20 июня 2011 года г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Дорохиной И.В., при секретаре Полосине М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УВД Липецкой области, ОВД по г. Ельцу об обязании восстановления ему рабочего места в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска соответственно после реорганизации криминальной полиции по г. Ельцу, установил: ФИО2 обратился в суд к УВД по г. Липецку, ОВД по г. Ельцу с иском об обязании восстановления ему рабочего места в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска соответственно после реорганизации криминальной полиции по г. Ельцу, указав следующее. С 01.09.2006. он проходил службу в органах внутренних дел в календарном исчислении 2 года 9 месяцев в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска криминальной милиции ОВД г. Ельца, что подтверждается записью в трудовой книжке, при этом его обучение в Липецком филиале Воронежского института МВД России входит в срок его службы. С указанной должности был уволен в связи с уходом в армию по п. "о" ст. 19 Закона РФ «О милиции" в связи с призывом на военную службу. 03.06.2010. служба была окончена, 12.06.2010. он обратился с заявлением о восстановлении его в прежней должности в отдел кадров ОВД по г. Ельцу, его направили на прохождение медицинской комиссии и предложили собрать документы, которые он предоставил в отдел кадров в июле 2010, но до настоящего времени ему отказывают в предоставлении прежней должности, как и не предлагают другую должность. Считает это нарушением его прав, поскольку при уходе на службу в армию считал, что сможет вернуться на прежнее место работы и будет работать в прежней должности. Просит обязать ответчиков восстановить ему рабочее место в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска соответственно после реорганизации криминальной полиции по г. Ельцу. В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, в порядке подготовки дела и в судебном заседании истцу предлагалось уточнить требования, однако истец настаивает на рассмотрении заявленных им требований согласно искового заявления. Суду пояснил, что после службы в армии он обратился в отдел кадров ОВД, где ему дали пакет документов для оформления на службу, но до настоящего времени он не трудоустроен на прежнее место службы, хотя отказа в приеме на работу он не получил, устно ему поясняют, что он будет принят после окончания реорганизации ОВД по г. Ельцу. Представитель ответчика ОВД по г. Ельцу ФИО4 исковые требования не признала, представила письменные возражения. Суду пояснила, что действующее законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел, не предусматривает сохранение должности при увольнении в связи с призывом на военную службу. Кроме того, в момент обращения истца с заявлением о приеме на службу во исполнение Указа Президента РФ от 24.12.2009. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности ОВД РФ» начались сокращения личного состава ОВД Липецкой области, прием на службу был прекращен, в связи с сокращением штатной численности ряд сотрудников выведены в распоряжение УВД по Липецкой области и ОВД по г. Ельцу. В отношении кандидата проводится специальная проверка, в ходе которой был установлен факт привлечения ФИО2 к административной ответственности 20.05.2009. по ч. 2 ст. 12.27. КоАП РФ, препятствующий приему на службу в ОВД. Просит отказать в иске. Представитель УВД по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования ФИО2 не признает. Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, мнений сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица. Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в иске необходимо отказать по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что с 01.09.2006. по 01.06.2009. ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска криминальной милиции ОВД г. Ельца, что подтверждается записью в трудовой книжке. Приказом УВД по Липецкой области от 28.05.2009. № 1112 л/с уволен по п. «о» ст. 19 Закона «О милиции» (в связи с призывом на военную службу). 03.06.2010. истец закончил военную службу, 12.06.2010. обратился с заявлением о восстановлении его в прежней должности в отдел кадров ОВД по г. Ельцу. Просит обязать ответчиков восстановить ему рабочее место в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска соответственно после реорганизации криминальной полиции по г. Ельцу, настаивает на рассмотрении заявленных им требований согласно искового заявления, изменить или уточнить требования отказался. Суд, согласно ст. 196 ГПК РФ, принимает решение по заявленным истцом требованиям. Действующее законодательство, регулирующее деятельность органов внутренних дел, не предусматривает сохранение должности при увольнении в связи с призывом на военную службу. Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 23 ФЗ « О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение: предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях; сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву - также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу. Согласно ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Конституционный Суд РФ в определении от 04.07.2002г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Р.Ивашкевича на нарушение его конституционных прав пунктом5 статьи23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" разъяснил, что военная служба является особым видом федеральной государственной службы, на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе, с риском для жизни. Исходя из этого в ст. 1 ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации, в том числе гарантии реализации трудовых прав военнослужащих, уволенных с военной службы. Закрепив в Конституции Российской Федерации и федеральных законах воинскую обязанность, и военную службу по призыву, государство берет на себя заботу о трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, в рамках, установленных статьей 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В пункте 6 данной статьи конкретизировано, что в целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению. При этом соответствующие органы должны исходить из того, что исполнение гражданином конституционной обязанности военной службы влечет за собой обязанность государства обеспечить первоочередное трудоустройство лиц, уволенных с военной службы по призыву. При невозможности трудоустройства в той же государственной организации, где работал военнослужащий до призыва, его трудоустройство должно быть осуществлено органами государственной службы занятости. Закон Российской Федераций "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливая государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан на труд, определяя государственную политику в области содействия занятости населения, относит лиц, уволенных с военной службы, к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите (статья 5). В статье 7 того же Закона закреплены полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению этих обязанностей. Таким образом, Определением Конституционного Суда РФ от 04.07.2002г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Р.Ивашкевича на нарушение его конституционных прав пунктом5 статьи23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" подтверждено, что в определенных случаях трудоустройство в той же государственной организации, где работал военнослужащий до призыва невозможно. В данной ситуации его трудоустройство должно быть осуществлено органами государственной службы занятости. В судебном заседании установлено, что в настоящее время в органах внутренних дел Липецкой области проводятся организационно-штатные мероприятия. Согласно Указа Президента РФ от 24.12.2009. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности ОВД РФ» предусмотрено сократить до 1 января 2012г.численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов. В целях реализации Указа Президенты был издан приказ Министерства внутренних дел РФ от 15.02.2010 № 77, согласно которому планируется осуществить оптимизацию выполняемых органами внутренних дел функций и поэтапное до 01 января 2012 года сокращение штатной численности. Как следует из объяснений представителя ответчика и представленных документов, в ОВД по г. Ельцу проводятся оргштатные мероприятия, что подтверждается приказами по личному составу об освобождении от должности (пр.пр. № 2477 от 24.12.2010., 2332 от 03.12.2010., 2237 от 19.11.2010., 1764 от 17.09.2010.,1962 от 20.10.2010.,1992 от 22.10.2010.,2170 от 13.11.2010., 915 от 06.05.2011., 790 от 15.04.2011., 737 от 08.04.2011., 38 от 14.01.2011., 18.03.2011., 05.03.2011., 391 от 17.02.2011.). В указанных выше приказах имеется указание на основание освобождения от должности – проводимые в ОВД организационно- штатные мероприятия. Таким образом, в судебном заседании нашли подтверждение доводы ответчика о невозможности приема на работу в связи с проводимыми в УВД по Липецкой области и ОВД по г. Ельцу мероприятиями по реорганизации указанных служб. Кроме того, суд считает, что требования, заявленные истцом в той редакции, на рассмотрении которой настаивает истец, заявлены преждевременно, поскольку он просит обязать ответчиков восстановить ему рабочее место в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска соответственно после реорганизации криминальной полиции по г. Ельцу. Поскольку реорганизация криминальной милиции по г. Ельцу не окончена (срок реорганизации органов внутренних дел установлен Указом Президента РФ от 24.12.2009. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности ОВД РФ» до 01.01.2012.), суд приходит к выводу, что рассмотреть их до окончания реорганизации невозможно. Заслуживают внимание и доводы представителя ответчика о том, что привлечение ФИО2 к административной ответственности 20.05.2009. по ч. 2 ст. 12.27. КоАП РФ является препятствием для приема его на работу в органы ОВД.. При этом суд исходит из следующих положений Указа Президента РФ от 24.12.2009. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности ОВД РФ», согласно которому Министру внутренних дел Российской Федерации в 3-месячный срок рекомендовано пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в органах внутренних дел Российской Федерации с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Прямого запрета на прием на службу в органы внутренних дел Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации не содержит. Вместе с тем, учитывая основания для реорганизации, указанные в Указе Президента РФ от 24.12.2009. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности ОВД РФ», а именно увеличение случаев нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, суд считает доводы ответчика в этой части обоснованными. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, решил: Исковые требования ФИО2 к УВД Липецкой области, ОВД по г. Ельцу об обязании восстановления ему рабочего места в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска соответственно после реорганизации криминальной полиции по г. Ельцу оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: Дорохина И.В. Мотивированное решение вынесено 23.06.2011.