решение по иску Сажневой о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело №*** г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2011 года г.Елец

Елецкий городской суд Липецкой области в составе

председательствующего судьи Гольтяевой Р.В.

при секретаре Орловой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело по иску Сажневой ФИО5 к ГУ УПФ по г.Ельцу о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сажнева И.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ по г. Ельцу о признании права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что комиссия по пенсионным вопросам ГУ УПФ по г.Ельцу ей отказала в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, не включив в ее педагогический трудовой стаж период работы в должности инструктора по физической культуре детского сада №*** N... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Этот период работы не засчитан в стаж педагогической деятельности, так как списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию в соответствии с пп. 10 и 1 ст.28, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781, данная должность не предусмотрена. Считает, что ее обязанности инструктора по физвоспитанию соответствуют должности руководителя физического воспитания образовательного учреждения. Кроме того в специальный стаж не засчитан период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании вышеизложенного просила суд признать незаконным решение УПФР в г.Ельце от 25.10.2010г. № 766, признать за ней с 24.09.2010г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, включив в специальный стаж спорные периоды и обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность.

В судебном заседании истица Сажнева И.И. свои исковые требования уточнила и просила суд отождествить занимаемую ею должность инструктора по физическому воспитанию с должностью руководителя физического воспитания, предусмотренную Списком должностей, дающих право на досрочную пенсию, засчитав в педагогический стаж периоды работы в должности инструктора по физической культуре детского сада №*** N... с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Ельцу по доверенности Ермакова Т.Ю., исковые требования Сажневой И.И. не признала и пояснила, что истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, так как у нее нет необходимого для назначения пенсии стажа педагогической деятельности. Периоды работы в должности инструктора по физическому воспитанию не может быть засчитаны в специальный стаж, так как указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проанализировав ситуацию с правовой точки зрения, суд находит исковые требования Сажневой И.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При этом суд исходит из следующего:

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.

Сажнева И.И. обратилась в ГУ УПФ в г.Ельце по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости, полагая, что на дату обращения она выработала необходимый для назначения пенсии 25-летний стаж педагогической деятельности.

В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2002 г. досрочная трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.7 названного Федерального Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от возраста.

Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций ), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов трудовой деятельности и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В силу ст. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Согласно п. 3 названной статьи в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

По смыслу ст.ст. 1, 3, 10, 27, 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение досрочной трудовой пенсии по старости законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно, и0з смысла и содержания п. 10 ст. 28 названного закона следует, что право на назначение досрочной трудовой пенсии возникает у лица, если оно не менее 25 лет осуществляло педагогическую деятельность в должности (специальности) и в учреждении (организации), которые указаны в Списке соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждённых постановлением Правительства РФ.

Анализируя упомянутые правовые нормы, суд находит, что законодателем предусмотрены право или обязанность Правительства РФ только при необходимости ( п.п 3 п.1 ст. 28) определять Список соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, правила исчисления периодов работы и назначения пенсий. По мнению суда, из смысла названной правовой нормы следует, что Правительство РФ наделено полномочиями утверждать вспомогательные (подзаконные) нормативные акты, которые в силу действующего законодательства разъясняли бы порядок и правила применения тех или иных правовых документов во взаимодействии и взаимосвязи с Федеральным законом, но не противоречили бы ему.

Из пенсионного дела Сажневой ( до замужества Лимоновой ) И.И. усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности инструктора по физической культуре детского сада №*** N....

Суд не может согласиться с доводом ответчика, согласно которого данный период не может быть засчитан в льготный стаж, так как должность «инструктор по физическому воспитанию» не предусмотрена Списком. При этом суд исходит из того, что неверное указание в трудовой книжке истицы наименования занимаемой ею должности не может лишить ее права на пенсионное обеспечение как педагогического работника, принимая во внимание то обстоятельство, что в указанный период времени истица выполняла трудовые функции непосредственно относящиеся к педагогической деятельности, фактически работая руководителем физического воспитания детского дошкольного учреждения, т.е. в должности, предусмотренной Списком.

Доводы истицы о том, что она фактически работала в должности «руководителя физического воспитания» и осуществляла педагогическую деятельность подтверждают приобщенные к материалам дела письменные доказательства: приказ №*** от ДД.ММ.ГГГГ по МДОУ «Детский саN... ............. о присвоении истице в числе других воспитателей второй квалификационной категории.

Достоверность осуществления истицей функциональных обязанностей руководителя физвоспитания подтверждается при анализе должностных инструкций руководителя физического воспитания образовательного учреждения МОУ СОШ №*** N... и должностных обязанностей, выполняемых непосредственно истицей согласно ее должностной инструкции. Обязанности практически идентичны.

Судом установлено, что в период работы инструктором по физической культуре Сажнева И.И. одновременно исполняла и обязанности воспитателя, при этом проходила аттестацию сразу по двум должностям: «воспитателя» и «инструктора по физической культуре». Кроме того, у нее, как и у иных педагогических работников, имели место удлиненный отпуск и рабочая неделя - 36 часов.

Суд также учитывает то обстоятельство, что, в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 7 декабря 2000 г. № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года» должность «инструктора по физической культуре» прямо отнесена к должностям, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В соответствии с п. 3 указанного нормативного акта работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела « Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1.- 1.14 «Наименование учреждений» списка, в работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка. Данные положения подзаконного нормативного акта соответствуют действующему законодательству, логически закономерны и обоснованны.

В данном конкретном случае суд приходит к выводу, что имеет место факт работы истицы в должности и учреждении, указанных в п.1 раздела « Наименование должностей» и в п. 1 раздела «Наименование учреждений» Списка..

В определении Конституционного Суда РФ от 6.12.2002 года №310-О указано, что Правительство Российской Федерации обязано учитывать.. . общие принципы пенсионного обеспечения граждан, в частности принцип его всеобщности, а также предписания ст. 15 ч. 1 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В ст. 19 Конституции Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод граждан, независимо.. .от имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениях, а также других обстоятельств». В силу статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации законодатель обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии с частью 3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом лишь в той мере, в какой это соответствует определенным конституционно значимым целям, т.е. пропорционально, соразмерно им.

Право работника на трудовую пенсию не нарушает ничьих прав и свобод, иных конституционно значимых целей, в связи с чем ограничение его не может быть признано соответствующим требованиям части 3 статьи 55 Конституции РФ. Такое ограничение к тому же противоречит принципам социального государства, закрепленным в статье 7 Конституции РФ, в соответствии с которыми политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Ограничение права на пенсию препятствует реализации гражданином конституционного права на пенсионное обеспечение.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В судебном заседании было достоверно установлено, что работая в спорный период в указанной должности и учреждении для детей истица занималась педагогической деятельностью, ее функциональные обязанности были непосредственно связаны с воспитанием и образованием детей. Специальный стаж составил на момент обращения по вопросу назначения пенсии (24.09.2010 г.) необходимые 25 лет.

Таким образом, суд находит исковые требования Сажневой И.И. подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.19 Федерального закона от 17 декабря 2001г.N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее возникновения права на пенсию.

Суд установил, что на момент обращения в ГУ УПФ в г.Ельце по вопросу назначения пенсии истица имела необходимый 25 летний стаж, поэтому досрочная трудовая пенсия должна быть назначена с 24.09.2010г..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сажневой ФИО6 удовлетворить в полном объеме: признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 24.09.2010г., засчитав в стаж для исчисления досрочной трудовой пенсии по старости период работы в должности инструктора по физическому воспитанию детского сада №*** ............. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течении десяти дней.

Председательствующий : Гольтяева Р.В.

Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2011 года