услуг при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем. 3. Вопросы о наличии задолженности 000 «.............» перед поставщиком тепловой энергии и выявление причин задолженности не входят в компетенцию Госжилинспекции. Между 000 «.............» и филиалом ОАО «.............» существуют договорные отношения, которыми регулируются вопросы задолженности за приобретенные коммунальные ресурсы у энергоснабжающей организации. Информация о наличии и причинах задолженности 000 «.............» перед поставщиком тепловой энергии по оплате теплоэнергии, в частности по многоквартирным домам: N... имеется у соответствующих сторон указанного договора. Вместе с тем Управление энергетики, тарифов жилищно – коммунального хозяйства указывало, что в результате проверочного расчета, проведенного специалистами управления по данным, представленным управляющей компанией, суммы указанные в строке «Горячая вода» указаны практически пра вильно. При этом за период май-август 2010 года следует: - истцу Кобцевой В.А. доначислить 270 руб.80 коп.; - истцу Булавиной Л.С. доначислить 17 коп.; - истцу Когтевой А.С. доначислить 15 коп. Таким образом, сумма, предъявленная истцам со стороны управляющей компании, не завышена. Истцы не оспаривают тарифы и стоимость тепловой энергии, не отрицают, что горячая вода подавалась в соответствующие сроки и надлежащего качества. Суть спора заключается в том, что истцы полагают, что они обязаны оплачивать горячее водоснабжение, исходя из показаний индивидуальных приборов учета, либо по установленным нормативам. Ответчики полагают, что поскольку при приготовлении горячей воды в многоквартирных домах истцов осуществляется с использованием внутридомовых инженерных систем /бойлеров/ оплате подлежит и тепловая энергия, затрачиваемая на подогрев воды. Такая оплата производится на основании общедомовых приборов учета поставляемого тепла, в связи с чем производится корректировка оплаты горячей воды для всех жильцов многоквартирного дома. Управляющая компания не имеет собственных средств для оплаты поставляемой тепловой энергии, которая затрачивается на подогрев холодной воды, подаваемой жильцам многоквартирного дома. Судом установлено, что между ООО «.............» и МУП «.............» заключен договор на поставку холодной воды в многоквартирные дома №***. При передаче домов в управление ООО «.............» лица, проживающие в них, оплачивали холодную воду, в том числе и холодную воду, поданную для горячего водоснабжения, непосредственно МУП «.............» по отдельным квитанциям и договорам. В договор №*** было внесено условие - п.3.6, согласно которому жители оплачивают коммунальную услугу холодное водоснабжение непосредственно МУП «.............». В соответствии с п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) (с изменениями от 29 июля 2010 г.) собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. Указанная правовая норма нашла свое подтверждение в Определении Конституционного суда РФ от 01 октября 2009 года №1099-О-О, согласно которого размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, оплачиваемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Согласно п.22 указанных Правил предоставления коммунальных услуг граждане, собственники помещений в многоквартирном доме, несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного /общедомового/ прибора учета. Таким образом, в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера оплаты за коммунальные услуги исходя из их фактического потребления. В части требований Кобцевой В.А. суд приходит к следующему. Истица не имеет индивидуального прибора учета горячей воды. Корректировка платы за горячее водоснабжение было произведено в период с 30.06.2008 г. по 30.04.2009 г. (когда в доме отсутствовал общедомовый прибор учета тепловой энергии). В соответствии с п.п.б п.19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N2 к настоящим Правилам. Согласно п.п.3 п.1 указанного приложения размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение (руб.) определяется по формуле: P = n x N x T ky.i i j ky где: n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в i-том i жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.); N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для j холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения-куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения-кВт.час в месяц на 1 чел.); T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в ky соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб.м; для электроснабжения -руб./кВт. х час); Решением Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008г. NГКПИ08-1540, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24 февраля 2009г. NКАС08-695, подпункт 3 пункта 1 настоящих Правил в части установления порядка расчета размера оплаты коммунальных услуг (за исключением отопления) в случае отсутствия индивидуальных приборов учета признан не противоречащим действующему законодательству Согласно указанного Решения, Верховный суд установил, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем. Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом2 пункта1 приложения N2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом4 пункта1 приложения N2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления. Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 2009г. N7048/09 установлено, что в соответствии с пунктом 1 статьи157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в отношении электроснабжения органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанное положение конкретизируется в Правилах N307, предусматривающих порядок расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от оборудования многоквартирных жилых домов и помещений в них коллективными (общедомовыми), общими (квартирными) и индивидуальными приборами учета (пункты 16, 19, 20, 21 и 22). Поскольку согласно пункту 7 Правил N307 общедомовые приборы учета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, устанавливаются на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме с системами коммунальной инфраструктуры, названный порядок расчета обеспечивает учет, а следовательно, и оплату электроэнергии, поданной на границе внутридомовых электрических сетей, что соответствует требованиям абзаца второго пункта 88 ПравилN530. Государственной жилищной инспекцией N... осуществлялась проверка оплаты начисления Кобцевой В.А. за подачу горячей воды. Согласно акта документарной проверки № 1083 от 13.05.10г.) было установлено, что ООО «.............» неправильно произвело корректировку по горячему водоснабжению по квартирам, оборудованным индивидуальными приборами учета. Жилищной инспекцией было указано, что корректировке подлежала услуга по горячему водоснабжению по квартирам, не оборудованным индивидуальными приборами учета ( На основании данной проверки, в соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам по формуле 4 в августе 2010 г. Кобцевой В.А. была произведена корректировка платы за горячее водоснабжение, потребленное в период с 30.06.2008 г. по 30.04.2009 г. когда в доме отсутствовал общедомовый прибор учета тепловой энергии) В связи с чем в августе 2010 г. истице была доначислена сумма 1563 руб. 42 коп. Размер платы за тепловую энергию, потребленную для приготовления горячей воды в период с 30.06.2008 г. по 30.04.2009 г. (в период отсутствия общедомового прибора учета тепла), теплоснабжающей организацией определялся ежемесячно и конкретно по каждому дому (счета находятся в материалах дела) с указанием количества потребленной тепловой энергии в доме, в соответствии с заключенным договором на снабжение тепловой энергией и в соответствии с действующим законодательством, исходя из нормативов потребления горячей воды гражданами При указанных обстоятельствах доводы Кобцевой В.А. о том, что она обязана оплачивать стоимость коммунальной услуги исходя лишь из установленного органом местного самоуправления тарифа не могут быть признаны обоснованными. В части требований истцов Когтевой А.С. и Булавиной Л.С., в квартирах которых установлены индивидуальные приборы учета воды суд приходит к следующему. Согласно п. п. а п. 23 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N2 к настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно п. 3 указанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: Решением Верховного Суда РФ от 12 декабря 2006г. NГКПИ06-1228, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007г. NКАС07-128, пункт3 приложенияN2 к настоящим Правилам, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле(9), признан не противоречащим действующему законодательству размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета, определяется по формуле3, а в помещениях, оборудованных приборами учета, определяется по формуле: V D P = ----------- x V x T, kу3.i V + V i.p kу n.p n.n где: V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, D горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт. х час); V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной n.p воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, оборудованных приборами учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах-общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт. х час); V - суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной n.n воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт. х час); V - объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, i.p горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том помещении, оборудованном прибором учета (за исключением помещений общего пользования), измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах-общими (квартирными) приборами учета (куб.м, кВт. х час); T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный kу в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения-руб./куб.м; для Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007г. NКАС07-128, пункт3 приложенияN2 к настоящим Правилам, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле(9), признан не противоречащим действующему законодательству В связи с изложенным Когтевой А.С. и Булавиной за потребленную горячую воду была обоснована применена указанная формула. Расчет оплаты имеется в материалах дела и вручены истцам в судебном заседании. Учитывая изложенное, совокупность норм материального права и подтверждение их Высшими судебными органами суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Кроме того, истцы в судебном заседании подтвердили свои исковые требования, где они просят обязать управляющую компанию устранить недостоверную информацию о стоимости количества горячей воды, которая содержится в счетах – квитанциях. При этом истцы не приложили какой - либо расчет о неправильном начислении услуг по обеспечению горячего водоснабжения и не оспаривали его размер. Поскольку сами истцы не отрицают установленные тарифы на подачу тепловой энергии для подачи в их квартиры горячей воды, не отрицают и тот факт, что такая услуга им была оказана, суд исходя из норм материального права и судебной практики считает необходимым отказать в заявленных требованиях. С учетом изложенного Правила N307 и Приложения N2 к Правилам N307 в совокупности с положениями Правил рассчитываемой исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг соответствует пункту 1 статьи153, пункту 1 статьи155, пункту 1 статьи157 Жилищного кодекса. Таким образом, законных оснований для удовлетворения исковых требований суд не находит. Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Когтевой ФИО41, Булавиной ФИО42, Кобцевой ФИО43 в удовлетворении искового заявления к ООО “.............”о возложении обязанности по устранению недостоверной информации о количестве и стоимости горячей воды, содержащейся в счетах-квитанциях на оплату коммунальных услуг за период с мая по август 2010 года и взыскании морального вреда – ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в N... областной суд через N... городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в мотивированный форме. Председательствующий С.А. Попков Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Рк1 = (Рлямбда р - Рпр) х------------------
Р = (Р - Р ) х —, (4)
Р - размер платы за потребленный в многоквартирном доме (жилом
ламбда.р доме) коммунальный ресурс (холодную воду, горячую воду,
электрическую энергию) и водоотведение (руб.), определенный
ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации;
Р - общий размер платы соответственно за холодное
пр водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и
доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном
D многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв.м) ;
D горячей воды, газа или электрической энергии), фактически
п.р воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
п.п воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
i.p горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный
D горячей воды, газа или электрической энергии), фактически
п.р воды, горячей воды, газа или электрической энергии),
п.п воды, горячей воды, газа или электрической энергии)",
i.p горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный
Р = (Р - Р ) х —, (4)
показаниям индивидуальных приборов учета;
N... от ДД.ММ.ГГГГ №*** нормативом потребления
горячей воды (Кобцева В.А.).