Дело № 2-1358/2011 12 июля 2011 г. г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего Стрельцова С.Н., при секретаре Баранове И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора N... в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония №***» УФСИН России по N... о признании незаконным бездействия руководителя учреждения и возложении обязанности оборудовать общежитие противопожарными средствами, УСТАНОВИЛ: Прокурор N... обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с исковым заявлением к ФКУ «Исправительная колония №***» УФСИН России по N..., указывая, что прокуратурой N... в ФКУ «ИК №***» проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности. В результате проверки установлено, что должностными лицами учреждения не обеспечиваются требования пожарной безопасности. Общежития для проживания осужденных не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями. Это нарушает правила пожарной безопасности и ставит под угрозу жизнь и здоровье осужденных, работников учреждения, а также лиц, посещающих ФКУ «ИК №***». Просил признать бездействие руководителя ФКУ «ИК №***» незаконным и обязать ФКУ «ИК №***» оборудовать общежития для проживания осужденных автономными дымовыми пожарными извещателями. В судебном заседании старший помощник прокурора N... ФИО2 поддержала исковые требования в полном объеме, ссылаясь на те же доводы. Представитель ответчика – ФКУ «Исправительная колония №***» УФСИН России по N... в судебное заседание не явился. Ответчик надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. От него поступило письменный отзыв, в котором он указал, что учреждение финансируется из федерального бюджета. При поступлении денежных средств автономные дымовые пожарные извещатели в общежитиях осужденных будут установлены. Дело просил рассмотреть в отсутствие его представителя. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и оценив их в отдельности и совокупности, суд находит иск прокурора N... подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Надзор за соблюдением прав осужденных и иных лиц одна из составляющих частей деятельности органов прокуратуры. Согласно п. 3 ст. 35 того же Закона прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В судебном заседании установлено, что прокуратура N... провела проверку в ФКУ «ИК №***» с целью соблюдения требований пожарной безопасности. В результате проверки установлено, что общежития для осужденных не оборудованы автономными дымовыми пожарными извещателями. Это обстоятельство ответчиком не оспаривается, и подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, справкой старшего помощника прокурора N... ФИО3 о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ФКУ «ИК №***» от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ №***. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №*** ФЗ «О пожарной безопасности», пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон №69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствие с ним федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, а также законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 ФЗ №***). В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, относятся к нормативным документам по пожарной безопасности. В силу ст. 37 вышеуказанного закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно п.п. 9, 14 таблицы №*** Положения к перечню зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения (далее АУПТ) и автоматической пожарной сигнализацией (далее АПС), утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №***, здания общественного и административно-бытового назначения должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации. Пунктом 1 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что наряду с указанными нормами необходимо руководствоваться ведомственными (отраслевыми) и территориальными перечнями, а также другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Пунктом 7.1 таблицы №*** норм пожарной безопасности предусмотрено наличие в учреждениях автоматической установки пожарной сигнализации. Пунктами 1.4, 13.25 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России №*** от ДД.ММ.ГГГГ закреплено, что при обеспечении пожарной безопасности учреждений исполнения наказаний следует руководствоваться ФЗ «О пожарной безопасности», правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных МЧС России, другими нормативными правовыми актами Минюста России и МЧС России. Здания, сооружения и помещения учреждений исполнения наказаний оборудуются системой автоматической пожарной защиты. В соответствие с п. 5 Перечня зданий, сооружений, помещений оборудования в учреждениях и органах Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденного приказом ФСИН №*** от ДД.ММ.ГГГГ в зданиях и сооружениях следует защищать автоматическим установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией все помещения независимо от площади, кроме: помещений с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлажденные камеры, помещения мойки и т.д.); вентиляционных камер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категорий А и Б); насосных станций водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; помещений категорий В4 и Д по пожарной опасности; варочных залов и пищеблоков, аккумуляторных, зарядных и кислотных помещений; временных открытых навесов независимо от категории пожарной опасности; индивидуальных жилых домов; помещений со строгими условиями содержания осужденных, камер следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, камер тюрем, штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещений камерного типа (исключение составляют общежития для проживания осужденных, которые следует оборудовать автономными дымовыми пожарными извещателями); лестничных клеток. Проанализировав приведенные нормы, суд пришел к выводу, что ФКУ «ИК №***» обязано оборудовать общежития для проживания осужденных автономными дымовыми пожарными извещателями. Ответственность за это лежит на руководителе ФКУ «ИК №***». Отсутствие автономных дымовых пожарных извещателей общежития для проживания осужденных является нарушением норм противопожарной безопасности, препятствует своевременному предотвращению воздействия опасных факторов, пожаров, спасению людей в случае пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц - осужденных, работников данного учреждения, иных лиц, посещающих или находящихся в ФКУ «ИК №***». Довод ответчика о том, что нарушение норм пожарной безопасности является следствием недостаточности финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели, не может быть принят во внимание. Конституция РФ (ст.ст. 2, 41) предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Следствием несоблюдения требований пожарной безопасности являются уничтожение имущества, утрата здоровья и смерть людей. Отсутствие финансовых средств на осуществление мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности не может служить основанием для нарушения правил пожарной безопасности и непринятию мер к устранению допущенных нарушений. Нарушение правил пожарной безопасности несет потенциальную опасность для человека и нарушению его неотъемлемых конституционных прав на здоровье и жизнь. На основании изложенного суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора N... законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. Статья 206 ГПК РФ предусматривает, что суд в решении обязывающего ответчика совершить определенные действия должен установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Мероприятия по соблюдению пожарной безопасности учреждениями, исполняющими наказания, финансируются из федерального бюджета. Решение вопроса о выделении финансовых средств, работы по установке автономных дымовых пожарных извещателей в общежития для проживания осужденных требуют значительного времени. Учитывая, что ФКУ «ИК №***» является казенным учреждением и работы по осуществлению мер по соблюдению норм пожарной безопасности финансируются из федерального бюджета, суд считает возможным не взыскивать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора N... - удовлетворить. Признать незаконным бездействие руководителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №***» УФСИН России по N..., выразившееся не оборудовании общежития для осужденных автономными дымовыми пожарными извещателями. Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №***» УФСИН России по N... в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать автономными дымовыми пожарными извещателями общежития для проживания осужденных ФКУ «Исправительная колония №***» Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 дней. Председательствующий С.Н. Стрельцов Решение изготовлено в окончательной форме 18 июля 2011 года.