решение по иску прокурора г. Ельца в интересах Комаровой о признании права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка



Дело №***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В.

при секретаре: Орловой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №*** по иску прокурора г. Ельца в интересах несовершеннолетней Комаровой ФИО11 и ее законного представителя Комаровой ФИО12 к Управлению социальной защиты населения г. Ельца, ГУ – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Ельца обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней Комаровой М.Д. и ее законного представителя Комаровой Т.А. к Управлению социальной защиты населения г. Ельца, ГУ – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка. Требование иска мотивировано тем, что Комарова Т.А. в связи с рождением дочери Комаровой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, 24.06.2011 г. обратилась в УСЗН администрации г. Ельца с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, приложив необходимые документы, включая нотариально заверенную копию справки о рождении ребенка Комаровой М.Д. Кроме того, Комарова Т.А. письменно пояснила начальнику УСЗН администрации г. Ельца, что оригинал справки о рождении ребенка (форма № 24) она не может представить по причине утраты справки в штабе войсковой части № 33877, где проходил службу ее супруг Комаров Д.А. 28.07.2011 г. Комарова Т.А. получила письменный отказ в назначении единовременного пособия при рождении ребенка по причине непредоставления оригинала справки о рождении ребенка. Данный отказ был подкреплен ответом, присланным в адрес УСЗН администрации г. Ельца управляющим ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ Подгорным В.М. В нем руководитель ссылается на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» и указывает, что для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляется оригинал справки о рождении ребенка. Вместе с тем действующее законодательство РФ приравнивает нотариально удостоверенную копию документа к оригиналу. Таким образом, Комарова Т.А. приобрела право на получение единовременного пособия при рождении ребенка Комаровой М.Д., предусмотренное Конституцией РФ и Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». На основании изложенного просил признать за Комаровой Т.А. право на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка Комаровой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

14 октября 2011 г. от прокурора г. Ельца в адрес суда поступило заявление об увеличении исковых требований, согласно которому истице в связи с отказом УСЗН администрации г. Ельца в назначении и выплате единовременного пособия при рождении ребенка, неоднократным отказом в принятии соответствующих документов и заявлений и необходимостью постоянно брать новые справки в N... для назначения данного пособия, отсутствием достаточной информации в УСЗН о назначении единовременного пособия при рождении ребенка был причинен моральный вред, который выразился в нравственных страданиях, испытываемых истицей Комаровой Т.А., поскольку она не могла реализовать принадлежащее ей конституционное право на получение пособия, нуждалась в денежных средствах на содержание ребенка, не работая, имея супруга, проходящего службу в армии, вынуждена была многократно приезжать в УСЗН администрации г. Ельца с малолетним ребенком на руках с документами на пособие и длительное время безрезультатно находиться там. Просил помимо признания за Комаровой Т.А. права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка Комаровой М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дополнительно взыскать с УСЗН администрации г. Ельца в пользу Комаровой Т.А. компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

Определением Елецкого городского суда от 17 октября 2011 года к производству суда принято заявление прокурора г. Ельца в интересах несовершеннолетней Комаровой ФИО13 и ее законного представителя Комаровой ФИО14 об увеличении исковых требований к Управлению социальной защиты населения г. Ельца, ГУ – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ о компенсации морального вреда.

Определением Елецкого городского суда от 08 ноября 2011 года производство по делу в части компенсации морального вреда прекращено в связи отказом истца Комаровой Т.А. от иска в указанной части.

В судебном заседании помощник прокурора г. Ельца Каширина О.Н. и истица Комарова Т.А. поддержали заявленные исковые требования о признании права на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представители ответчика Управления социальной защиты населения администрации г. Ельца Мухина Е.А. и Радина А.А., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. Согласно п. 27 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы). В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего. В случае, если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего. 24.06.2011 г. в управление социальной защиты населения администрации города Ельца с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка обратилась Комарова Т.А., безработная. По предоставленным документам отец ребенка (Комаровой ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) Комаров ФИО16 с 07.07.2010 г. проходит военную службу по призыву в войсковой части 33877. В соответствии с п. 28 вышеуказанного Приказа Минздравсоцразвития РФ для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляются документы, в том числе справка о рождении ребенка (детей), выданная органами записи актов гражданского состояния. В документах, предоставленных Комаровой Т.А., отсутствовала указанная справка, но была приложена нотариально заверенная копия данной справки. Управлением социальной защиты населения не оспаривался факт тождественности оригинала справки и нотариально заверенной копии. Однако данная справка формы № 24 носит одноразовый характер и необходима только для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, следовательно, должна была быть представлена в оригинале. В связи с этим, управлением был сделан запрос в Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования (исх. № 1563 от 29.06.2011 г.) о возможности назначения единовременного пособия при рождении ребенка Комаровой Т.А. по представленным документам, о чем она была извещена. Руководствуясь ответом ГУ ЛРО ФСС РФ, управлением было принято решение об отказе в выплате единовременного пособия при рождении ребенка Комаровой Т.А., о чем она и была уведомлена. Просили в иске отказать.

Представитель ответчика ГУ – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в деле имеется заявление о рассмотрении гражданского дело в отсутствие представителя ГУ – Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ. Кроме того, письменно пояснил, что 26.06.2011 года в отделение обратился начальник управления социальной защиты населения администрации г. Ельца Окунева С.В. с просьбой рассмотреть вопрос выплаты Комаровой Т.А. единовременного пособия при рождении ребенка. Из предоставленных к рассмотрению документов усматривается, что заявитель не имеет возможности представить оригинал справки о рождении ребенка по форме 24. Согласно п. 28 приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей», закреплено, что для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка представляется оригинал справки о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния. В связи с изложенным региональным отделением было рекомендовано управлению социальной защиты населения администрации г. Ельца самостоятельно принять соответствующее решение по данному вопросу, поскольку Фонд социального страхования РФ не принимает решения по выплате государственных пособий. Законодательством не запрещено представлять дубликаты справок, выданных органами загса, а также нотариально заверенных копий оригинала справок. В связи с изложенным, региональное отделение не видит причин отказа в выплате Комаровой Т.А. единовременного пособия при рождении ребенка.

Выслушав стороны, исследовав материалы в совокупности с имеющимися и собранными доказательствами, суд находит исковые требования прокурора г. Ельца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

Российская Федерация, как указывается в статье 7 (часть1) Конституции Российской Федерации, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Осуществление целей социального государства Конституция Российской Федерации связывает с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты (статья7, часть 2).

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, по инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение вклю­чает и право на назначение и получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям.

Согласно статье71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (пункт"в"), установление основ федеральной политики в области социального развития (пункт "е"). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации, а в сфере совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья76, части1 и 2, Конституции Российской Федерации).

По смыслу указанных конституционных положений, федеральный законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять механизм реализации этих законов, в том числе степень и формы участия в ней органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.7 Федерального закона от 16 июля 1999года №165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" материнство является одним из видов социального страхового риска или же предполагаемым событием, влекущим изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

В статье8 перечислены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. При наступлении страхового случая - материнства - установлены следующие виды страхового обеспечения: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изменениями от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 22 декабря 2005 г., 5 декабря 2006 г., 25 октября 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 24 июля 2009 г., 7 марта 2011 г.) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных статьей 3 указанного Федерального закона является единовременное пособие при рождении ребенка.

Порядок назначения и выплаты указанного государственного пособия устанавливается Правительством Российской Федерации в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

Статья 4 названного Закона предусматривает, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка.

В силу статьи 11 Федерального закона № 81-ФЗ право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

Из материалов настоящего дела следует, что 24.06.2011г. истица обратилась в УСЗН администрации г.Ельца с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка, приложив необходимые документы, включая нотариально заверенную копию справки о рождении ребенка Комаровой М.Д. .

Кроме того, Комарова Т.А. письменно пояснила в УСЗН администрации г. Ельца, что оригинал справки о рождении ребенка (форма № 24) она не может представить по причине утраты этой справки в штабе войсковой части №***, где проходил службу ее супруг Комаров Д.А..

Так как перечень документов, необходимых для назначения единовременного пособия не предусматривает предоставление нотариально заверенной копии справки о рождении ребенка, 29.06.2011г. УСЗН администрации г.Ельца был направлен запрос № 1563 управляющему Липецким региональным Фондом социального страхования с просьбой дать консультацию о возможности назначения пособия в сложившейся правовой ситуации.

1 июля 2011 г. Комаровой Т.А. было письменно сообщено (письмо № 1582 от 01.07.2011г.), что в представленных ею документах отсутствует справка о рождении ребенка, имеется только копия. Однако УСЗН сделан запрос в Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования о возможности назначения Комаровой Т.А. единовременного пособия при рождении ребенка на основании имеющихся документов.

28.07.2011г. Комарова Т.А. получила письменный отказ в назначении единовременного пособия при рождении ребенка по причине непредоставления оригинала справки о рождении ребенка.

В судебном заседании истица пояснила, что не имеет возможности представить ответчику подлинник справки о рождении ребенка, так как она отправила эту справку по запросу в штаб войсковой части №***, где проходил службу ее супруг Комаров Д.А. для того, чтобы его отпустили в отпуск после рождения ребенка. Впоследствии справка о рождении ребенка войсковой части была утрачена.

Анализ действующего законодательства и конкретной правовой ситуации позволяет суду сделать вывод о возможности удовлетворения исковых требований.

Основанием для выплаты данного пособия является справка о рождении ребенка, выданная органами записи актов гражданского состояния (подлинника), и другие документы, предусмотренные Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В силу п. 22 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей для назначения выплаты единовременного пособия при рождении ребенка предоставляются: заявление о назначении этого пособия; справка о рождении ребенка, выданная органами загса; дополнительно представляется справка с места работы (службы, учебы) другого родителя о том, что такое и пособие не назначалось, выписки из трудовых книжек, военного билета или другого документа о последнем месте работы( службы, учебы), заверенные в надлежащем порядке.

Таким образом, истица вместе со всеми документами необходимыми для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка должна была представить оригинал справки о рождении ребенка.

Вместе с тем, действующее законодательство РФ приравнивает нотариально удостоверенную копию документа к оригиналу.

Так на основании ст. 77 Основ законодательства о нотариате нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них, выданных органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, юридическими лицами, а также гражданами при условии, что эти документы не противоречат законодательным актам Российской Федерации.

В силу п. 1.5. Методических рекомендаций по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них (утв. Правлением Федеральной нотариальной палаты. Протокол 03/03 заседания Правления ФНП от 26-27 марта 2003 г.) нотариус, свидетельствуя верность копии, подтверждает факт тождественности текста и реквизитов копии тексту и реквизитам оригинала.

Таким образом, предоставленная истицей нотариально заверенная копия справки о рождении ребенка не вызывает сомнения в ее подлинности.

Принимая во внимание, что в судебном заседании установлен факт утраты оригинала справки о рождении Комаровой М.Д. по независящим от истицы причинам, а выдача ЗАГСом дубликата такой справки не предусмотрена действующим законодательством, то, по мнению суда, в данном конкретном случае в интересах несовершеннолетней Комаровой М.Д. и ее матери Комаровой Т.А. необходимо принять для назначения единовременного пособия нотариально заверенную копию справки о рождении ребенка.

Пунктом2 статьи12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", статьей 7 Федерального закона от 19 мая 1995года N81-ФЗ и пунктом9 Положения предусмотрено, что выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Учитывая позицию ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования, согласно которой региональное отделение не видит причин отказа в выплате Комаровой Т.А. единовременного пособия при рождении ребенка, суд находит, что исковые требования Комаровой Т.А. о признании за ней права на получение единовременного пособия при рождении ребенка подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Комаровой ФИО17 право на назначение и выплату единовременного пособия при рождении ребенка- дочери Комаровой ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Р.В. Гольтяева

Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2011 года.