Дело №*** РЕШЕНИЕ 31 октября 2011 г. г. Елец Елецкий городской суд Липецкой области в составе председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В. при секретаре: Орловой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску Пономарева ФИО7 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Елецком районе о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, УСТАНОВИЛ: Пономарев А.Ю. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Елецком районе о признании права на досрочную трудовую пенсию. Требование иска мотивировано тем, что 15.08.2011 года истец подал заявление в УПФР в Елецком районе о назначении пенсии по старости. Однако решением № 15 от 19.08.2011 года ему было отказано из-за отсутствия требуемого стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. В специальный стаж в связи с педагогической деятельностью не включен период прохождения военной службы по призыву в составе Вооружённых Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды работы на выборных и ответственных должностях в руководящих органах Елецкой городской комсомольской организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Считая данное решение незаконным и необоснованным, просил признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву в составе Вооружённых Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды работы на выборных и ответственных должностях в комсомольских органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В судебном заседании истец Пономарев А.Ю. уточнил заявленные исковые по изложенным в иске основаниям. Просил суд признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 15.08.2011 г., включив в специальный стаж период прохождения военной службы по призыву в составе Вооружённых Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды работы на выборных и ответственных должностях в комсомольских органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 действовало до 01.10.1993г.. Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Елецком районе Панкова Н.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования Пономарева А.Ю. не признала и пояснила, что 15.08.2011 г. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью обратился Пономарев А.Ю. Согласно трудовой книжке в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в должности заместителя директора по воспитательной работе на ставку заработной платы. Согласно справке от 22.04.2011 г. № 28, выданной отделом по г. Ельцу и Елецкому району военного комиссариата Липецкой области, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пономарев А.Ю. проходил военную службу по призыву. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности секретаря комитета комсомола ............., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности инструктора идеологического отдела ............., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности секретаря по работе с учащейся молодежью, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности второго секретаря ............., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности второго секретаря горкома РСМ. В соответствии с пп. «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. В соответствии с пп. «а» п. 1 указанного Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. Однако, в соответствии с п. 4 вышеназванного постановления, время работы, указанной в п. 1 настоящего Постановления, засчитывается в стаж работы по специальное ги при условии, если не менее 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на эту пенсию. С 01.10.1993 г. постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 утратило силу на территории Российской Федерации. Из представленной трудовой книжки усматривается, что на момент отмены данного постановления заявитель не выработал 2/3 педагогического стажа. Действующее в настоящее время законодательство не предусматривает включения периода военной службы и периодов выборной и другой ответственной работы партийных и комсомольских органах в стаж на соответствующе видах работ. Таким образом, стаж истца на соответствующих видах работ в связи с осуществлением педагогической деятельности на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости составляет 16 лет 11 месяцев 17 дней. Просила в иске отказать. Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Пономарева А.Ю. обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего. Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом. Статьей 55 закона РФ «Об образовании» гарантировано право на получение пенсии за выслугу лет педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ. В силу подпункта 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Из смысла и содержания указанной статьи следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списках соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых постановлением Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (вступило в действие с 12.11.2002 г.) утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Это единый нормативный документ для реализации прав на досрочное назначение трудовой пенсии, который применяется на всей территории РФ за весь период осуществления педагогической деятельности. При этом при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанным выше постановлением, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ № 173-Ф6, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г.. № 516 (вступило в действие с 23.07.2002 г.). При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового регулирования, т.е. правила и нормы Закона РФ № 340-1 и иные нормативные акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г. Периоды работы после 01.11.1999 г. при назначении досрочных трудовых пенсий по старости оцениваются в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79). В соответствии с п.3 указанного постановления Правила, утвержденные данным постановлением, по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 01.11.1999 г., т.е. при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки). Из пенсионного дела, трудовой книжки истца усматривается, что он ДД.ММ.ГГГГ был утвержден секретарем комитета комсомола ............., ДД.ММ.ГГГГ утвержден инструктором идеологического отдела ............., ДД.ММ.ГГГГ избран секретарем по работе с учащейся молодежью, ДД.ММ.ГГГГ избран вторым секретарем Елецкого горкома ............., ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ избран вторым секретарем горкома ............. ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию, ДД.ММ.ГГГГ принят на должность заместителя директора по воспитательной работе ............. №***, в указанной должности работает до настоящего времени. Согласно справке отдела военного комиссариата Липецкой области по г. Елец и Елецкому району № 44 от 29.08.2011 г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пономарев А.Ю. проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР. На момент обращения Пономарева А.Ю. в УПФР в Елецком районе стаж работы в должности преподавателя общеобразовательной школы составил 16 лет 11 мес. 17 дней Ответчик не включил в педагогический стаж истца период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву и периоды работы на выборных и других ответственных должностях в комсомольских органах на том основании, что Список и Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 (педагоги), такой возможности не предусматривают. Однако в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П «при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 01.01.2002 г. могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования. В постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституционный Суд указал, сославшись на постановление от 24.05.2001 г. и определение от 05.11.2002 г. по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева, что, у граждан приобретших пенсионные права до ведения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права на пенсию. Пунктом 2 статьи Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина. В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. при решении вопроса о назначении лицам, чья трудовая деятельность протекала до вступления в силу указанного постановления, пенсии по выслуге лет, следует руководствоваться Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, а по правоотношениям, возникшим до 06.09.1991 года - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и утратившим силу 1 октября 1993 года. Как видно из материалов дела, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР и периоды выборной и другой ответственной работы в комсомольских органах, в отношении которых возник спор, имели место до 6 октября 1993 года. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ применялся Перечень учреждений и должностей, утвержденный Постановлением совета министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работником просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в стаж учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась: а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Таким образом, до вступления в силу постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с принятием которого служба в Вооруженных Силах СССР и ) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах перестали включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение спорного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. На основании ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Законность требований Пономарева А.Ю. подтверждена и в определениях Конституционного Суда РФ от 20.11.2008 № 869-O-O и от 25.12.2008 № 1056- О-О. Конституционно-правовой смысл, выявленный в указанных определениях согласно которой лица, не имевшие право на зачет соответствующих периодов деятельности в рамках постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, не могут рассчитывать на его включение в указанный стаж, сводится к подтверждению гарантии права гражданина, осуществлявшего до 05.09.1991 г. функции, предусмотренные п. 1 «Положения о порядке исчисления стала для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, на зачет в его специальный стаж периодов их осуществления независимо от времени обращения за назначением пенсии. Принимая во внимание, что в указанный период действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР ) и выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, а также положения ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ по своему смыслу, предполагающие правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды работы на выборных и ответственных должностях в комсомольских органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, относящиеся к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В силу п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, дающим безусловное право на пенсию (Перечень предусмотрен приложением к Постановлению Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397). Из материалов настоящего дела следует, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в УПФР в ............. его специальный стаж в должностях, дающих безусловное право на досрочную трудовую пенсию по старости как педагогическому работнику, составлял 16 лет 11 мес. 17 дней. Для назначения досрочной трудовой пенсии Пономареву А.Ю. необходим педагогический стаж 25 лет. Таким образом, условие о наличии не менее 2/3 стажа ( 16 лет 8 мес.), требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, соблюдено. С учетом засчитанного судом периода педагогический стаж Пономарева А.Ю. на момент обращения в УПФР в Елецком районе (15.08.2011 г.) составлял необходимые 25 лет. Согласно ст. 19 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" пенсия назначается с момента подачи заявления о назначении пенсии, но не ранее наступления на нее права. Оценив все полученные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что за Пономаревым А.Ю. необходимо признать право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 15.08.2011 года (дня подачи заявления в УПФР в Елецком районе). На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать за Пономаревым ФИО8 с 15.08.2011 г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в стаж для назначения указанной пенсии период прохождения военной службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы на выборных и ответственных должностях в комсомольских органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря комитета комсомола ............., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инструктора идеологического отдела ............., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности секретаря по работе с учащейся молодежью, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго секретаря ............., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности второго секретаря горкома .............. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней. Председательствующий: Р.В. Гольтяева Мотивированное решение изготовлено 2. 11.2011