1-177/2012 убийство (по обвинению Микаилова А.Р.)



№1-177

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.о. Электросталь 31 июля 2012 года

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Блинковой С.А.

с участием

государственного обвинителя – старшего помощника Электростальского городского прокурора Дегтеревой С.В.

подсудимого Микаилова А.Р.

защитника адвоката Ганичева С.Г., представившего удостоверение ордер

при секретаре судебного заседания Гусаровой О.Е.

рассмотрел в судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

МИКАИЛОВА А.Р.

ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного <адрес>, ранее не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.105 УК РФ

У С Т А Н О В И Л:

Микаилов А.Р. виновен в совершении убийства, то есть умышленном причинении смерти другому человеку.

Преступление совершено подсудимым при следующих обстоятельствах.

В период времени с 01 часа 00 минут до 4 часов 00 минут 4.09.2011 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, в кв. д. по <адрес>, Микаилов А.Р. в ходе ссоры с находившимся там же Ш.Т.В, из личных неприязненных отношений, умышленно, с целью убийства, нанес Ш.Т.В не менее 5 ударов кухонным ножом, причинив кратковременное расстройство здоровья и расцениваются как ЛЕГКИЙ вред здоровью, а также колото-резаное ранение оценивающиеся как ТЯЖКИЙ вред здоровью. Смерть гр. Ш.Т.В наступила от острого малокровия внутренних органов, развившихся в результате проникающего колото-резаного ранения грудной клетки с повреждениями легкого. Между причинённым тяжким вредом здоровью и наступлением смерти имеется прямая причинная связь.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый Микаилов А.Р. свою вину признал, от дачи показаний отказался, заверил суд в своем раскаянии в содеянном.

В связи с отказом подсудимого от дачи показаний, в судебном заседании были оглашены его показания в ходе предварительного следствия. Так, допрошенный в качестве подозреваемого, в присутствии защитника, Микаилов А.Р. пояснил, что вечером 3.09.2011 года, находясь в квартире д. по <адрес>, он поссорился со своим знакомым по имени Ш.Т.В из-за того, что тот нецензурно выразился в его адрес. Разозлившись на Ш.Т.В, он – Микаилов взял на кухне нож и попытался нанести ему удар, однако находившаяся в квартире М.Н.А. заслонила собой Ш.Т.В, поэтому удар ножом пришелся в ее грудь, после чего она отошла, а он нанес Ш.Т.В ножом примерно 3 удара в область груди, при этом Ш.Т.В пытаясь защититься, хватался за лезвие ножа. Потом нож у него отняла Д.В.Н., случайно при этом порезав ему пальцы, после чего он вызвал «Скорую помощь) (т.

Исследовав доказательства, представленные сторонами, проанализировав показания подсудимого, свидетелей, заключение экспертиз, иные письменные доказательства, суд пришел к выводу о том, что виновность Микаилова А.Р. в совершении преступления в судебном заседании установлена и доказана.

Свидетель Д.В.Н. пояснила в суде, что она проживала вместе с Микаиловым А.Р. в арендуемой ими квартире д. по <адрес>. 31 августа 2011 года к ним приехали гости, которых она знала лишь по именам– М.Н.А. Ш.Т.В Вечером 3.09.2011 года она вместе с приехавшими гостями употребляла спиртные напитки, Мипкаилов же с ними не пил, поскольку был нездоров и вел себя странно. Затем она заснула, проснулась от криков в комнате, увидела, что между Микаиловым и Ш.Т.В происходит ссора, при этом на лице и нижнем белье находившейся там же М.Н.А. были следы крови. Свидетель повела ее в ванную комнату умываться. Крики в комнате усилились и, вбежав в комнату она увидела, что между Ш.Т.В и Микаиловым происходит борьба, при этом в руках у Ш.Т.В находится нож. Микаилов выхватил из его рук нож, она тут же отобрала этот нож и выбросила, после чего ушла из квартиры, а вернувшись, застала в ней сотрудников полиции.

В судебном заседании с согласия сторон были оглашены показания свидетеля М.Н.А., которая на допросе в ходе предварительного следствия пояснила, что она давно знакома с Микаиловым и 1 сентября 2011 года вместе со своим знакомым Ш.Т.В приехала в г. Электросталь в квартиру, которую Микаилов снимал вместе с Д.В.Н.). 3 сентября 2011 года в этой же квартире они все вместе употребили спиртные напитки, после чего она легла спать. Проснулась она от криков Ш.Т.В, который лежал рядом с ней и просил помочь ему, так как у Микаилова в руках нож. В этот момент она увидела в чьей-то руке нож, кто его держал, она понять не смогла, попыталась выхватить его, порезав при этом палец. Потом у нее из груди началось сильное кровотечение, при этом кто нанес ей ранение она не поняла, после чего она потеряла сознание (т.).

Из заключения судебно-медицинского эксперта от 15. 12.2012 года следует, что у гражданки М.Н.А., поступившей в 4 часа 50 минут 4.09.2011 года в хирургическое отделение Электростальской городской больницы, было обнаружено проникающее колото-резаное ранение оценивается как ТЯЖКИЙ вред здоровью (т.).

Как следует из протокола осмотра места происшествия, в 5 часов 30 минут в кв. д. по <адрес>, в ходе обнаружен труп неизвестного мужчины с колото-резаными ранениями грудной клетки. Также в ходе осмотра данной квартиры в ней были обнаружены и изъяты два ножа, предметы одежды (т.).

16.09.2011 года гражданка М.Н.А.. опознала неизвестного мужчину, труп которого был обнаружен в указанной квартире, как Ш.Т.В (т.).

В ходе предварительного следствия изъятые в квартире д. по <адрес> ножи были осмотрены, признаны вещественными доказательствами по делу и направлены на экспертное исследование.

Из заключения эксперта от 10.11.2011 года следует, что на каждом из изъятых ножей обнаружена кровь человека (т.).

Заключением эксперта от 12.12.2011 года установлено, что кровь на ноже произошла от Ш.Т.В кровь на ноже произошла от Микаилова (т.1).

Как следует из заключения судебно-медицинского эксперта от 5.09.2011 года, при освидетельствовании Микаилова на его ладонной поверхности правого пальца правой кисти обнаружена резаная рана (т.

Из заключения судебно-биологической экспертизы от 12.10.2011 года следует, что на смывах с груди, рук, срезах ногтей с правой руки Микаилова А.Р. обнаружена кровь, которая могла произойти от Ш.Т.В (т.

Заключением судебно-медицинского эксперта установлено, что в ходе проведения СМЭ трупа неизвестного мужчины (как впоследствии было установлено Ш.Т.В были установлены следующие телесные повреждения оценивающиеся как ТЯЖКИЙ вред здоровью; а также колото-резаное ранение расцениваются как ЛЕГКИЙ вред здоровью. Смерть гр. Ш.Т.В наступила от острого малокровия внутренних органов, развившихся в результате проникающего колото-резаного ранения грудной клетки с повреждениями легкого. Между причинённым тяжким вредом здоровью и наступлением смерти имеется прямая причинная связь. Данные гистологического исследования позволяют говорить, что после получения тупой травмы грудной клетки пострадавший жил короткий временной промежуток, исчисляемый десятками минут (в пределах часа), в течении которого мог совершать какие-либо активные действия (ходить, говорить и т.п.). Наличие резаных ран на пальцах кистей может свидетельствовать о том, что во время нанесения ударов ножом потерпевший прикрывался или хватал нож руками. Обнаруженная степень концентрации этилового спирта в крови в момент наступления смерти могла обусловить легкую степень опьянения (д.).

Совокупность вышеприведенных доказательств позволила суду прийти к выводу о том, что колото-резаные ранения грудной клетки, от которых наступила смерть потерпевшего Ш.Т.В. наступила в результате умышленных действий именно подсудимого Микаилова А.Р. при обстоятельствах, установленных предварительным следствием.

Данных, которые бы опровергали показания свидетелей, выводы экспертов суду не представлено и в судебном заседании не установлено.

Как следует из протокола явки с повинной от 4.09.2011 года Микаилов А.Р. добровольно указал, что именно он 4.09.2011 года в квартире д. по <адрес> нанес удар ножом в грудь женщине по имени М.Н.А., а затем мужчине по имени Ш.Т.В несколько ударов ножом в область груди, при этом убивать не хотел (т.).

В судебном заседании подсудимый Микаилов А.Р. подтвердил содержание своих показаний на допросе в качестве подозреваемого и протокола явки с повинной.

Учитывая, что показания Микаилова А.Р. были получены с соблюдением всех норм уголовно-процессуального закона, содержание этих показаний, также как и протокола явки с повинной, подтверждены совокупностью иных исследованных доказательств, суд признает показания Микаилова А.Р. в качестве подозреваемого и протокол явки с повинной как доказательства его вины в совершенном им преступлении.

Таким образом, суд считает вину подсудимого Микаилова А.Р. в совершении преступления установленной и доказанной.

Устанавливая мотив и причины совершения преступления, влияющие на юридическую оценку совершенного деяния, а также характер взаимоотношений между подсудимым и потерпевшим, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Проанализировав характер взаимоотношений между подсудимым и потерпевшим, суд пришел к выводу о том, что действия Микаилова А.Р. направленные на причинение смерти Ш.Т.В Т.В. не были совершены в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями потерпевшего. К указанному выводу суд пришел, проанализировав психическое и психологического состояние подсудимого, установленное со слов самого подсудимого Микаилова. Суд не установил, факта издевательства, тяжкого оскорбления со стороны потерпевшего в адрес подсудимого либо факта посягательства потерпевшего на жизнь подсудимого. Не соглашается суд и с позицией защиты о том, что в действиях подсудимого имеются признаки превышения необходимой обороны, поскольку, как следует из показаний подсудимого, приведенных в приговоре, потерпевший пытался закрыться руками от его ударов ножом, выхватить у него орудие преступление и это обстоятельство подтверждается выводами судебно-медицинского эксперта, указавшего в своем заключении о том, что телесные повреждения на кистях рук потерпевшего образовались от того, что тот закрывался руками, защищаясь от наносимых ему ударов либо выхватывая нож. Наличие телесных повреждений на руке у Микаилова обусловлено, как следует из его показаний, действиями Д.В.Н., которая, вырывая нож из его рук, по неосторожности порезала ему пальцы. Поэтому суд пришел к выводу о том, что мотивом совершенного убийства явилась личная неприязнь подсудимого к своему знакомому, возникшая на почве употребления алкоголя и внезапной ссоры с потерпевшим.

Учитывая вышеизложенное, решая вопрос о юридической оценке действий подсудимого, суд считает, что органы предварительного следствия правильно квалифицировали действия Микаилова А.Р. по ч.1 ст.105 УК РФ. Указанная квалификация нашла полное подтверждение в судебном заседании. О том, что умысел подсудимого при нанесении потерпевшего Ш.Т.В телесных повреждений был направлен на причинение смерти последнего, говорит количество и локализация обнаруженных на трупе Ш.Т.В телесных повреждений, а также интенсивность действий подсудимого, установленная материалами дела. Указанное свидетельствует о направленности действий виновного на нарушение функций и анатомической целости жизненно важных органов потерпевшего, следствием которого должна была явиться смерть человека. Совершая противоправные действия в отношении Ш.Т.В. Микаилов А.Р. предвидел возможность причинения смерти и допускал ее наступление.

Заключение комплексной стационарной психолого-психиатрической экспертизы от 23.04.2012 года установлено, что Микаилов А.Р. каким-либо хроническим психическим расстройством, слабоумием либо иным болезненным состоянием психики, которое лишало бы его способности осознавать фактический характер и общественную значимость своих действий и руководить ими в период инкриминируемого ему деяния и деяния, в совершении которого он подозревается, не страдал и не страдает. В настоящее время у него обнаруживается расстройство личности, обусловленное систематическим злоупотреблением алкогольными напитками с формированием психической и физической зависимости от алкоголя, абстинентный синдром… выявленные у Микаилова особенности психики не сопровождаются грубыми расстройствами памяти, интеллекта, мышления, нарушением критических способностей, и не лишали его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в период инкриминируемого ему деяния и деяния, в совершении которого он подозревается… в указанные юридически значимые периоды у Микаилова А.Р. не было признаков какого-либо временного психического расстройства, которое могло бы лишать его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими…. По своему психическому состоянию в настоящее время он также может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания (том№1, ).

У суда нет оснований сомневаться в правильности выводов судебно-психиатрической экспертизы, проведенной квалифицированными специалистами, имевшими возможность в условиях стационара наблюдать и исследовать поведение Микаилова А.Р. Заявления подсудимого о возникавших у него галлюцинациях были известны экспертам, и расценено ими как защитно-установочные. По этим основаниям суд признает подсудимого Микаилова А.Р. вменяемым в отношении совершенного им деяния.

Обсуждая вопрос о назначении наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного Микаиловым А.Р. преступления, обстоятельства его совершения, данные о личности подсудимого, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.

Так, суд учитывает, что совершенное Микаиловым А.Р. преступление относится к категории особо тяжких.

Судом не установлено обстоятельств, отягчающих наказание подсудимого.

Как обстоятельства, смягчающие наказание подсудимого, суд признает его явку с повинной, <данные изъяты>, а также то, что Микаилов А.Р. впервые привлекается к уголовной ответственности, <данные изъяты>.

Суд не установил обстоятельств, предусмотренных ст.64 УК РФ и поэтому назначает наказание в пределах санкции ч.1 ст.105 УК РФ.

Учитывая необходимость соответствия характера и степени общественной опасности совершенного преступления обстоятельствам его совершения, личности виновного, а также учитывая влияние назначаемого наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, преследуя цель предупреждения совершения Микаиловым новых преступлений, руководствуясь принципом социальной справедливости, суд считает необходимым избрать подсудимому наказание, связанное с лишением свободы.

Назначенное наказание в виде лишения свободы, в соответствии с правилами ст.58 УК РФ, Микаилову А.Р. надлежит отбывать в исправительном учреждении строгого режима.

Решая судьбу вещественных доказательств, принимая во внимание, что ходатайство о возвращении личных вещей, признанных вещественными доказательствами от подсудимого не поступило, суд считает необходимым их уничтожить по вступлении приговора в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 299, 300, 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

МИКАИЛОВА А.Р. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Меру пресечения подсудимому в виде содержания под стражей оставить без изменения. Зачесть в срок отбытия наказания время пребывания Микаилова под стражей с 4 сентября 2011 года.

Вещественные доказательства по делу –смыв с ванной, фрагмент покрывала, смыв с кастрюли, смыв со стиральной машины, смыв с двух рук Микаилова, срезы ногтей с двух рук Микаилова, 13 окурков, брюки Микаилова, пиджак Микаилова, трусы Микаилова, тапки – «сланцы» Микаилова, носки Микаилова, футболку из комнаты №1, пододеяльник из комнаты №1, рубашку из ванной, халат из комнаты №1, пододеяльник из комнаты №1, простыня из комнаты №2, полотенце из ванной комнаты, брюки-бриджи из ванной комнаты, шорты из комнаты 1вырез поролона из комнаты № 2, одеяло из комнаты №1, нож №1, нож №2, хранящиеся в камере вещественных доказательств следственного отдела по г.о. Электросталь – уничтожить по вступлении приговора в законную силу.

Приговор может быть обжалован в Московский областной суд в течение 10 дней со дня его провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Осужденный имеет право ходатайствовать о личном участии в рассмотрении кассационной жалобы.

Председательствующий судья Блинкова С.А.