Решение о признании права собственности на квартиру в реконструированном состоянии и о сохранении квартиры в перепланированном состоянии



Дело №***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Пашковой Н.И.,

при секретаре Климовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело №*** по иску Долгачевой ФИО11 к администрации г. Ельца о признании права собственности на квартиру в реконструированном состоянии и о сохранении квартиры в перепланированном (переустроенном) состоянии,

УСТАНОВИЛ

Долгачева И.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Ельца о признании права собственности на квартиру в реконструированном состоянии и о сохранении квартиры в перепланированном (переустроенном) состоянии, ссылаясь на то, что она является собственником квартиры, расположенной по адресу: N.... Истицей в целях улучшения жилищных условий самовольно была произведена реконструкция и перепланировка квартиры, заключающаяся в возведении самовольного строения (литер А 4), состоящего из коридора и двух жилых комнат (№*** и №***) с увеличением общей площади на 27,3 кв.м., с увеличении жилой на 9,9 кв.м., переоборудование жилой комнаты в кухню (помещение №***). Постановлением главы администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ №***, жилой N... в г. Ельце признан региональным памятником архитектуры 19 века, о чем ее прежний владелец квартиры в известность не поставил. Просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по адресу: N..., после реконструкции с сохранением пристройки под литер А4, состоящей из коридора и двух жилых комнат (№*** и №***), а также сохранить квартиру в перепланированном состоянии, с увеличением общей площади на 27,3 кв.м. и жилой на 9,9 кв.м. за счет самовольного строения Лит А4, с переоборудованием жилой комнаты в кухню (помещение №***).

Определением Елецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Управление культуры и искусства Липецкой области.

В судебном заседании истица Долгачева И.Н. исковые требования поддержала в полном объеме: просила сохранить квартиру, расположенную по адресу: N... переустроенном и реконструированном состоянии и признать за ней право собственности на квартиру в реконструированном состоянии с учетом пристройки – под литер А4.

Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, ФИО4 не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель ответчика администрации г. Ельца, третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора ФИО5, представитель третьего лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Управления культуры и искусства Липецкой области в судебное заседание не явились, по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

От представителя третьего лицо на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Управления культуры и искусства Липецкой области поступили возражения на иск, в котором он просит отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то обстоятельство, что дом, в котором расположена квартира истца Постановлением главы администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ №*** признан региональным памятником архитектуры 19 века. Дом расположен в историческом центре города. Проектом охранных зон памятников истории и культуры, зон регулирования застройки и ландшафта г. Ельца на территории памятников гражданской архитектуры определен правовой режим, запрещающий любые виды строительных работ, не связанные с памятником и не предусмотренные проектом реставрации.

Суд, с учетом мнения истца, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения истца, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.15 ЖК РФ 1. Объектами жилищных прав являются жилые помещения.

2. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования).

5. Общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Согласно статьи 25 Жилищного кодекса РФ

1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

В силу ч. 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ перепланировка жилого помещения

проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В силу ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство или перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч.6 ст.26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства или перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч.2 ст.26 ЖК РФ. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном или перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Согласно статьи 222 Гражданского кодекса Российской федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно пункта 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция – это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

В силу пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. N10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что собственником однокомнатной N..., расположенной по адресу: N... на основании договора купли - продажи №*** от ДД.ММ.ГГГГ ............. является ФИО8 (до регистрации брака ФИО12, что подтверждается справкой ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» Елецкое БТИ №*** от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о расторжении брака серии №*** от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2, которой после расторжения брака присвоена фамилия ФИО3, свидетельством о заключении брака серии №*** от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО8 ............. В указанной квартире зарегистрированы: ФИО4 и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что следует из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ .............

Установлено, что собственниками земельного участка, площадью 1476 кв.м., расположенного по адресу: N... являются собственники помещений многоквартирного дома, то есть земельный участок находится в общей долевой собственности, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №*** .............

Из пояснений истицы и технического паспорта квартиры следует, что она состояла из одной жилой комнаты и коридора. Судом установлено, что без соответствующего на то разрешения в целях повышения благоустройства в квартире были произведены ее переустройство и реконструкция, а именно: самовольно возведено строение Лит. «А4» состоящее из двух жилых комнат №***, №*** и коридора №***, за счет чего произошло увеличение общей площади квартиры на 27,3 кв.м. и жилой площади на 9,9 кв.м., а также переустройство жилой комнаты в кухню (помещение №***) за счет установки газовой плиты с подводкой газового стояка, установки сантехнического оборудования. Установленные судом обстоятельства подтверждаются, объяснениями истицы, третьего лица, так и данными технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ............. заключением ООО ФИО13

Таким образом, из указанного следует, что имеющаяся жилая комната в самой квартире была переустроена в кухню, а в самовольно возведенной жилой пристройке были обустроены две жилые комнаты и коридор.

Администрацией г. Ельца истцу было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанного реконструированного помещения №*** по причине неполучения разрешения на его реконструкцию, что следует из ответа за №*** от 28.03.2011 г.............

Следовательно, произведенная реконструкция помещения №*** в N... является самовольной по признаку ее осуществления без получения на это необходимых разрешений.

В обоснование заявленных требований истица сослалась на то, что переустройство и перепланировка квартиры выполнены без нарушения, строительных, санитарных, противопожарных норм и правил.

Анализируя данный довод истца, суд приходит к следующим выводам.

Из экспертного заключения Центра гигиены и эпидемиологии в Липецкой области в г. Ельце от ДД.ММ.ГГГГ N 1146 усматривается, что в процессе перепланировки квартиры требования СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемические требования к жилым зданиям и помещениям» выдержаны .............

Согласно заключения отдела надзорной деятельности по г. Ельцу и Елецкому району УГПН ГУ МЧС России по Липецкой области при перепланировке помещений квартиры, возведение самовольного строения лит «А4», увеличение общей площади на 27,3 кв.м. за счет литера А4, увеличение жилой площади на 9,9 кв.м., переоборудование жилой в кухню (помещение №***), расположенной по адресу: N..., нормы и правила пожарной безопасности не нарушены .............

Из технического заключения ООО ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по результатам комплексного инструментального обследования переустроенной N... (увеличение общей площади на 27,3 кв.м. за счет с/с пристройки Лит А4, увеличение жилой на 9,9 кв.м. за счет переоборудования жилой в кухню (помещение №***) и с/с пристройки Лит А4) жилого N... в г. Ельце установлено следующее: общее техническое состояние строительных конструкций пристройки оценивается как работоспособное; однокомнатная квартира с самовольно пристроенной пристройкой Лит А4 и с переоборудованными помещениями: жилой в кухню (помещение №***), первоначально расположенной кухни в совмещенный санузел (помещение №***) и коридор (помещение №***) переустроена в двухкомнатную квартиру. Переустроенная N... с/с пристройки Лит А4 не нарушает целостность квартиры и здания жилого дома в целом, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в квартире и жилом доме в целом, к дальнейшей нормальной эксплуатации пригодны. Сохранение пристройки Лит А4 к N... не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц .............

Истцом также было пройдено согласование со службами города на возможность сохранения жилого дома в реконструированном состоянии, в котором имеется отметка о несогласовании выполненных работ Комитетом архитектуры и градостроительства администрации г. Ельца ............. При этом из сообщения Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ельца от ДД.ММ.ГГГГ №*** следует, что здание, расположенное по адресу: N..., является памятником архитектуры. Согласование на сохранение данного объекта в перепланированном и переустроенном состоянии выдает Управление культуры и искусства Липецкой области.

Из постановлением главы администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ №*** и письма Управления культуры и искусства Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ№***, следует, что жилой N... в г. Ельце признан региональным памятником архитектуры 19 века. Указанное обстоятельство истцом не оспаривалось, на данное обстоятельство имеется ссылка в исковом заявлении.

В соответствие со статьей 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

1. Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

2. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:

8) выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ;

9) согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ;

10) выдачу в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

В силу положений статьи 35 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

2. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

4. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются:

в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В соответствие со статьей Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Соответствующие органы охраны объектов культурного наследия обязаны осуществлять контроль за состоянием объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия и проводить один раз в пять лет обследование состояния и фотофиксацию объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия.

Согласно статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

3. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

В силу положений статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

3. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

В соответствие со статьей 52 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

1. Физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

2. Использование объекта культурного наследия либо земельного участка или водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.

3. Объект культурного наследия, включенный в реестр, используется с обязательным выполнением следующих требований:

обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте;

согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия либо на земельном участке или водном объекте, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

В соответствие со статьей 4 Закона Липецкой области от 31 августа 2009 г. N 301-ОЗ
"О правовом регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Липецкой области" исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, является исполнительный орган государственной власти области в сфере культуры и искусства (далее - уполномоченный орган области).

Из указанных норм закона усматривается, что объекты культурного наследия находятся под охраной государства.

Из содержания указанных положений закона также следует, что при использовании памятника истории и культуры, лицо владеющее им, обязано обеспечивать неизменность его облика и интерьера в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте. Кроме того, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия можно осуществлять только по согласованию с органом исполнительной власти, уполномоченным на охрану объектов культурного наследия. Работы на территории здания, являющегося памятником, могут проводиться с целью его сохранения, при этом такие работы могут выполнять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие специальную лицензию, либо в процессе хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности здания и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.

Следовательно, под государственной охраной подразумевается, в том числе и получение согласия на производство строительных работ в отношении объекта культурного наследия в органе, уполномоченном на охрану объектов культурного наследия.

Поскольку N... отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, следовательно, он находится под государственной охраной.

Управление культуры и искусства Липецкой области является органом охраны объектов культурного наследия, поскольку данный дом отнесен к объектам культурного наследия регионального значения. Следовательно, в силу закона, данный орган осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области культурного наследия, в том числе и согласовывает осуществление строительных работ в отношении объектов культурного наследия.

Из пояснений истицы, содержания возражений на иск, ответов Управления культуры и искусства Липецкой области от 29.12,2008г. за №№*** от ДД.ММ.ГГГГ №*** следует, что указанный орган не давал своего разрешения на реконструкцию квартиры, принадлежащей истице. Из указанных документов также усматривается, что в результате самовольно проведенных работ нарушена объемно-пространственная композиция здания – памятника, она искажает его исторический облик. Дальнейшая эксплуатация пристройки окончательно разрушит междуэтажный декоративный пояс, и будет способствовать замоканию стены 2- го этажа.

Из указанного следует, что истицей не было получено предварительное согласие органа, осуществляющего контроль за соблюдением законодательства в области культурного наследия на реконструкцию и переустройство квартиры, расположенной в здании, которое является объектом культурного наследия. При этом, такое согласование не было получено истцом и в ходе рассмотрения данного дела, ввиду того, что в результате выполненных истцом работ была нарушена объемно-пространственная композиция здания – памятника, которая искажает его исторический облик.

То обстоятельство, что в результате выполненных истцом работ была нарушена объемно-пространственная композиция здания, то есть изменен его облик, является очевидным фактом, поскольку возведенная ею постройка изменила конфигурацию здании и увеличила его площадь.

При таких обстоятельствах довод истца о том, что переустройство и перепланировка квартиры выполнены без нарушения, строительных, санитарных, противопожарных норм и правил, и что это способствовало сохранению здания, поскольку стена дома со стороны ее квартиры перестала мокнуть, не может быть принят во внимание, поскольку правового значения для дела не имеет.

Довод истицы о том, что она получила согласие на реконструкцию своей квартиры от директора МУЖЭРП г. Ельца, о чем свидетельствует его подпись на ее заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ............. не может быть принят судом во внимание, поскольку правового значения для дела не имеет, так указанное лицо в силу положений вышеприведенного закона не уполномочено согласовывать, выполнение строительных работ в отношении объекта культурного наследия.

Поскольку ответчиком нарушены требования Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", суд приходит к выводу, что требования Долгачевой И.Н. к администрации г. Ельца не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Долгачевой ФИО15 в удовлетворении исковых требований к администрации г. Ельца о признании права собственности на квартиру в реконструированном состоянии и о сохранении квартиры в реконструированном, перепланированном и переустроенном состоянии отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в мотивированной форме.

Председательствующий: Пашкова Н.И.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ