Дело №*** РЕШЕНИЕ 11 октября 2011 г. Г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе: председательствующего: Гольтяевой Р.В. при секретаре: Орловой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску Нестеровой ФИО12 к отделу соцзащиты населения администрации Елецкого муниципального района, Управление социальной защиты населения Липецкой области и Государственному учреждению - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на единовременную социальную выплату в связи с рождением четвертого ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячных пособий на детей, ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от полутора до трех лет, УСТАНОВИЛ: Нестерова И.Г. обратилась в суд с иском к отделу соцзащиты населения администрации Елецкого муниципального района о понуждении к назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на детей и ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от полутора до трех лет, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ в семье истицы родился четвертый ребенок - сын Нестеров ФИО13. 2 июня 2011 года она обратилась с письменными заявлениями в отдел соцзащиты населения администрации Елецкого муниципального района, а также в Управление социальной защиты населения Липецкой области с требованием о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия на детей и ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от полутора до трех лет. 30.06.2011 года и 15.07.2011 года ее заявления были рассмотрены Управлением социальной защиты населения и отделом соцзащиты населения администрации Елецкого муниципального района, в их удовлетворении ей было отказано по причине «предоставления неполного пакета документов, а именно: непредоставления паспорта гражданина Российской Федерации», «непредоставления заверенной копии паспорта отца ребенка Нестерова А.А.». Считает данный отказ незаконным, так как ни истица, ни ее супруг- Нестеров А.А. не имеют паспорта Российской Федерации по религиозным убеждениям. В качестве документа, удостоверяющего личность, ею и Нестеровым А.А. получено нотариально заверенное свидетельство об удостоверении тождественности лица, изображенного на фотографической карточке, которое и было предоставлено ответчику. Отказывая в назначении и выплате пособий, ответчик нарушил конституционные права истицы. На основании изложенного просила суд обязать отдел соцзащиты населения администрации Елецкого муниципального района Липецкой области назначить и выплатить ежемесячное пособие по уходу за ребенком – Нестеровым ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на детей и ежемесячную социальную выплату на ребенка в возрасте от полутора до трех лет, удостоверив ее личность и личность супруга Нестерова ФИО15 на основании нотариально заверенных свидетельств об удостоверении тождественности лица, изображенных на фотографических карточках за №***, №***, выданных нотариусом Москалевой Т.Т. нотариального округа Елецкого района 15 марта 2010 г. Определением Елецкого городского суда от 18.08.2011 года к участию в гражданском деле по иску Нестеровой ФИО16 к отделу соцзащиты населения администрации Елецкого муниципального района о понуждении к назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на детей и ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от полутора до трех лет, были привлечены в качестве соответчиков – Управление социальной защиты населения Липецкой области и Государственное учреждение – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Определением Елецкого городского суда от 26 сентября 2011 года были приняты к производству суда увеличенные исковые требования Нестеровой И.Г., которая просила суд по изложенным в иске основаниям дополнительно обязать отдел соцзащиты населения администрации Елецкого муниципального района назначить и выплатить единовременную социальную выплату в связи с рождением четвертого ребенка – Нестерова ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; назначить и выплачивать ежемесячные пособия на детей: Нестерова ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Нестерова ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Нестерова ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ежемесячную социальную выплату на ребенка в возрасте от полутора до трех лет на дочь - Нестерову ФИО21. В судебном заседании истица Нестерова И.Г. уточнила заявленные исковые требования, просила суд признать за ней право на получение единовременного пособия при рождении ребенка и единовременной социальной выплаты в связи с рождением четвертого ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком Нестеровым ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячных пособий на детей: Нестерова ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Нестерова ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Нестерова ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ежемесячную социальную выплату на ребенка в возрасте от полутора до трех лет на дочь - Нестерову ФИО26. Третье лицо Нестеров А.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что по религиозным убеждениям и он, и его супруга с 2010 года не пользуются паспортами нового образца, выданные им в 2003 году. Эти паспорта уничтожены, за выдачей новых паспортов они не обращались. До уничтожения паспортов они удостоверили свои личности у нотариуса, получив нотариально заверенные свидетельства об удостоверении тождественности лица, полагая, что наличие таких свидетельств заменит им паспорта. Представители ответчиков отдела соцзащиты населения администрации Елецкого муниципального района, Управления социальной защиты населения Липецкой области и Государственного учреждения – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем имеются письменные заявления. В письменных возражениях представитель ГУ – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования по доверенности Е.В. Илясова полагала, что ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ просила в иске к фонду отказать, ссылаясь на то, что ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования не является надлежащим ответчиком по требованиям о единовременной социальной выплате при рождении трех или более детей, ежемесячной социальной выплате малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет. Представитель управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Рогатнева М.А. исковые требования Нестеровой И.Г. не признала, пояснив, что истице было отказано в назначении и выплате единовременной социальной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей по причине непредставления последней документов удостоверяющих личность. Просила в иске отказать. В своих письменных возражениях на исковые требования Отдел социальной защиты населения (ОСЗН) администрации Елецкого муниципального района Липецкой области также исковые требования не признал, пояснив, что документами, удостоверяющими личность граждан, необходимыми для осуществления регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (согласно Инструкции, утвержденной Приказом МВД России № 393 от 23.10.1995г., и Правилам, утвержденным Постановлением РФ № 713 от 17.07.1995г.) являются паспорт, свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста, заграничный паспорт - для постоянно доживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации, удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина. Таким образом, законодательство РФ не рассматривает свидетельство о тождественности личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, в качестве документа, удостоверяющего личность гражданина РФ. Как усматривается из представленных документов Нестеровой И.Г. и Нестеровым А.А. в качестве документов удостоверяющих личность они представили свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, которые были составлены на основании паспортов указанных, граждан, из чего следует, что они имеют паспорта граждан РФ. Выслушав стороны, исследовав материалы в совокупности с имеющимися и собранными доказательствами, суд находит исковые требования Нестеровой И.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего: Российская Федерация, как указывается в статье 7 (часть1) Конституции Российской Федерации, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Осуществление целей социального государства Конституция Российской Федерации связывает с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья7, часть 2). В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, по инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на назначение и получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждении, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Ст. 28 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Согласно статье71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт"в"), установление основ федеральной политики в области социального развития (пункт "е"). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья76, части1 и 2, Конституции Российской Федерации). По смыслу указанных конституционных положений, федеральный законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, в том числе степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно ст.7 Федерального закона от 16 июля 1999года №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" материнство является одним из видов социального страхового риска или же предполагаемым событием, влекущим изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование. В статье8 перечислены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. При наступлении страхового случая - материнства - установлены следующие виды страхового обеспечения: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 25 октября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 24 июля 2009 г., 7 марта 2011 г.) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Статьей 3 указанного Федерального закона устанавливаются следующие виды государственных пособий гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливается Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Статья 4 названного Закона предусматривает, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет: средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка. В силу статьи 11 Федерального закона № 81-ФЗ право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Согласно ст. 12.2. того же Закона единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8000 рублей. В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 13 право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют, в том числе, матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам. Указанным лицам согласно ст. 14 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором частипервой статьи13 настоящего Федерального закона. При этом минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом частипервой статьи13 настоящего Федерального закона, то есть 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер пособия, исчисленный в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи, суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать 100 процентов размера указанного заработка (дохода, денежного довольствия), но не может быть менее суммированного минимального размера пособия. При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ст. 16). Правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в том числе единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливает Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 23.12.2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». В пункте 1 Порядка и условий назначения и государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка). В пунктах 28, 54 дан исчерпывающий перечень документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующих пособий, одним из которых является документ, удостоверяющий личность гражданина. Часть 1 ст. 3 Закона Липецкой области от 27 марта 2009 г. № 259-ОЗ "О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью" (с изменениями от 25 мая, 26 ноября, 31 декабря 2009 г., 28 апреля 2010 г., 24 марта, 27 мая, 14 июля, 7 сентября 2011 г.) единовременную социальную выплату в связи с рождением (усыновлением) третьего и последующих детей или детей-близнецов, а также ежемесячную социальную выплату малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет. Пунктом 3 ст. 7 указанного закона предусмотрен перечень документов, одним из которых является документ, удостоверяющий личность каждого родителя. Согласно ст. 6 названного Закона единовременная социальная выплата в связи с рождением (усыновлением) третьего и последующих детей или детей-близнецов (далее - областной материнский капитал) выплачивается: - в случае рождения (усыновления) третьего и последующих детей в размере 50000 рублей; - в случае рождения (усыновления) детей-близнецов в размере 50000 рублей на каждого ребенка. Для назначения областного материнского капитала один из родителей (усыновителей) представляет следующие документы: - заявление на имя руководителя исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения в письменной форме о назначении областного материнского капитала; - документ, удостоверяющий личность каждого родителя (усыновителя); - свидетельства о рождении детей; - свидетельство об усыновлении (в отношении усыновителей). Областной материнский капитал назначается и выплачивается исполнительным органом государственной власти области в сфере социальной защиты населения не позднее 30 дней со дня обращения за ее назначением и при условии обращения одного из родителей (усыновителей) ребенка (детей) не позднее одного года со дня рождения (усыновления) третьего и последующих детей или детей-близнецов. Областной материнский капитал выплачивается путем перечисления денежных средств на лицевой счет, открытый в кредитной организации, или в отделение почтовой связи по выбору получателя. В соответствии со ст. 7 того же Закона ежемесячная социальная выплата малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет производится в размере 1000 рублей независимо от числа детей в возрасте от полутора до трех лет в семье. Ежемесячная социальная выплата малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет назначается со дня обращения за ее назначением по день достижения ребенком трехлетнего возраста (включительно). Ежемесячная социальная выплата малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет назначается в 20-дневный срок со дня обращения одного из родителей ребенка в возрасте от полутора до трех лет при представлении в учреждение социальной защиты населения по месту жительства следующих документов: - письменного заявления о назначении ежемесячной социальной выплаты малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет; - справки с места жительства о составе семьи; - копии документов, удостоверяющих личность каждого родителя; - копии свидетельства о рождении ребенка (детей); - копии свидетельства о регистрации брака или копии свидетельства о смерти одного из родителей в случае обращения за назначением социальной выплаты родителя неполной семьи; - справок о доходах членов семьи за три месяца, предшествующие месяцу обращения за назначением ежемесячной социальной выплаты малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет; - справки из органов записи актов гражданского состояния об основании внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений об отце ребенка или свидетельство о рождении ребенка, если в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка. Данная справка представляется на детей одиноких матерей. При представлении копий документов предъявляются их подлинники. Состав семьи, порядок учета доходов и определения величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной социальной выплаты малоимущим семьям на ребенка (детей) от полутора до трех лет, устанавливаются в порядке, предусмотренном Законом Липецкой области от 2 декабря 2004 года № 142-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка". Согласно ст. 6 Закона Липецкой области от 02.12.2004 г. № 142-03 «О ежемесячном пособии на ребенка» при обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка граждане обязаны предоставить документ, удостоверяющий личность Управление социальной защиты населения Липецкой области на основании распоряжения администрации Липецкой области от 04.09.2006г. № 672-р «Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения Липецкой области» осуществляет назначение и выплату единовременной социальной выплаты в связи с рождением (усыновлением) третьего и последующих детей или детей-близнецов в соответствии со статьей 6 Закона Липецкой области от 27.03.2009 года № 259-03. Для получения единовременной социальной выплаты обращающимся гражданам также необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность. Из указанных норм права следует, что при обращении за назначением какой-либо социальной выплаты (пособия) в обязательном порядке необходимо предъявление документа, удостоверяющего личность обратившегося. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ у истицы Нестеровой И.Г. и третьего лица Нестерова А.А. родился четвертый ребенок – сын ФИО28, что подтверждается свидетельством о рождении серии ............. № №***, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом .............. В связи с этим 02 июня 2011 г. истица обратилась в Управление социальной защиты населения Липецкой области с заявлением о назначении единовременной социальной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей или детей близнецов, приложив к нему пакет документов, в том числе в качестве документов удостоверяющих личность Нестеровой И.Г. и Нестерова А.А были представлены свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, которое было составлено на основании паспортов указанных граждан. Кроме того, истица Нестерова И.Г. подала заявления в отдел социальной защиты населения администрации Елецкого муниципального района Липецкой области о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком - Нестеровым ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, единовременного пособия при рождении ребенка, а также ежемесячного пособия на детей: Нестерова ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Нестерова ФИО30, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Нестерова ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет на дочь - Нестерову ФИО32. Учитывая то, что Нестеровой И.Г. не были представлены документы, удостоверяющие личность, а именно паспорт, в назначении и выплате единовременной социальной выплаты в связи с рождением четвертого ребенка, ежемесячной социальной выплате на ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, ежемесячного пособия на детей, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка было отказано. Вместе с тем, отказ в назначении пособий и социальных выплат носит формальный характер, материальное право истицы на указанные пособия и выплаты ответчиками не оспаривается, а связан лишь с непредоставлением истицей паспорта гражданина РФ. Обращаясь с настоящим иском в суд, Нестерова И.Г. ссылается на то, что паспорт гражданина РФ является не единственным документом, удостоверяющим личность, а отказ в назначении и выплате пособий и социальных выплат на детей нарушает ее конституционные права. Анализ действующего законодательства в совокупности с представленными документами позволяет суду сделать вывод об обоснованности заявленных требований. В соответствии с Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 утверждено Положение о паспорте гражданина РФ, согласно абз. 2 пункта 1 которого паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ, паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Вместе с тем, согласно ст. 10 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с последующими изменениями) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. В силу ст. 7 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются: паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка (удостоверение личности моряка). В соответствии с части 3 пункта 7 Положения от 08.07.1997г. военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорта выдаются или заменяются по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву. В силу пункта 17 этого же Положения в случае утраты паспорта до оформления нового паспорта органами внутренних дел выдается по его просьбе временное удостоверение личности. Изложенное свидетельствует о том, что исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих личность, отсутствует, а паспорт гражданина РФ является основным, но не единственным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории Российской Федерации. Аналогичная позиция отражена в решении Верховного Суда РФ от 25.04.2006 г. № ГКПИ06-334. Возможность отождествления личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, предусмотрена действующим законодательством. Так в силу ст. 84 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I нотариус удостоверяет тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на представленной этим гражданином фотографии. В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2010 г. по религиозным соображениям истица Нестерова И.Г. и ее супруг (третье лицо по делу) Нестеров А.А. отказались от паспорта гражданина РФ, получив вместо него свидетельства об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке. 15.03.2010 г. нотариусом нотариального округа Елецкого района Липецкой области Москалевой Т.Т. удостоверено, что лицо, изображенное на фотографической карточке, тождественно с представившей ее Нестеровой И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт №***, выданный ............. ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной по адресу: N..., о чем выдано свидетельство, зарегистрированное в реестре за №***. Аналогичное свидетельство имеется и у супруга истицы (третьего лица по делу) Нестерова А.А. Оба свидетельства оформлены в соответствии с действующим законодательством. Приобщенные к материалам настоящего дела копии свидетельств об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, выданные Нестеровой И.Г. и Нестерову А.А., содержат все необходимые элементы (фотографическая карточка, основные анкетные данные), позволяющие однозначно персонифицировать их личности. Из свидетельств следует, что при их удостоверении нотариусу предъявлялись паспорта Нестеровой И.Г. и Нестерова А.А., реквизиты которых внесены в свидетельства. Кроме того, судом установлено и не оспаривалось сторонами, что до марта 2010 г. семья Нестеровых являлась получателями различных пособий, в том числе связанных с рождением детей, и в материалах личных дел по начисленным социальным пособиям имеются заверенные копии паспортов Нестеровой И.Г. и Нестерова А.А.. Согласно справке, выданной отделение в Елецком районе Управления Федеральной миграционной службы по Липецкой области от 07.10.2011г. Нестерова И.Г. и Нестеров А.А. обращались в отделение УФМС России по Липецкой области в Елецком районе по вопросу утраты паспортов. Новые паспорта, взамен утраченных, им не выдавались. Следовательно, Нестерова И.Г. и Нестеров А.А. лишены возможности предоставить паспорта в качестве документа, удостоверяющего личность. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требование об обязательном предъявлении паспорта гражданина РФ для назначения социальных выплат и пособий в данном конкретном случае нарушает законные интересы истицы и ее несовершеннолетних детей, ограничивая гарантированные Конституцией РФ права граждан на социальное обеспечение. При таких обстоятельствах суд полагает, что в данной ситуации (истица в силу религиозных убеждений не может пользоваться паспортом гражданина РФ) представленное свидетельство, удостоверенное нотариусом, является допустимым документом, удостоверяющим личность истицы в данном конкретном правоотношении - принятие пакета документов для назначений пособий на ребенка, поскольку учреждение, назначающее социальные пособия, может по данному свидетельству установить личности Нестеровой И.Г. Нестерова А.А., сверив их с фотографией в Свидетельстве. Отказ ответчиков в принятии у Нестеровой И.Г. документов для решения вопроса о назначении пособий на ребенка, суд находит недопустимым ограничением гарантированных Конституцией прав гражданина на социальное обеспечение (ст. 19, 39 Конституции РФ). Таким образом, суд находит, что исковые требования Нестеровой И.Г. о признании за ней права на получение единовременного пособия при рождении ребенка и единовременной социальной выплаты в связи с рождением четвертого ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком- Нестеровым ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячных пособий на детей: Нестерова ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Нестерова ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Нестерова ФИО36, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от полутора до трех лет на дочь - Нестерову ФИО37 по предъявленному ею свидетельствам об удостоверении тождественности лица изображенного на фотографической карточке», выданными нотариусом г. Ельца Липецкой области 15.03.2010 г., обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Нестеровой ФИО38 право на получение единовременного пособия при рождении ребенка и единовременной социальной выплаты в связи с рождением четвертого ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком- Нестеровым ФИО39, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячных пособий на детей: Нестерова ФИО40, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Нестерова ФИО41, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Нестерова ФИО42, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ежемесячной социальной выплаты на ребенка в возрасте от полутора до трех лет на дочь - Нестерову ФИО43 по предъявленному ею свидетельствам об удостоверении тождественности лица изображенного на фотографической карточке», выданными нотариусом г. Ельца Липецкой области 15.03.2010г. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Р.В. Гольтяева Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2011 года.