РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 21 сентября 2011 года г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе судьи Дорохиной И.В., при секретаре Полосине М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Межрайонной ИФНС России № 2 по Липецкой области о взыскании премии по итогам 2010 года и суммы материального стимулирования за 4 квартал 2010 года, установил: ФИО2 обратилась Межрайонной ИФНС России № 2 по Липецкой области с исковым заявлением о взыскании премии по итогам 2010 года и суммы материального стимулирования за 4 квартал 2010 года, указав, что работала в МИФНС №2 по Липецкой области (далее -МИФНС №2) с 10.08.2001. по 25.04.2011.. 25.04.2011. в должности главного госналогинспектора была уволена в связи с уходом на государственную пенсию, при получении расчета ей не были произведены следующие выплаты: премия по итогам 2010 года, средства материального стимулирования за 4 квартал 2010 года. Основанием для невыплаты послужило наличие у него дисциплинарного взыскания. Служебная проверка была начата 01.02.2011., по ней вынесено заключение № 01-60/01 от 28.02.2011.. Датой совершения проступка является 01.02.2011., то есть, 1 квартал 2011 года. Поэтому решение руководства инспекции лишить ее денежных выплат за 2010 год считает несправедливым и неправомерным, так как применено двойное наказание. Просит обязать ответчика выплатить причитающиеся ей денежные выплаты на общую сумму 20000 рублей, а именно премию по итогам 2010 года в размере 4500 рублей и материальное стимулирование за 4 квартал 2010 года в размере 15500 рублей. В судебном заседании истица поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям, просит их удовлетворить. Представители ответчика исковые требования не признали, представили письменные возражения, просят отказать в удовлетворении требований. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что в иске необходимо отказать. В судебном заседании установлено, что ФИО2 работала в МИФНС №2 по Липецкой области с 10.08.2001. по 25.04.2011., 25.04.2011. в должности главного госналогинспектора была уволена в связи с уходом на государственную пенсию. Истицей заявлены требования о взыскании премии по итогам работы за 2010 год. Представители ответчика пояснили, что премия по итогам работы за год сотрудникам налоговой инспекции не предусмотрена, указанная ФИО2 премия была выплачена не по итогам 2010., а за период январь-февраль 2011., что подтверждается справкой о выплаченных премиях. Приказом Межрайонной ИФНС России №2 по Липецкой области от 04.03.2011г. №01-48/031 «О премировании работников» за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением и обеспечением функций, возложенных па налоговые органы Липецкой области, в январе-феврале 2011г. и на основании приказа Управления ФНС России по Липецкой области от 03.03.2011г. №00-00/049@ была выплачена премия сотрудникам инспекции. Поскольку в отношении ФИО2 с 01.02.2011г. проводилась служебная проверка по вопросу наличия дисциплинарного проступка (приказ о проведении служебной проверке в отношении ФИО2 от 01.02.2011г.) и в соответствии с пп.2.4 п.2 Положения выплата ей премии не производилась. Согласно пп.2.4 п.2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным служащим Межрайонной ИФНС России №2 по Липецкой области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России №2 по Липецкой области (Приложение №1 к Приказу Межрайонной ИФНС России №2 по Липецкой области №01-09/126) решение о выплате премии гражданским служащим принимается начальником Инспекции и оформляется приказом Инспекции. Поскольку начальник отдела камеральных проверок №1 принял решение не ходатайствовать о выплате ей премии, в приказ о начислении премии за указанный период истица включена не была. Премия за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением и обеспечением функций, возложенных на налоговые органы Липецкой области за март 2011г. была выплачена ФИО2 в сумме 2 255,0 рублей, т.к. начальник отдела камеральных проверок №1 ходатайствовал о выплате данной премии ФИО2 и начальником Инспекции было принято решение выплатить данную премию в вышеуказанной сумме, что подтверждается выпиской из Приказа Межрайонной ИФНС России №2 по Липецкой области «О премировании работников» от 06.04.2011г. №01-48/04, ходатайством начальника отдела камеральных проверок №1 от 06.04.2011г.. В 2010 году все премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на налоговые органы Липецкой области ФИО2 выплачивались наряду с другими государственными служащими Межрайонной ИФНС России №2 по Липецкой области, о чем свидетельствует справка о выплаченных премиях в 2010- 2011гг.). Суд также учитывает, что согласно ст. 191 ТК РФ выдача премий является одним из видов поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Таким образом, премии являются частью заработной платы стимулирующего, поощрительного характера. Размер и порядок их выплаты должен быть установлен коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, принимаемыми согласно части четвертой ст. 135 ТК РФ с учетом мнения представительного органа работников. Поощрение работников - это право работодателя, а "лишение" премии, то есть принятие решения о том, что какой-либо работник не поощряется или поощряется в меньшем размере, чем другие, хотя и может приниматься в зависимости от наличия или отсутствия в отчетном периоде нарушений трудовой дисциплины, если это указано в соответствующих документах, однако такие решения не могут рассматриваться как дисциплинарное взыскание, поскольку не предусмотрены трудовым законодательством (ст. 192 ТК РФ). Установление систем премирования - прерогатива работодателя (ст. 135 ТК). Система премирования устанавливается в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте. Премией является выплата стимулирующего или поощрительного характера, выплачиваемая сверх основного заработка работника за определенные достижения в трудовой деятельности в соответствии с показателями (основаниями) премирования, установленными в локальных нормативных актах организации. Согласно ст. 22 ТК РФ одной из основных для работодателя является обязанность обеспечивать работникам равную оплату труда равной ценности. Соответственно, поскольку премии как выплаты стимулирующего характера являются составной частью заработной платы, работодателю необходимо соблюдать указанный принцип трудового права и при выплате работникам премий. То есть, в случае уменьшения размера премии работнику в соответствии с положением о премировании, по мнению суда, необходимо документально подтвердить совершение работником виновного действия, которое рассматривается в качестве показателя снижения и (или) невыплаты премии. Иначе работодатель, незаконно и необоснованно лишивший работника премии, может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства о труде. Так, согласно Определению ВС РФ от 06.06.2003 N 48-Г03-5 при решении вопроса о законности депремирования сотрудника суду необходимо проверять наличие оснований для лишения работника премии, а также соблюдение работодателем порядка лишения работника премии, установленного локальным нормативным актом. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что основания для лишения премии у работодателя имелись, порядок при этом был также соблюден. Истица просит взыскать суммы материального стимулирования за 4 квартал 2010 года Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 25.09.2007 г. №611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов исполнительной власти» (с изм. от 24.12.2010г.) установлено осуществлять с 01.01.2007 г. и в 2008-2010 годах материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления материальное стимулирование, указанное в пункте 1 Постановления, осуществляется Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников их территориальных органов. Приказом Федеральной налоговой службы № ММ-8-1/23 дсп @ от 20.07.2009г. утверждена Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России и распределения средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в 2009году (далее - Методика), а также утвержден состав Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. Методика разработана в целях внедрения механизма материального стимулирования сотрудников налогового органа за качественное исполнение обязанностей, определяемых на основе критериев (показателей) оценки эффективности деятельности. Основной направленностью Методики является - повышение в дальнейшем заинтересованности работников, достижение целей и задач, стоящих перед налоговыми органами, стремление на достижение максимальных результатов в реализации поставленных задач. Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2007 № 90н «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы». Распределение средств материального стимулирования производится в соответствии с Методикой, которая предусматривает оценку эффективности работы сотрудников и качество исполнения ими должностных обязанностей. Размер материального стимулирования сотрудников определяется на общем собрании отдела в зависимости от соответствия результатов их работы критериям оценки эффективности деятельности. В Методике оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России указано, что выплата средств материального стимулирования является поощрением за качество выполнения функций и задач. Наличие дисциплинарного взыскания не позволяет говорить о качественном исполнении своих обязанностей, поэтому выплата премий и средств материального стимулирования сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание не осуществляется (Согласно п.5.3 Методике, сотрудникам налоговых органов, к которым на момент осуществления материального стимулирования (издание соответствующим территориальным органом ФНС России приказа о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих) применено дисциплинарное взыскание по результатам деятельности, выплаты материального стимулирования не производятся). Таким образом, на собрании коллектива отдела камеральных проверок № 1 22.04.2011г., было решено не выплачивать материальное стимулирование главному государственному налоговому инспектору отдела камеральных проверок №1 ФИО2 в связи с дисциплинарным взысканием. Согласно протоколу комиссии Межрайонной ИФНС России №2 по Липецкой области по распределению средств федерального бюджета, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих, выделенных УФНС России по Липецкой области за 4 квартал 2010г. от 22.04.2011г. принято решение не производить выплату материального стимулирования к сотрудникам, к которым на момент осуществления материального стимулирования применено дисциплинарное взыскание в соответствии с п.5.3 Методики. Доводы истицы о том, что в результате того, что дисциплинарное взыскание с нее снято не было, она дважды не получила премию, не являются основанием для взыскания сумм материального стимулирования. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. ФИО2 не воспользовалась данным правом, с заявлением о снятии с нее дисциплинарного взыскания она не обращалась. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении требований истице необходимо отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, решил: Исковые требования ФИО2 Зои Васильевны к Межрайонной ИФНС России № 2 по Липецкой области о взыскании премии по итогам 2010 года и суммы материального стимулирования за 4 квартал 2010 года оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10-ти дней с момента вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий И.В.Дорохина Решение в окончательной форме вынесено 26.09.2011.