решение по иску Кораблиной о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 г. г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Гольтяевой Р.В.

при секретаре Орловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску Кораблиной ФИО9 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кораблина Н.Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию. Требование иска мотивировано тем, что Решением № 842 от 09.12.2010 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью не включены периоды обучения в Воронежском государственном университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период обучения в Елецком государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж время обучения в университете и педагогическом институте. Однако на основании подпункта «г» пункта 1 и пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397, согласно которому время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, засчитывается в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения. Полагая, что отсутствие в действующем законодательстве права на получение досрочной трудовой пенсии по старости ставит ее в неравное положение с работниками, проходившими аналогичное обучение, но вышедшими на пенсию раньше, просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитав в педагогический стаж спорные периоды обучения.

В судебном заседании истица Кораблина Н.Г.поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Ельце Кузьмина И.Д., действующая на основании доверенности, исковые требования Кораблиной Н.Г. не признала и пояснила, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан рассмотрела вопрос о зачете в специальный стаж Кораблиной Н.Г. периода обучения в Воронежском государственном университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периода обучения в Елецком государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » № 173 - ФЗ от 17.12.2001. и решила оставить заявление Кораблиной Н.Г. без удовлетворения. Указанные периоды в специальный стаж работы не были включены в связи с тем, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж время обучения в университете и педагогическом институте. Аналогично решался вопрос ранее действовавшими нормативными правовыми актами, регулировавшими сферу

пенсионных правоотношений педагогических работников, - Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1067. Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №и 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам) регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления (1 октября 1993 года). Просила в иске отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Кораблиной Н.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.

Статьей 55 закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ.

В силу подпункта 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из смысла и содержания указанной статьи следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списках соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых постановлением Правительства РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-Ф6, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.).

Из пенсионного дела, трудовой книжки истицы усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на должность старшей пионервожатой в среднюю школу №*** ст. Елец ЮВЖД (приказ №*** от ДД.ММ.ГГГГ), а ДД.ММ.ГГГГ была уволена по п.3 ст. 31 КЗОТ РСФСР в связи с поступлением на учебу.

ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказа 3-975 от ДД.ММ.ГГГГ, истица была зачислена в число слушателей подготовительного отделения Воронежского государственного университета (ВГУ). ДД.ММ.ГГГГ Кораблина Н.Г. была зачислена в число студентов дневного обучения ВГУ. ( приказ 3-644 от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ истица была отчислена в связи с переводом в Елецкий государственный педагогический институт (приказ 3-655 от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ зачислена на 2 курс факультета русского языка и литературы в ЕГПИ( приказ 115-с от ДД.ММ.ГГГГ), отчислена в связи с окончанием 05.-7.1986г. ( приказ 122-с от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность старшей пионервожатой в СШ №*** ст. Елец ЮВЖД. Впоследствии осуществляла трудовую деятельность в качестве учителя русского языка и литературы.

На момент обращения Кораблиной Н.Г. в УПФР в г. Ельце стаж работы в должности преподавателя общеобразовательной школы составил 24 лет 9 мес. 25 дней.

Ответчик не включил в педагогический стаж истца периоды обучения в высших учебных заведениях на том основании, что Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (педагоги), такой возможности не предусматривают.

Однако в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П «при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования. В постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный Суд указал, сославшись на постановление от 24.05.2001 г. и определение от 05.11.2002 г. по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева, что, у граждан приобретших пенсионные права до ведения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права на пенсию. Пунктом 2 статьи Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет, следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, а по правоотношениям, возникшим до 6.09.1991года - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и утратившим силу 1 октября 1993 года.

Как видно из материалов дела, периоды учебы истицы в Воронежском государственном университете и Елецком государственном педагогическом институте, в отношении которых возник спор, имели место до 6 сентября 1991 года.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялся Перечень учреждений и должностей, утвержденный Постановлением совета министров СССР №1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работником просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Согласно п.2 Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в стаж учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалось: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Таким образом, до вступления в силу постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с принятием которого время обучения перестало включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение спорного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после вве­дения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Суд не может принять во внимание довод представителя ответчика о том, что оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления (1 октября 1993 года). Данная правовая позиция основана на ошибочном толковании нормы права. Также, по мнению суда, ответчиком неправильно трактуются определения Конституционного Суда РФ: Определение от 20.11.2008 № 869-O-O и Определение от 25.12.2008 № 1056- О-О.

Конституционно-правовой смысл, выявленный в указанных определениях согласно которой лица, имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж, напротив, сводится к подтверждению гарантии права гражданина, осуществлявшего до 05.09.1991г. функции, предусмотренные п. 2 «Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на зачет в его специальный стаж периодов их осуществления независимо от времени обращения за назначением пенсии.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В силу п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, учеба засчитывалась в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дающим безусловное право на пенсию (Перечень предусмотрен приложением к Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397).

Из материалов настоящего дела следует, что на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в УПФР в г. Ельце, ее специальный стаж в должностях, дающих безусловное право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, составлял 24 года 9 месяца 25 дней. Для назначения досрочной трудовой пенсии Кораблиной Н.Г. необходим педагогический стаж 25 лет. Таким образом, условие о наличии не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, соблюдено.

Учитывая, что положения ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период обучения в Воронежском государственном университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период обучения в Елецком государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ(2 года 11 мес. 12 дней) подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.

С учетом засчитанного судом периода педагогический стаж Кораблиной Н.Г. на момент обращения в ГУ УПФР в г.Ельце (09.09.2010.) составлял необходимые 25 лет.

Согласно ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия назначается с момента подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее наступления на нее права.

Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Кораблиной Н.Г. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 09.09.2010 года (дня подачи заявления в ГУ УПФ РФ в г. Ельце).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Кораблиной ФИО10 09.09.2010 г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в стаж для назначения указанной пенсии период обучения в Воронежском государственном университете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период обучения в Елецком государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Р.В. Гольтяева

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2011 года.