об обязании привести автодороги в стандарт



Дело № 2-1065/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Стрельцова С.Н.,

при секретаре Свиридовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело по исковому заявлению прокурора N... в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа N... о возложении обязанности привести автомобильные дороги в соответствие с требованиями государственного стандарта РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор N... обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа N..., указывая, что по заданию прокуратуры N... прокуратурой N... проведена проверка соблюдения требований законодательства о безо­пасности дорожного движения. В результате проверки установлено, что:

- отсутствует стационарное электрическое освещение на N..., Черокманова и Коммунаров в N..., а также на участке автодороги 1-Р119 "Орел-Тамбов" в пределах N...;

- на N...: имеется 67 стационарных светильников, из которых 11 не рабо­тают. Неработающие светильники расположены около домов №№ 10-20 - 3 шт., N... - 2 шт., N... - 2 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., N...­тель остановка - 1 шт., N... - 1 шт;

- на N...: имеется 25 стационарных светильников, из которых 5 не работают. Неработающие светильники расположены возле N... - 2 шт., N... (около ТД Росинка) - 3 шт;

- на N...: имеется 89 стационарных светильников, из которых 18 не работают. Неработающие светильники расположены возле N... - 2 шт., кругового кольца - 1 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., N... - 2 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., перекрестка с N... - 1 шт., перекрестка с N... - 1 шт., перекрестка с N... - 1 шт., перекрестка с N... - 1 шт., около районного ЗАГС - 1 шт., около главного корпуса ЕГУ - 1 шт., около Вечного огня - 1 шт.

Указанное не соответствует требованиям ФИО3 5059793 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Содержание дорог городского округа N... относится к полномочиям ответчика.

Прокурор N... просил обязать администрацию городского округа N... привести автомобильные дороги на N..., Черокманова, Коммунаров в N... в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ФИО3 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

В судебном заседании помощник прокурора N... ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме, ссылаясь на те же доводы.

Представители ответчика – администрации N..., и третьего лица – комитета по коммунальному хозяйству администрации N... в судебное заседание не явились. Ответчик и третье лицо надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки своих представителей в судебное заседание не сообщили, не просили о рассмотрении дела в их отсутствие, каких-либо возражений против иска не представили.

Суд с учетом мнения прокурора, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке заочного судопроизводства по представленным доказательствам.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит иск прокурора N... подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, ДД.ММ.ГГГГ) действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 30 того же Закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к выводу, что поскольку граждане в соответствии с законодательством обладают правом на безопасные условия движения по дорогам, прокурор N..., осуществляющий надзор в сфере законодательства, вправе обратиться в суд с данным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что задачами Закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В статье 2 того же Закона даны основные термины. В частности: безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; участник дорожного движения - лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах; дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно ч. 4 ст. 6 приведенного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу ч. 1 ст. 21 того же Закона мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями от 13 мая, 22, 23 июля, ДД.ММ.ГГГГ) определены цели Закона, в том числе обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.

В пунктах 5, 12 ст. 3 того же закона даны основные понятия. Под элементами обустройства автомобильных дорог понимаются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пе­шеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее техни­ческого состояния, а также по организации и обеспечению безопасности до­рожного движения.

В соответствии со ст. 13, 15, 17 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использова­ния автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отно­сятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных до­рог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ре­монт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

В ч.ч. 1, 2, 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требова­ниями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движе­ния транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характе­ристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владель­цами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Прави­тельством Российской Федерации федеральным органом исполнительной вла­сти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

В п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что, к вопросам местного значения поселения относятся: 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значе­ния в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

П. 5 ч. 1 ст. 10 Устава городского округа N... Российской Федерации (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) предусматривает, что к вопросам местного значения N... относятся: 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значе­ния в границах города, а также осуществление иных полномочий в области ис­пользования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Вышеприведенные нормы закона свидетельствуют о том, что дорож­ная деятельность по содержанию дорог городского округа N... от­носится с полномочиям органов местного самоуправления городского ок­руга N.... Указанная деятельность должна осуществляться в соответст­вии с требованиями технических регламентов и государственных стандартов в целях поддержания беспере­бойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безо­пасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомо­бильных дорог.

В соответствии с Государственным стандартом РФ ФИО3 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221):

4.6 Наружное освещение

4.6.1. Включение наружных осветительных установок следует прово­дить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.

4.6.2 Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной ос­вещенности 100 лк.

4.6.3 Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускает­ся расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

4.6.4 Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч.

4.6.5. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

В судебном заседании установлено, что в нарушение требований указанного ГОСТ:

- отсутствует стационарное электрическое освещение на N..., Черокманова и Коммунаров в N..., а также на участке автодороги 1-Р119 "Орел-Тамбов" в пределах N...;

- на N...: имеется 67 стационарных светильников, из которых 11 не рабо­тают. Неработающие светильники расположены около домов №№ 10-20 - 3 шт., N... - 2 шт., N... - 2 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., N...­тель остановка - 1 шт., N... - 1 шт;

- на N...: имеется 25 стационарных светильников, из которых 5 не работают. Неработающие светильники расположены возле N... - 2 шт., N... (около ТД Росинка) - 3 шт;

- на N...: имеется 89 стационарных светильников, из которых 18 не работают. Неработающие светильники расположены возле N... - 2 шт., кругового кольца - 1 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., N... - 2 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., N... - 1 шт., перекрестка с N... - 1 шт., перекрестка с N... - 1 шт., перекрестка с N... - 1 шт., перекрестка с N... - 1 шт., около районного ЗАГС - 1 шт., около главного корпуса ЕГУ - 1 шт., около Вечного огня - 1 шт.

Эти обстоятельства подтверждаются объяснениями прокурора, сообщением Елецкой РЭС от ДД.ММ.ГГГГ №ЛП/Р11-1645, справкой по недостаткам в содержании улично-дорожной сети N....

Указанное не соответствует требованиям ФИО3 5059793 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Содержание дорог городского округа N... относится к полномочиям ответчика.

Дороги N... находятся в муниципальной собственности N....

Эти обстоятельства подтверждаются выпиской из Реестра от ДД.ММ.ГГГГ №***, уставом городского округа N..., распоряжением главы администрации N... от ДД.ММ.ГГГГ, положением о комитете по коммунальному хозяйству.

На момент рассмотрения дела недостатки, указанные в исковом заявлении, не устранены. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд считает, что ответчиком не предпринято достаточных мер для приведение дорог в установленный срок в соответствие с требованиями ФИО3.

Обязанность по надлежащему содержанию дорожного покрытия дорог N... лежит на органе местного самоуправления, т.е. на ответчике.

На основании изложенного, суд находит исковые требования законными и обоснованными прокурора N... законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При установлении конкретного срока для устранения недостатков дорог суд исходит из объема работ, погодных и климатических условий для проведения работ, и считает, что устранение недостатков должно быть осуществлено администрацией городского округа N... до ДД.ММ.ГГГГ.

Оснований для взыскания судебных расходов нет, поскольку стороны в силу НК РФ освобождены от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 235-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию городского округа N... в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести автомобильные дороги на N..., Черокманова, Коммунаров в соответствие с требованиями ФИО3 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Разъяснить администрации N..., что она вправе подать в Елецкий городской суд заявление об отмене данного решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: С.Н. Стрельцов

Решение изготовлено в окончательной форме 20 июня 2011 года.