решение по иску прокурора г. Ельца к МДОУ детский сад № 26 о понуждении к проведению аттестации рабочего места по условиям труда



Дело №***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2011 года г. Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В.

при секретаре: Орловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску прокурора г. Ельца в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению – детский сад комбинированного вида № 26 «Елочка» о понуждении к проведению в учреждении аттестации рабочего места по условиям труда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ельца обратился в суд с исками в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад комбинированного вида № 26 «Елочка» о понуждении к проведению в учреждении аттестации рабочего места по условиям труда, ссылаясь на то, что в нарушение требований ст. 212 Трудового Кодекса РФ и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 569 от 31.08.2007 г. в учреждении не была проведена аттестация ряда рабочих мест. Данный факт установлен в ходе проведения прокурорской проверки. Просил обязать ответчика провести аттестацию следующих рабочих мест: заведующей, заместителя заведующей, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию, воспитателя – 13,88 единиц, музыкального руководителя – 1,5 единицы, старшей медсестры, завхоза, повара – 2,5 единицы.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ельца Савчук В.И. поддержала исковые требования по основаниям, в нем изложенным, просила обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест в срок до 01.12.2011 года.

Представитель ответчика МДОУ детский сад комбинированного вида № 26 «Елочка» Измалков А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что аттестация указанных в исковом заявлении рабочих мест не проводилась ввиду отсутствия у учреждения денежных средств на эти цели.

Представитель третьего лица администрации г. Ельца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора г. Ельца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению.

В соответствие с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии с частью 2 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статьей 22 Трудового кодекса РФ на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.

Согласно ст. 21 Трудового кодекса РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

В статье 209 Трудового кодекса РФ определено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В силу ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Согласно положениям ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимали, и будут занимать в будущем. В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых будут нарушены, и привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, а потому следует говорить о нарушении права неопределенного круга лиц на безопасные условия труда. Таким образом, прокурор, в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок).

В п.п. 1, 5 и 7 Порядка указано, что данный нормативный правовой акт регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц (далее - организации), за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда. Организация, привлекаемая для аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Аттестующая организация), проводит работу в соответствии с настоящим Порядком.

Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.

Согласно штатному расписанию от 16.09.2010 года на период с 01.09.2010 года в МДОУ детский сад комбинированного вида № 26 «Елочка» г. Ельца имеются, в том числе, следующие рабочие места: заведующей, заместителя заведующей, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию – 0,75 единицы, воспитателя – 13,88 единиц, музыкального руководителя – 1,5 единицы, старшей медсестры, завхоза, повара – 2,5 единицы.

В ходе проведения прокуратурой г. Ельца проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что карты аттестации рабочих мест по условиям труда на указанные рабочие месте отсутствуют. Изложенное подтверждается рапортом от 19.05.2011 года и не оспаривается представителем ответчика, которым не были представлены суду надлежащим образом оформленные документы по аттестации вышеуказанных рабочих мест.

Приказом по МДОУ детский сад комбинированного вида № 26 «Елочка» г. Ельца № 37/1 от 24.08.2010 года «О создании комиссии по аттестации рабочих мест» была создана комиссия по аттестации рабочих мест из членов администрации ДОУ, Совета педагогов ДОУ.

Данный приказ не может быт принят судом во внимание, поскольку из его содержания следует, что комиссии была создана для аттестации рабочих мест с целью выявления неблагоприятных условий труда, при которых необходимо производить доплату (л. д. 10). Тогда как в силу выше приведенного нормативного акта аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

Кроме того, само по себе издание приказа о создании аттестационной комиссии не свидетельствует о том, что аттестация рабочих мест проведена.

Поскольку факт бездействия ответчика по аттестации рабочих мест по условиям труда установлен и им фактически не оспаривается, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора г. Ельца.

Довод представителя ответчика об отсутствии достаточных для проведения аттестации денежных средств не может быть принят судом во внимание и служить основанием для отказа в иске, поскольку указанное обстоятельство не освобождает дошкольное образовательное учреждение от возложенной на него законодательством обязанности по проведению аттестации в установленные сроки.

При установлении конкретного срока для проведения аттестации рабочих мест суд исходит из объема работ, недостаточности у ответчика денежных средств на единовременное проведение аттестации, учитывает, что на выполнение работ по аттестации муниципальный контракт не заключен, поэтому считает, что аттестация рабочих мест должна быть осуществлена ответчиком в срок до 01 декабря 2011 года.

Прокурор при подаче иска согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины, размер которой на момент подачи иска следовало определять в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.12.2009г. №374-ФЗ) как при подаче заявления неимущественного характера для физических лиц в размере 200 рублей, поскольку заявленные требования вытекают из норм трудового законодательства и направлены на защиту интересов работников предприятия, то есть физических лиц.

В соответствии со ст. ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации)…

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, взысканию с ответчика в доход бюджета г. Ельца подлежит государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Ельца в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ – детский сад комбинированного вида № 26 «Елочка» о понуждении к проведению в учреждении аттестации рабочего места по условиям труда – удовлетворить.

Обязать МДОУ – детский сад комбинированного вида № 26 «Елочка» в срок до 01 декабря 2011 года провести аттестацию рабочих мест по условиям труда: заведующей, заместителя заведующей, учителя-логопеда, инструктора по физическому воспитанию – 0,75 единицы, воспитателя – 13,88 единиц, музыкального руководителя – 1,5 единицы, старшей медсестры, завхоза, повара – 2,5 единицы.

Взыскать с МДОУ – детский сад комбинированного вида № 26 «Елочка» в бюджет города Ельца Липецкой области государственную пошлину в размере 200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Р.В. Гольтяева