Материал №***
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ N...
Судья Елецкого городского суда Липецкой области Тарасова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ООО ............. зарегистрированного по адресу: N..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурором Елецкого района ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО .............
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ООО ............. осуществляет предпринимательскую деятельность путем эксплуатации автосервисного комплекса (далее Комплекс), состоящего из автостоянки, автомойки, автомастерской и шиномонтажа, расположенных на территории комплекса задний и сооружений по адресу: N... По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в оборудовании указанного Комплекса имелись следующие нарушения в сфере обеспечения безопасности. Здание ремонтных боксов и шиномонтажа не оборудованы системой оповещения и управления людей при пожаре, (п. 3, ППБ 01-03; табл. 2, п.3, НПБ 104-03). Помещения ремонтных боксов и шиномонтажа не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. (п.З, ППБ 01-03; п.4, НПБ 110-03). Руководителем не пройдено обучение по программе противопожарного минимума (п.3, ППБ 01-03; п.32, НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»). На территории предприятия устроены свалки горючих отходов, (п. 32 ППБ 01-03). Не установлен распорядительным документом соответствующий противопожарный режим (п. 15 ППБ 01-03). Помещения ремонтных боксов и шиномонтажа не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), (п. 108 ППБ 01-03). В помещениях ремонтных боксов и шиномонтажа светильники эксплуатируются со снятыми колпаками рассевателями предусмотренные конструкцией светильника, (п. 60, ППБ 01-03). Не разработан план расстановки транспортных средств с описанием очерёдности и порядка их эвакуации в случаи пожара, (п. 356, ППБ 01-03). Таким образом, в деянии ООО ............. прослеживается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, т.е. нарушение требований правил пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.
В судебном заседании представитель ООО ............. - директор ФИО4 вину в совершенном правонарушении признал и объяснил, что помещения ремонтного бокса и шиномонтажа на основании судебного решения являются собственностью ФИО5, по договоренности с которым находятся в безвозмездном пользовании ООО ............. Данные помещения на основании его устного разрешения используют ФИО1 (шиномонтаж) и ФИО2 (ремонтный бокс). При этом не было договоренности о том, что они обязаны оборудовать помещения в соответствии с правилами пожарной безопасности. Все указанные прокуратурой Елецкого района нарушения имеют место и до настоящего времени не устранены. При назначении административного наказания просил учесть, что на территории автостоянки по договору о взаимодействии должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации с лицами, ответственными за хранение транспортных средств на специализированной стоянке и их выдачу, находятся на хранении транспортные средства, пострадавшие в дорожно-транспортных происшествиях.
Заслушав объяснения директора ООО ............. ФИО4, свидетелей ФИО6, ФИО5, ФИО1, ФИО2, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение помощника прокурора ФИО7, полагавшего возможным привлечь ООО ............. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. При этом судья исходит из следующего.
Законом "О пожарной безопасности" в целях единообразного понимания и толкования правил пожарной безопасности установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность; пожар; правила (требования) пожарной безопасности.
Нарушение правил пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.27, 13.28, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей14.35, частью1 статьи15.10, частью 5 статьи 15.27, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Елецкого района Липецкой области, на основании задания прокуратуры области, с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по г. Елец и Елецкому району УГПН ГУ МЧС РФ по Липецкой области, в ООО ............. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечения безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Елецкого района ФИО3 в отношении ............. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4. КоАП РФ.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения, составлено и подписано прокурором Елецкого района, постановление вручено под роспись директору ООО ............. права ему разъяснены, состав административного правонарушения в протоколе расписан, то есть ООО ............. имеет возможность защищать свои права, и знает, в совершении какого административного правонарушения оно обвиняется.
В силу ч. 1. ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пункты 1-6 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяют, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке. На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.).
Согласно ППБ 01-03. п. 15. В каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:
определены и оборудованы места для курения;
определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;
определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
регламентированы:
порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
действия работников при обнаружении пожара;
определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.
Согласно ППБ 01-03. п. 32. На территориях населенных пунктов и организаций не разрешается устраивать свалки горючих отходов.
Согласно ППБ 01-03. п. 60. При эксплуатации действующих электроустановок запрещается:
обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
Согласно ППБ 01-03. п. 108. Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3.
Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.
Согласно ППБ 01-03. п. 356. Для помещений хранения транспорта в количестве более 25 ед. должен быть разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара.
Приказ МЧС РФ от 20 июня 2003 г. N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)" (с изменениями от 7 февраля 2008 г.) устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях (далее - зданиях).
Согласно НПБ 104-03. п. 3.1. Оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией:
подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей;
трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;
трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию;
размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации;
включением эвакуационных знаков безопасности;
связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения.
Приказ МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)" устанавливает основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС)*.
Согласно НПБ 110-03. п. 4. в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений:
- с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.);
- венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и др. помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы;
- категории В4 и Д по пожарной опасности;
Приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007г. N645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"
(с изменениями от 27 января 2009 г., 22 июня 2010 г.) устанавливает требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций*.
Согласно п. 32 НПБ обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
В судебном заседании установлено, что нарушения требований норм и правил пожарной безопасности, отраженные в постановлении прокурора Елецкого района, действительно имеют место на территории автостоянки, ремонтного бокса и бокса шиномонтажа, находящихся в пользовании ООО ............. и на момент рассмотрения дела не устранены.
Тот факт, что в пользовании ООО ............. по адресу: N..., находится автостоянка, ремонтный бокс и бокс шиномонтажа, подтверждается договором аренды земель сельскохозяйственного назначения от ............. г. на срок 20 лет, зарегистрированного в комитете по земельным ресурсам и землеустройству Елецкого района; техническим паспортом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; сообщениями МУП «Елецводоканал» и Елекого участка сбыта электрической энергии объяснениями свидетелей ФИО5, ФИО1, ФИО2, не оспаривался директором ООО ............. ФИО4
Проанализировав вышеизложенные доказательства в совокупности, судья приходит к выводу, что ООО ............. которому на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: N... и в пользовании которого находится автостоянка, ремонтный бокс и бокс шиномонтажа, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку в вышеуказанных объектах имеются следующие нарушения норм и правил пожарной безопасности:
- здание ремонтных боксов и шиномонтажа не оборудованы системой оповещения и управления людей при пожаре, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, табл. 2, п.3 НПБ 104-03;
- помещения ремонтных боксов и шиномонтажа не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, что является нарушением п.3 ППБ 01-03; п.4 НПБ 110-03;
- руководителем не пройдено обучение по программе противопожарного минимума. Что является нарушением п.3 ППБ 01-03; п.32 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»;
- на территории предприятия устроены свалки горючих отходов, что является нарушением п. 32 ППБ 01-03;
- не установлен распорядительным документом соответствующий противопожарный режим, что является нарушением п. 15 ППБ 01-03;
- помещения ремонтных боксов и шиномонтажа не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), что является нарушением п. 108 ППБ 01-03;
- в помещениях ремонтных боксов и шиномонтажа светильники эксплуатируются со снятыми колпаками рассевателями, предусмотренными конструкцией светильника, что является нарушением п. 60 ППБ 01-03;
- не разработан план расстановки транспортных средств с описанием очерёдности и порядка их эвакуации в случаи пожара, что является нарушением п. 356 ППБ 01-03.
Вина ООО ............. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается объяснениями лиц, участвующих в деле, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ1 года, сообщением начальника отдела надзорной деятельности по городу Ельцу и Елецкому району УНД ГУ МЧС России по Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО6
Правонарушение ООО ............. совершило по неосторожности, так как не предвидело возможность наступления вредных последствий своих действий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Административное правонарушение обнаружено ДД.ММ.ГГГГ и согласно ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ООО ............. к административной ответственности не истек.
Учитывая значение превентивных мер в обеспечении пожарной безопасности, законодатель в качестве основной (альтернативной) меры наказания ввел административное приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток по постановлению районного суда.
При назначении наказания судья учитывает, что согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей; учитывает характер совершенного ООО ............. административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность; финансовое и имущественное положение этого юридического лица; отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Также при назначении наказания судья принимает во внимание, что в данном случае при отсутствии первичных средств пожаротушения (огнетушителей), системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утвержденного противопожарного режима, плана расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации в случае пожара, и при наличии на территории автостоянки свалки горючих отходов (автомобильных покрышек) недалеко от такого социально значимого объекта с большим скоплением людей, как автостанция, имеется угроза жизни и здоровью не только работников общества, но и иных лиц.
В связи с вышеизложенным судья считает возможным назначить ООО ............. административное наказание в виде административного приостановления деятельности автостоянки, ремонтного бокса и бокса шиномонтажа.
При этом довод директора ООО ............. ФИО4 о том, что административное приостановление деятельности невозможно ввиду того, что на автостоянке находятся транспортные средства, поврежденные в ДТП и в случае приостановления деятельности автостоянки не будет обеспечена их охрана, не является основанием для назначения иного административного наказания, поскольку директор общества имеет возможность, воспользовавшись услугами эвакуатора, разместить данные транспортные средства на любой иной автостоянке на период устранения нарушений норм и правил пожарной безопасности.
Обсуждая вопрос о сроке административного приостановления деятельности судья принимает во внимание объяснения начальника отдела надзорной деятельности по городу Ельцу и Елецкому району УНД ГУ МЧС России по Липецкой области ФИО6 о необходимых для устранения выявленных нарушений сроках, объяснения директора ООО ............. ФИО4 о финансовом состоянии общества, а также то обстоятельство, что в период с момента выявления указанных нарушений (ДД.ММ.ГГГГ) и до настоящего времени ни одно из выявленных нарушений не устранено в объектах недвижимости, которые в установленном законом порядке в эксплуатацию не сдавались и право собственности на которые не зарегистрировано.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 29.9- 29.11, 30.1 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО ............. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности автостоянки, ремонтного бокса и бокса шиномонтажа, находящихся в пользовании ООО ............. и расположенных по адресу: N... сроком на 40 суток, исчисляя начало срока с 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ, окончание срока приостановления деятельности: 12 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: И.Н. Тарасова.