о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух



Дело №***

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 июня 2011 года г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи: Дорохиной И.В.,

при секретаре: Полосине М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце Липецкой области гражданское дело № №*** по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «.............» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

установил:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «.............» о возложении обязанности провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Исковые требования мотивированы тем, что в рамках проводимой проверки соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что ООО «.............» осуществляет свою деятельность в N... и эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в т.ч. сварочный пост, заточный станок, деревообрабатывающий станок, пост зарядки аккумуляторных батарей, автомобильный транспорт (на момент проверки эксплуатировалось 11 ед.), расположенный в закрытых боксах и открытой стоянке и т.д.

Просит суд обязать ООО «.............» провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, от него в Елецкий городской суд поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика – ООО «.............» по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Представитель 3-го лица – Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области не явился в судебное заседание, в материалах дела от него имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного письмом Ростехнадзора от 24.02.2004г. № 14-01-333, инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (далее - инвентаризация) проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу (п. 1 Раздела 1.1 "Общие положения").

При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства. Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (п. 2 Раздела 1.1 "Общие положения").

Работы по инвентаризации подразделяются на следующие основные этапы:

- изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

- подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

- кодификация и определение координат источников загрязнения атмосферного воздуха. Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, №), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого источника загрязнения атмосферы в пределах промплощадки предприятия.

- анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния пылеулавливающих и газоочистных установок с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

-      выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

-      определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики источников загрязнения атмосферы и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси;

-      составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия, (п. 3 Раздела 1.1 "Общие положения").

Согласно п. 1 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу" Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - к основным источникам с организованным выбросом относятся дымовые и вентиляционные трубы; вентиляционные шахты; аэрационные фонари; дефлекторы.

К неорганизованным источникам относятся, в т. ч. открытое хранение топлива, сырья, материалов и отходов, в том числе пруды-отстойники и накопители, нефтеловушки, шламо- и хвостохранилища, золоотвалы, отвалы горных пород, открытые поверхности испарения и т.п.; погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты перемещения сыпучих материалов; оборудование и технологические процессы, расположенные в производственных помещениях, не оснащенных вентиляционными установками, а также расположенные на открытом воздухе (например, передвижные сварочные посты, пилорамы и т.д.). В рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории (автотранспорт, тепловозы, дорожная и строительная техника, речные и морские суда в акватории порта и т.п.); резервуарные парки, сливно-наливные железно- и автодорожные эстакады и терминалы речных и морских портов (п. 2 Раздела 1.2 "Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу").

Таким образом, приведенные выше нормы возлагают на юридическое лицо обязанность проводить инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании установлено, что при наличии источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ООО «.............» в нарушение указанных требований федерального законодательства не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и не рассмотрело вопрос о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ.

Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области был составлен протокол об административном правонарушении №*** от ДД.ММ.ГГГГ, и вынесено постановление №*** от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания ООО «.............» по ст. 8.1 КоАП РФ.

Однако до настоящего времени инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ не была проведена.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «.............» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований экологического законодательства.

В связи с этим, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории г. Ельца Липецкой области, т.к. отсутствие инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не позволяет определить степень влияния общества на атмосферу, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 15.10.2008 (№32-ВПР08-13), отсутствие денежных средств у юридического лица, необходимых для реализации соответствующих мероприятий, не свидетельствует об отсутствии реальной возможности исполнить предусмотренные законом требования.

Действующее законодательство не связывает реализацию юридическими лицами прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, с их финансовыми возможностями.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Исковые требования, заявленные истцом по делу, в приведенном им объеме основаны на действующем законодательстве и подлежат бесспорному удовлетворению.

При установлении конкретного срока для устранения вышеуказанных недостатков суд исходит из объема работ по инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ, длительности срока ее проведения, и считает, что инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ должна быть осуществлена ответчиком в срок до 01 декабря 2011 года.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты который истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском, то государственную пошлину в размере 200 рублей следует взыскать с ответчика в бюджет г. Ельца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «.............», расположенное по адресу: N... срок до 01 декабря 2011 года провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые образуются в результате производственной деятельности ООО «.............» в г. Елец Липецкой области.

Взыскать с ООО «.............» государственную пошлину в размере 200 рублей в бюджет г. Ельца Липецкой области.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней через Елецкий городской суд.

Председательствующий Дорохина И.В.