решение по иску Чернышева к УПФР в г. Ельце о взыскании материального ущерба, причиненного изъятием социальной доплаты к пенсии



Дело №***

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи: Гольтяевой Р.В.

при секретаре: Орловой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело по иску Чернышева ФИО9 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о взыскании материального ущерба, причиненного изъятием социальной доплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Чернышев И.С. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о взыскании материального ущерба, причиненного изъятием социальной доплаты к пенсии, мотивируя свои требования тем, что, являясь пенсионером членом летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, на основании ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001 г., он имеет право на дополнительную социальную доплату к пенсии. Но ответчик с 1 февраля 2011 г. изъял ранее выданную социальную доплату в размере 2233 руб., так как в январе 2011г. доплата составляла 4566 руб. 88 коп., а с 1 февраля 2011г. она стала равна 2333 руб. 03. коп.. Согласно Постановлению Правления ПФ РФ от 18.08.2010г. № 209п среднемесячная заработная плата в стране была установлена в размере 9369 руб. 23 коп., и Пенсионный Фонд в г. Ельце был обязан произвести доплату в размере 2333 руб. 03коп.. Однако Пенсионный Фонд не только не доплатил, но и изъял социальную доплату в размере 2233 рубля и причинил материальный ущерб за 8 месяцев в размере 55192 рубля. Считая действия ГУ УПФР в г.Ельце незаконными, просил суд взыскать с ответчика причиненный материальный ущерб в сумме 55192 рубля.

В судебном заседании 22 ноября 2011 года Чернышев И.С. заявленные исковые требования уточнил, просил суд взыскать с ГУ УПФР в г.Ельце причиненный изъятием социальной доплаты материальный ущерб в сумме 55100 рублей. При этом суду пояснил, что ответчик был обязан с 1 февраля 2011г. доплатить ему социальную доплату в размере 2333 руб. 03 коп. к ранее назначенной ( 4566 руб. 88 коп. + 2333 руб. 03. коп.), но Пенсионный Фонд не только не доплатил, но и изъял ранее выплаченную социальную доплату в размере 4566 руб. 88 коп., а вместо изъятой стал выплачивать 2333 руб. 03 коп.. С 1 мая 2011г. социальную доплату Пенсионный Фонд снова изъял и стал выплачивать вместо изъятой социальной доплаты - 6584 руб. 88 коп. В результате незаконных действий, истцу причинен материальный ущерб в размере 55 100 рублей: 4566 руб. 88 коп. х 9 мес.( с февраля по октябрь) = 41.101 рублей и 2333 руб. 03. коп. х 6мес.( с мая по октябрь) = 13.999 рублей. Итого 41.101. + 13.999. = 55.100 руб. При этом истец полагал, что назначаемая ежеквартально социальная доплата должна суммироваться к ранее назначенной социальной доплате.

Представители ответчика ГУ УПФ РФ в г. Ельце Каширская Н.Н. и Вылежанина Ю.В., действующие на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признали. При этом Каширская Н.Н. пояснила по существу иска, что суммирование назначаемых ежеквартально социальных доплат к трудовой пенсии как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Законом РФ от 27.11.2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» указанным законом не предусмотрено.Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в ПФР. Статьей 2 Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ установлено, что отношение среднемесячной суммы страховых износов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально с 1 февраля, с 1 мая, 1 августа, 1 ноября и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии. Данный Федеральный закон не устанавливает конкретный размер указанного отношения. Его величина может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных работодателями по дополнительному тарифу. Для этого законодатель ввел понятие «корректировка» размера доплаты к пенсии. Никаких изъятий социальных доплат у Чернышева И.С. ГУ УПФР в г.Ельце не производилось. Все выплаты назначены в строгом в соответствии с законом. Позиция истца основана на неверном толковании закона. На основании вышеизложенного представители ответчика просили отказать Чернышеву И.С. в иске.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, материалы пенсионного дела суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Чернышева И.С..

При этом суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям федерального законодателя. Располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, федеральный законодатель вправе осуществлять выбор конкретных мер социальной защиты, устанавливать круг лиц, имеющих на них право, порядок и условия их предоставления.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В целях реализации названных конституционных положений Федеральным законом от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» предусмотрено дополнительное социальное обеспечение для членов летных экипажей гражданской авиации в виде ежемесячной доплаты к пенсии.

В силу ст.6 ФЗ №155-ФЗ от 27.11.2001т. указанные взносы, уплачиваемые работодателями, учитываются в целом по Российской Федерации на отдельном централизованном счете Пенсионного фонда РФ.

Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин и выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии. Выплата приостанавливается при условии, если пенсионер был принят на соответствующую работу.

Судом установлено, что Чернышев И.С. с 01.01.2002г. является получателем пенсии по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации в соответствии с Федеральным законом РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г..

Согласно ст.1 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. Данные средства (взносы) направляют работодатели, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения. В Законе № 155-ФЗ от 27.11.2001г. закреплены условия, порядок назначения и финансирования расходов на выплату доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в ПФР. Таким образом, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.

В судебном заседании установлено и никем не оспаривалось, что Чернышев И.С. имеет право на получение ежемесячной доплаты к пенсии на основании вышеприведенного закона.

Поскольку вышеуказанные требования для назначения доплаты к пенсии у Чернышева И.С. уже были выполнены на дату вступления в силу Закона РФ от 27.11.2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», то доплата к пенсии Чернышева И.С. была назначена с 30.11.2001г.

В силу ст. 2 Закона № 155-ФЗ размер доплаты к пенсии определяется исходя из среднемесячной заработной платы в стране, утверждаемой Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной службы государственной статистики, путем умножения размера среднемесячной заработной платы в стране на отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период, на коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется пенсия, и на отношение среднемесячной суммы взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода.

Таким образом, размер доплаты к пенсии, исчисленный по нормам Федерального закона от 27.11.2001г., напрямую зависит от продолжительности выслуги, среднемесячной заработной платы получателя доплаты к пенсии за период льготной работы, среднемесячной заработной платы в стране, отношения среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии.

Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.

Размер доплаты к пенсии, исчисленный по нормам Федерального закона от 27.11.2001г., напрямую зависит от продолжительности выслуги, среднемесячной заработной платы получателя доплаты к пенсии за период льготной работы, среднемесячной заработной платы в стране, отношения среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд РФ от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии.

Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" не устанавливает конкретный размер доплат, и его величина может меняться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, в зависимости от суммы страховых взносов, уплаченных работодателями по дополнительному тарифу.

При этом согласно статьи 2 Федерального закона от 27.11.2001 № 155-ФЗ отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально с 1 февраля, с 1 мая, 1 августа, 1 ноября и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.

Постановлением Правления ПФ РФ от 28.10.2010г. № 299п величина отношения, учитываемая при определении размера доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с ФЗ №155-ФЗ от 27.11.2001г. на период с 1 ноября 2010г. по 31 января 2011г. была установлена в размере 0,232001769, соответственно доплата к пенсии в размере 4566, 88 руб. (9369,23 х 3,5661 х 0,59 х 0,232001769, где 9369,23 -среднемесячная заработная плата в стране, применяемая для целей исчисления размера доплаты, утвержденная Постановлением Правления ПФ РФ №256 от 07.04.2011 года, 3,561-отношение среднемесячного заработка Чернышева И.С. за время летной работы к среднемесячной зарплате в стране за тот же период, 0,59-стажевый коэффициент за 29 лет выслуги).

Постановлением Правления ПФ РФ от 26.01.2011 года №14п величина отношения, учитываемая при определении размера доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с ФЗ №155-ФЗ от 27.11.2001г., на период с февраля по апрель 2011 года установлена в размере 0,118520297. Доплата к пенсии Чернышеву И.О. как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации установлена в размере 2333,07 руб.(9369,23 руб. х 3,561х0,59х 0,118520297).

В силу Постановления ПФ РФ№118п от 27.04.2011г. ежемесячная доплата к пенсии Чернышеву И.С., как члену летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, с 1 мая по 31 июля 2011г. была назначена в размере 6584,38руб. (10474,80х3,561х0,59х 0,299188478).

Согласно Постановлению ПФ РФ №209п от 19.07.2011г. с 1 августа по октябрь 2011г. доплата к пенсии Чернышеву И.С. составила 5798,33 руб.( 10474,80 руб. х 3,561 х 0,59 х 0,263471367 ).

Из анализа данных о выплатах, назначенных Чернышеву И.С. (с 1 ноября 2010г. в размере 4566,88 руб., с 1 февраля 2011г. в размере 2333.03 руб., с 1 мая 2011г. в размере 6584,38руб., с 1 октября 2011г. в размере 5798,33руб.), усматривается, что производимые Чернышеву И.С. доплаты к пенсии меняются в связи с изменением корректирующего коэффициента как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, поскольку размер данного коэффициента напрямую зависит от суммы взносов, уплаченных работодателем, количества получателей такой доплаты. Произвольно размер корректирующего коэффициента не устанавливается.

Чернышев И.С. в судебном заседании не оспаривал правильность производства расчетов и применения соответствующих коэффициентов. Он оспаривал сам принцип начисления доплат, а именно то обстоятельство, что начисленная доплата с 1 числа каждого квартала не может быть в следующем квартале «изъята» или отменена, полагая при этом, что начисляемая ежеквартально социальная доплата должна суммироваться к начисленным в предыдущих кварталах. Изъятие же ранее начисленной доплаты, по его мнению, противоречит Конституции РФ.

Между тем, проанализировав действующее законодательство в совокупности с материалами настоящего дела, суд приходит к выводу, что указанная правовая позиция истца основана на ошибочном толковании норм права.

Суммирование начисленных в каждом квартале социальных доплат законодательством не предусмотрено.

Механизм определения размера доплаты к пенсии, закрепленный положениями статьи 2 Федерального Закона РФ от 27.11.2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» также являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ по жалобе граждан Левандовского И.А. и Припахайло В.А. на нарушение их конституционных прав. В Определении КС №379-0-0 от 05.03.2009 года об отказе в принятии к рассмотрению жалобы указано, что дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, имея под собой страховую основу, тем не менее, в отличие от обязательного пенсионного страхования, не предполагает государственной гарантированности сохранения определенного размера доплаты к пенсии посредством предоставления Пенсионному фонду РФ дотаций из федерального бюджета, установления субсидиарной ответственности государства по обязательствам, возникшим перед пенсионерами - получателями такой доплаты. Поэтому федеральный законодатель, вводя систему дополнительного социального обеспечения членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, вправе исходя из ее правовой природы и особенностей финансирования предусмотреть такой механизм исчисления и перерасчета доплаты к пенсии, который предполагал бы зависимость ее размера от фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда РФ на эти цели сумм взносов от работодателей, использующих труд данной категории работников. Конституционный суд указал, что подобный механизм определения размера доплаты к пенсии, закрепленный оспариваемыми положениями статьи2 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", сам по себе не может рассматриваться как нарушающий конституционные права граждан - получателей указанных выплат.

Таким образом, конституционное право Чернышева И.С. вследствие ежеквартального изменения размера доплаты как члену летного экипажа воздушных судов гражданской авиации не нарушено.

Факта изъятия в феврале 2011г. начисленной с 1 ноября 2010г. доплаты к пенсии Чернышева И.С. в размере 4566 руб. 88 коп. и факта изъятия в мае 2011г. начисленной доплаты с 1 февраля 2011г. в размере 2333 руб. 03 коп. судом установлено не было. Следовательно не было причинено истцу и материального ущерба действиями ГУ УПФР в г.Ельце.

Аналогичный вопрос разрешался Елецким городским судом по иску Чернышева И.С. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ельце о взыскании материального ущерба за три месяца в размере 19753 рубля, причиненного изъятием начисленной в мае 2011г. социальной доплаты к пенсии истца в августе 2011г. в размере 6584,38 руб.. Решением Елецкого городского суда от 25 октября 2011г. в удовлетворении исковых требований Чернышеву И.С отказано.

Суд рассмотрел дело в рамках заявленных исковых требований по представленным доказательствам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Чернышеву ФИО10 в иске к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ельце о взыскании материального ущерба, причиненного изъятием социальной доплаты к пенсии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Елецкий городской суд.

Председательствующий Гольтяева Р.В.

Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года.