Дело №*** РЕШЕНИЕ 29 августа 2011 года г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Гольтяевой Р.В. при секретаре Орловой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело №*** по иску Потанина ФИО7 к ГУ УПФ РФ в г.Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, УСТАНОВИЛ: Потанин Ю.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Ельце о признании права на досрочную трудовую пенсию, ссылаясь на следующее: 21.02.2011г. он подал в ГУ УПФ РФ в г. Ельце заявление о назначении ему досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Однако решением № 256 от 31.03.2011 г. в назначении указанной пенсии было отказано в связи с отсутствием на дату обращения требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. В педагогический стаж не засчитаны период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды прохождения службы в органах МВД: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отряда исправительно – трудовой колонии №*** ............. (приказ ............. № 227 Л/с от В судебном заседании истец Потанин Ю.В. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям. Просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию с 21.02.2011г.. Представитель ГУ УПФ РФ в г. Ельце Попова В.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Потанина Ю.В. не признала, суду пояснила, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Ельце отказано Потанину Ю.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. в связи с отсутствием на дату обращения, 21.02.2011г., требуемого стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет. В специальный стаж работы не засчитан период службы Потанина Ю.В.в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды прохождения службы в органах МВД: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, не предусматривают их включение в педагогический стаж. Служба в составе Вооруженных Сил СССР могла быть включена в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, при строго определенном условии, а именно: если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г.№ 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет ( пункты 1,2, и 4). Лица, служившие в армии и обратившиеся в настоящее время за досрочным назначением трудовой пенсии по старости не рассчитывали и не могут рассчитывать на реализацию своего права в части досрочного пенсионного обеспечения, как не приобретенного в рамках ранее действовавшего постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №и 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления (1 октября 1993 г.) Стаж работы по специальности на дату обращения Потанина Ю.В. составляет 19 лет 1 месяц 3 дня. Данная продолжительность педагогической деятельности не дает права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27.1.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-Ф3 от 17.12.2001. Просила в иске отказать. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Потанина Ю.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. При этом суд исходит из следующего: Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. Статьей 55 закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ. В силу подпункта 19 п. 1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Из смысла и содержания указанной статьи следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списках соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых постановлением Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.02г. №781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-Ф6, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.). При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового регулирования, т.е. правила и нормы Закона РФ № 340-1 и иные нормативные акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г. Периоды работы после 01.11.1999 г. при назначении досрочных трудовых пенсий по старости оцениваются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79). В соответствии с п.3 указанного постановления Правила, утвержденные данным постановлением, по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 01.11.1999 г., т.е. при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки). Из пенсионного дела, трудовой книжки истца усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР по призыву. В дальнейшем – проходил службу в органах МВД: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отряда исправительно – трудовой колонии №*** ............. (приказ ............. № 227 л/с от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность военного руководителя и преподавателя физкультуры в ............., с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность военного руководителя и преподавателя начальной военной подготовки в среднюю школу .............. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отряда ............. (приказ ............. №192 л\с от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ назначен учителем физкультуры ............. где проработал до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ принят учителем физкультуры в ............., с ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность директора ............. где работал до ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения Потанина Ю.В. в УПФР в г. Ельце стаж работы в должности преподавателя общеобразовательной школы составил 19 лет 1 месяц 3 дня. То есть необходимые 16 лет 8 месяцев педагогического стажа истец выработал на 21.02.2011 года. Ответчик не включил в педагогический стаж истца период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву и периоды прохождения службы в органах МВД на том основании, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (педагоги), не предусматривают включение в педагогический стаж военной службы и службы в органах МВД. Однако в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П «при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.02г. могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования. В постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный Суд указал, сославшись на постановление от 24.05.2001 г. и определение от 05.11.2002 г. по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева, что, у граждан приобретших пенсионные права до ведения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права на пенсию. Пунктом 2 статьи Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет, следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а по правоотношениям, возникшим до 06.09.1991 г. - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Как видно из материалов дела, периоды службы истца в составе Вооруженных Сил СССР и в органах МВД, в отношении которых возник спор, имели место до 6 сентября 1991 года. С 01.09.1981г. по 01.10.1993г. применялся Перечень учреждений и должностей, утвержденный Постановлением Совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работником просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в стаж учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась: а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Таким образом, до вступления в силу постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с принятием которого служба в Вооруженных Силах СССР и органах МВД перестала включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение спорного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Суд не может принять во внимание довод представителя ответчика о том, что оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников, не имеется в связи с утратой действия названного Постановления (1 октября 1993 года). Данная правовая позиция основана на ошибочном толковании нормы права. Также, по мнению суда, ответчиком неправильно трактуются определения Конституционного Суда РФ: Определение от 20.11.2008 № 869-O-O и Определение от 25.12.2008 № 1056- О-О. Конституционно-правовой смысл, выявленный в указанных определениях согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж, напротив, сводится к подтверждению гарантии права гражданина, осуществлявшего до 05.09.1991г. функции, предусмотренные п. 1 «Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на зачет в его специальный стаж периодов их осуществления независимо от времени обращения за назначением пенсии. На основании ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Принимая во внимание, что в указанный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, то период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, относящийся к периодам деятельности до 1 октября 1993 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В силу п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дающим безусловное право на пенсию (Перечень предусмотрен приложением к Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 г. №1397). Из материалов настоящего дела следует, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в ГУ УПФ РФ в г. Ельце, его специальный стаж в должностях, дающих безусловное право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, составлял 19 лет 1мес. 3 дня. Для назначения досрочной трудовой пенсии Потанину Ю.В. необходим педагогический стаж 25 лет. Таким образом, условие о наличии не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, было соблюдено. Учитывая, что положения ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды прохождения службы в органах МВД: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отряда ............. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отряда ............., подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости. Согласно ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия назначается с момента подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее наступления на нее права. Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Потаниным Ю.В. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 21.02. 2011 г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Потаниным ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в стаж для назначения указанной пенсии период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды прохождения службы в органах МВД: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отряда ............. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отряда ............. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней. Председательствующий: Р.В.Гольтяева Мотивированное решение изготовлено 5 сентября 2011 года.
ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отряда следственной тюрьмы №*** ............. (приказ ............. №192 л\с от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с тем, что Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, не предусматривают включение в педагогический стаж военной службы в армии по призыву и службы в органах МВД. Считая данное решение необоснованным, поскольку постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения» предусмотрена возможность зачета в специальный стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР и органах МВД, просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию с 21.02.2011г., включив в специальный стаж, дающий право на получение такой пенсии, спорые периоды.