решение по иску прокурора г. Ельца в интересах УПФР в г. Ельце к Соломенцеву о взыскании задолженности по страховым взносам, пени и штрафам



Дело №***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2011 г.

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего: Гольтяевой Р.В.

при секретаре: Орловой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце гражданское дело №*** по иску прокурора г. Ельца в интересах РФ в лице ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце к Соломенцеву ФИО8 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ельца в интересах Российской Федерации в лице Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ельце обратился в суд с иском к Соломенцеву Ю.П. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, указывая на то, что Соломенцев Ю.П. 01.04.2003 г. зарегистрирован в качестве страхователя (адвокат) в УПФР в г. Ельце и обязан на основании п. 1 ч. 2 ст. 28 Федеральный закона 212-ФЗ правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. За Соломенцевым Ю.П. числится задолженность по страховым взносам за расчетный период с 01.01.2011 г. по 10.05.2011 г.: 1) на обязательное пенсионное страхование в сумме 10392,00 рубля, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии 10392,00 рубля; 2) на обязательное медицинское страхование в сумме 1610,76 рублей, в том числе: в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571,56 рубль; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1039,20 рублей. В связи с неисполнением ответчиком обязательств по уплате страховых взносов УПФР в городе Ельце произведено начисление пеней, которые подлежат взысканию с ответчика, в том числе: пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии за период с 30.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 355,92 рублей; пени, начисленные на задолженность по страховым взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 30.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 19,57 рублей; пени, начисленные на задолженность по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 30.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 35,60 рублей. 11.05.2011 г. Управлением ПФР в городе Ельце в адрес ответчика направлено требование № 05808840031243 от 10.05.2011 об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа. Срок исполнения требования истек 31.05.2011 года, однако до настоящего времени сумма задолженности ответчиком не уплачена. На основании изложенного просит взыскать с Соломенцева Ю.П. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ельце Липецкой области 12413,85 рублей на счет 40101810200000010006, получатель ИНН 4826004782, КПП 482601001 УФК по Липецкой области (ОПФР по Липецкой области), согласно кодам бюджетной классификации.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Ельца Савчук В.И. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель истца ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце Рязанцева А.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, уточнив, что задолженность ответчика по страховым взносам образовалась за период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г., а не с 01.01.2011 г. по 10.05.2011 г., как указано в исковом заявлении, а пени на образовавшуюся задолженности начислены за период с 01.01.2011 г. по 10.05.2011 г., а не с 30.01.2011 г., как указано в иске. Просила взыскать с Соломенцева Ю.П. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ельце Липецкой области 12413,85 рублей на счет 40101810200000010006, получатель ИНН 4826004782, КПП 482601001 УФК по Липецкой области (ОПФР по Липецкой области), согласно кодам бюджетной классификации:

1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 10392,00 рубля, в том числе:

- на финансирование страховой части трудовой пенсии 10392,00 рубля – код 392 1 02 02010 06 1000 160;

2. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 1610,76 рублей, в том числе:

- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571,56 рубль – код 392 1 02 02100 08 1000 160,

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1039,20 рублей – код 392 1 02 02110 09 1000 160;

3. Пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 355,92 рублей, в том числе:

- на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 355,92 рублей – код 392 1 02 02010 06 2000 160;

4. Пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 55,17 рублей, в том числе:

- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 19,57 рублей – код 392 1 02 02100 08 2000 160,

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 35,60 рублей – код 392 1 02 02110 09 2000 160.

Ответчик Соломенцев Ю.П. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснив, что он, как военный пенсионер, не должен уплачивать в Пенсионный фонд РФ страховые взносы, поскольку согласно закону внесение таких взносов для военных пенсионеров является их правом, но не обязанностью. Считает, что обязание его как адвоката-пенсионера МВД на основании Федерального закона № 212-ФЗ уплачивать страховые взносы является умалением его прав, так как приводит к необоснованному финансовому обременению и неправомерному лишению части законно заработанных средств. Кроме того, полагал, что имеет место пропуск срока исковой давности для обращения в суд с иском о взыскании задолженности, так как, по его мнению, 6-ти месячный срок для обращения в суд начал истекать с момента получения им уведомления УПФР в г. Ельце о необходимости уплатить страховые взносы, полученного им 13 декабря 2010 г. К уведомлению была приложена квитанция для оплаты страховых взносов, указано, что страховые взносы надлежит оплатить до 31.12.2010г.. Следовательно, именно этот документ и является требованием об уплате, а шестимесячный срок должен быть исчислен с 01.01.2011 г. Просил в иске отказать.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, в совокупности, суд находит исковые требования прокурора г. Ельца в интересах ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.

В силу п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 с изменениями от 24 декабря 1993 г. и от 5 мая 1997 г.) Пенсионный фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п. 2 данного Положения указано, что Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации, поэтому интерес Российской Федерации, связанный со взысканием задолженности по фиксированному платежу со страхователя на обязательное пенсионное страхование, несомненен.

Поскольку финансовые средства указанного внебюджетного фонда являются собственностью Российской Федерации, допустимы взыскания с виновных лиц денежных средств в интересах государства по иску прокурора.

Общие положения об участии прокурора в процессе гражданского судопроизводства, закрепленные в ст.45 ГПК РФ, определяют возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, а также его вступление в процесс для дачи заключения по делам определенных данным Кодексом и другими федеральными законами категорий. Права и обязанности прокурора как лица, участвующего в деле, определены в ст.35 ГПК РФ.

В силу ч. 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, поскольку согласно п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) целью участия прокурора в гражданском процессе является защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Неуплата задолженности по страховым взносам приводит к нарушению интересов Российской Федерации в части соблюдения конституционных прав граждан на своевременное и полное пенсионное обеспечение.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», вступившим в силу с 01.01.2010 г., плательщиками страховых взносов являются, в том числе, и адвокаты.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ ответчик Соломенцев Ю.П. получает пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в ОВД и их семей», что подтверждается удостоверением №***, выданным ДД.ММ.ГГГГ начальником ............. и не оспаривается в судебном заседании.

Судом установлено, что ответчик Соломенцев Ю.П. согласно удостоверению №*** от ДД.ММ.ГГГГ является адвокатом и зарегистрирован в качестве страхователя в УПФР в г. Ельце с 01.04.2003 года.

Не признавая предъявленные исковые требования, Соломенцев Ю.П. основывает свою правовую позицию на том, что, по его мнению, прокурор необоснованно посчитал его плательщиком страховых взносов. Поскольку, как указано в статье 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» (далее - Федеральный закон № 156-ФЗ), лица, указанные в статье 1 Закона от 12.02.1993 № 4468-1, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, пред} смотренных статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части). Но он не желает воспользоваться таким правом, потому что хочет жить сейчас, а не после того, когда наступит эта «пенсионная старость», с этой целью он и зарабатывал пенсию на Камчатке. И для этого есть две причины: он может и не дожить до получения пенсии по старости и он не верит Пенсионному фонду, в котором уже растворились его платежи, начиная с 1996 года. Полагает, что в Федеральном законе № 212-ФЗ должно было быть предусмотрено право выбора для адвокатов-военных пенсионеров, вышедших на пенсию до его вступления в силу, воспользоваться ли правом на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости или, например, участвовать в софинансировании уже заслуженной пенсии. В том виде, как прописано в этом законе, получается, что он должен дважды зарабатывать пенсию и не факт, что уже заработанная пенсия и надбавка к ней в виде трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) будет адекватна понесенным им как плательщиком финансовым потерям.

Однако суд полагает, что данная правовая позиция основана на неверном толковании действующего законодательства об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании.

Во-первых, внесение изменений в Федеральные законы является прерогативой законодателя, а суд не правомочен разрешать данный вопрос. А во-вторых, действительно, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.05.2005 г. №223-О, рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, указал, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998 №7-П, от 23.12.1999 №18-П, от 03.06.2004 №11-П, от 23.12.2004 №19-П и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что граждане Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию, размер которой (ее страховой и накопительной частей) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые уплачивались страхователями. В отличие от права на трудовую пенсию, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не связывается законодателем с уплатой страховых взносов.

При этом в определении от 24.05.2005 №223-О Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что, отнеся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (застрахованные лица), граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей, и закрепив, что они одновременно являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы, законодатель не предусмотрел при этом какие-либо исключения в отношении тех из них, кому уже назначены и выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и не гарантировал им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.

Согласно п. 3 Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 г. № 582, индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся получателями пенсий по выслуге лет, установленных Федеральным законом № 4468-1, были освобождены от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа.

Вместе с тем, с принятием Федерального закона № 212-ФЗ правовое регулирование данного вопроса изменилось.

Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 №156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенной Федеральным законом от 22.07.2008 №156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

В соответствии со статьей 7 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Вступивший в силу с 01.01.2010 Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" привел в соответствие с нормами о пенсионном обеспечении военных пенсионеров законодательство о пенсионном страховании, предусмотрев право при достижении возраста 60 лет (для мужчин) на дополнительное пенсионное обеспечение (вторую пенсию, состоящую из страховой части трудовой пенсии) и обязанность по уплате страховых взносов для реализации этого права.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 5 названного закона установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Таким образом, указанный Закон не содержит исключений в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для такой категории лиц, как пенсионеры МВД.

Следовательно, адвокаты, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 г. обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе №212-ФЗ.

Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации адвокатами производится с момента приобретения статуса адвоката и до момента исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве адвоката. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности.

Не предприняв этих действий, гражданин сохраняет статус адвоката и обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Таким образом, довод ответчика о том, что он, как получатель государственной пенсии, не должен вносить в Пенсионный фонд РФ страховые взносы, а также его ссылка на определение Конституционного суда РФ от 24.05.2005 г. № 223-О являются несостоятельными, поскольку с 01.01.2010 г., со вступлением в силу Федерального закона № 212-ФЗ, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.

Анализируя заявление Соломенцева Ю.П. о пропуске прокурором шестимесячного срока для обращения с иском, суд не находит оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока обращения в суд.

Довод ответчика, согласно которому он считает уведомление УПФР в г. Ельце о необходимости уплаты страховых взносов до 31.12.2010 г. с приложенной квитанцией, полученное им 13.12.2010 г., предусмотренным законодательством требованием об уплате задолженности по страховым взносам, основан на ошибочном толковании норм права.

Федеральным законом № 212-ФЗ понятие «уведомление» не предусмотрено.

Вместе с тем, ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с изменениями от 25 ноября 2009 г., 10 мая, 27 июля, 28 сентября, 16 октября, 29 ноября, 8, 23, 28 декабря 2010 г., 3 июня, 1, 11, 18 июля 2011 г.) содержит понятие «требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов».

Согласно п.1 ст. 22 названного закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

В соответствии с п. 2 ст. 22 № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Из пункта 3 ст. 22 Закона № 212-ФЗ следует, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

В силу пункта 9 ст. 2 Закона № 212-ФЗ недоимка – это сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный настоящим Федеральным законом срок.

К материалам дела приобщена копия справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов № 058088 11 СН 0024837 от 18.04.2011 г., из которой следует, что органом контроля за уплатой страховых взносов Управления ПФР в г. Ельце в результате камеральной проверки по РСВ от 18.04.2011 г. у плательщика страховых взносов Соломенцева Ю.П. выявлена недоимка по страховым взносам.

И только после выявления недоимки в установленные законом сроки Соломенцеву Ю.П. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам.

Из приобщенного к материалам дела уведомления № 272 от 13.12.2010 г. следует, что в нем содержится информация не только о необходимости уплатить до 31.12.2010 г. страховые взносы, но и даны разъяснения норм соответствующего законодательства, в том числе об обязанности предоставлять ежегодный расчет страховых взносов (РСВ-2) до 1 марта, имеется предупреждение о возможности применения принудительных мер взыскания и штрафных санкциях.

Между тем, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (п. 4 ст. 22 Закона № 212 –ФЗ).

Исходя из дат отправления и получения данного уведомления, недоимки на эти даты за Соломенцевым Ю.П. еще не было. А согласно упомянутой выше ст. 22 Закона № 212-ФЗ требование направляется по истечении трех месяцев после ее выявления.

Таким образом, направленное Соломенцеву Ю.П. уведомление нельзя признать требованием об уплате недоимки. Уведомление является лишь информационным письмом, которое для удобства страхователей, как напоминание, рассылается последним в конце отчетного года для реализации обязанности по уплате страховых взносов.

Довод Соломенцева Ю.П. о том, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов № 05808840031243 от 10.05.2011 г. им не было получено, опровергается собранными по делу доказательствами.

Так, из ответа Елецкого почтамта УФПС Липецкой области филиала ОГУП «Почта России» следует, что заказное письмо № 39977037069831, отправленное 11.05.2011 г. УПФР в г. Ельце на имя Соломенцева Ю.П. адресом N..., 399774, было вручено адресату 13.05.2011 г.

Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями опрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4

К материалам дела приобщено извещение ф.22 от 12.05.2011 г. с отметкой о получении Соломенцевым Ю.П. заказного письма № 39977037069831, направленного адресату 11.05.2011 г., согласно списку № 228 от 11.05.2011 г. и реестру заказной почтовой корреспонденции. В извещении Соломенцевым Ю.П. собственноручно сделана запись о получении указанного письма 13.05.2011 г. и имеется его подпись. Данный факт ответчиком в судебном заседании не оспаривался.

Довод Соломенцева Ю.П. о том, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не было вручено (передано) ему лично в нарушение пункта 7 ст. 22 Федерального Закона № 212-ФЗ, предусматривающего возможность передачи требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования, не может быть положен в основу решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Согласно упомянутой правовой норме в случае, если указанными способами требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Принимая во внимание изложенное, а также отсутствие реальной возможности вручения каждому плательщику страховых взносов требования об уплате страховых взносов лично, суд находит действия УПФР в г. Ельце по направлению требования заказным письмом правомерными и отвечающими интересам и страхователя, и самого фонда.

Изложенное свидетельствует о своевременности и законности предъявленных прокурором исковых требований.

На основании статья 18 (Исполнение обязанности по уплате страховых взносов) Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (пункт 1). Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном 22 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Взыскание недоимки по страховым взносам с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Согласно ч. 1 ст. 14 названного закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Из п. 1 ст. 13 Федерального закона №212-ФЗ следует, что стоимость страхового года – это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 13 стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2010 г. № 443 «О стоимости страхового года на 2010 год» утверждена стоимость страхового года на 2010 год в размере 10392 рубля исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Федерального закона 212-ФЗ, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда».

Согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Из ч. 3 ст. 16 названного закона № 212-ФЗ следует, что сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 ст. 16 расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

В соответствии с п.5 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. На конец отчетного периода, как и на момент предъявления иска в суд, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам Соломенцевым Ю.П. в УПФР в г. Ельце представлен не был, поэтому был исчислен УПФР условно.

Согласно материалов дела суммы страховых взносов, подлежащих уплате ответчиком, рассчитаны органом Пенсионного фонда с учетом положений пункта 2 статьи 12 названного закона, исходя из минимального размера оплаты труда с 1 января 2010 года в сумме 4330 рублей в месяц (статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 №82-ФЗ) и тарифов страховых взносов, действовавших в 2010 году, в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20 процентов, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1 процента, в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2 процента (статья 12 Федерального закона №212-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что задолженность ответчика по начисленным и уплаченным страховым взносам за расчетный период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. составила:

1) на обязательное пенсионное страхование в сумме 10392,00 рубля, в том числе на финансирование страховой части трудовой пенсии 10392,00 рубля (4330 х 20% х 12);

2) на обязательное медицинское страхование в сумме 1610,76 рублей, в том числе: в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571,56 рубль (4330 х 1,1% х 12); в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1039,20 рублей (4330 х 2% х 12).

На основании ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки по сравнению с установленным Федеральным законом 212-ФЗ. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неоплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Таким образом, в связи с неисполнением ответчиком обязательств по уплате страховых взносов, на нем лежит обязанность по уплате пени, в том числе:

- пени, начисленные на задолженность по страховым взносам на финансирование страховой части трудовой пенсии за период с 01.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 355,92 рублей;

- пени, начисленные на задолженность по страховым взносам в федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 19,57 рублей;

- пени, начисленные на задолженность по страховым взносам в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 35,60 рублей.

Требование об уплате страховых взносов, пеней ответчику было направлено 10.05.2011 г., однако, в срок, указанный в требовании, то есть до 31.05.2011 г. он его не выполнил, что вызвало необходимость обращения в суд.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований, в связи с чем, иск прокурора г. Ельца подлежит удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ с изменениями, внесенными Федеральным законом № 374-ФЗ от 27.12.2009 года, вступившими в силу с 29.01.2010 года, при подаче искового заявления имущественного характера при цене иска до 20 000 рублей госпошлина уплачивается в размере 4 % от цены иска, но не менее 400 рублей.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность по уплате государственной пошлины в сумме 496 рублей 56 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Ельца в интересах РФ в лице ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ельце к Соломенцеву ФИО9 о взыскании задолженности по страховым взносам и пени - удовлетворить.

Взыскать с Соломенцева ФИО10 в бюджет Пенсионного фонда РФ в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ельце Липецкой области 12413,85 рублей на счет 40101810200000010006, получатель ИНН 4826004782 УФК по Липецкой области (ОПФР по Липецкой области), КПП 482601001 согласно кодам бюджетной классификации:

1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года в сумме 10392,00 рубля, в том числе:

- на финансирование страховой части трудовой пенсии 10392,00 рубля – код 392 1 02 02010 06 1000 160;

2. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года в сумме 1610,76 рублей, в том числе:

- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 571,56 рубль – код 392 1 02 02100 08 1000 160,

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1039,20 рублей – код 392 1 02 02110 09 1000 160;

3. Пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 355,92 рублей, в том числе:

- на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 355,92 рублей – код 392 1 02 02010 06 2000 160;

4. Пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2011 года по 10.05.2011 года в сумме 55,17 рублей, в том числе:

- в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 19,57 рублей – код 392 1 02 02100 08 2000 160,

- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 35,60 рублей – код 392 1 02 02110 09 2000 160.

Взыскать с Соломенцева ФИО11 государственную пошлину в бюджет г. Ельца Липецкой области в сумме 496 рублей 56 копеек.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10-ти дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Р.В. Гольтяева

Мотивированное решение изготовлено 18 октября 2011 года.