О признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии



Дело № 2 – 1659/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

01 октября 2010 года г. Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шебашовой Е.С., с участием прокурора Щепятковой О.В., при секретаре судебного заседания Агабековой М.М., с участием представителя заявителя Менделеева С.В., представителей Территориальной избирательной комиссии города Электросталь Тугушева А.Н., Козыревой Д.Р., заинтересованного лица Карцова А.А., представителя заинтересованного лица Юпатова С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Закора Игоря Викторовича о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области,

у с т а н о в и л:

Закора И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Электросталь Московской области от 24.08.2010 №72/9 о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области Карцова Андрея Анатольевича.

В заявлении указал, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области, в его округе также зарегистрирован кандидатом Карцов А.А. Считает решение территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области Карцова А.А. незаконным и подлежащим отмене на основании подпунктов «б» и «в» пункта 24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При предоставлении документов на выдвижение и регистрацию в качестве кандидата Карцевым А.А. не были соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях», не был предоставлен первый финансовый отчет кандидата, отсутствуют документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом для уведомления и регистрации кандидата, а в предоставленных документах отсутствуют сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях…», Закона МО «О муниципальных выборах», что является в соответствии с подпунктами «в1» и «в2» пункта 24 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях…» основаниями отказа в регистрации кандидата.

В судебном заседании представитель заявителя Менделеев С.В. поддержал требования, изложенные в заявлении, и пояснил, что считает незаконным решение территориальной избирательной комиссии по следующим основаниям. Кандидатом Карцовым А.А. было нарушено федеральное и региональное законодательство в части предоставления документов, необходимых для регистрации кандидата. Не была предоставлена полная копия паспорта, в избирательную комиссию предоставлены копии лишь двух страниц, которые содержат сведения о кандидате и его регистрации. К финансовому отчету, форма которого установлена Инструкцией, утвержденной Решением Избирательной комиссией Московской области от 12.05.2008 №515, не приложена справка об остатке денежных средств на специальном избирательном счете, заверенная сберегательным банком, что предусмотрено п.6 формы финансового отчета. В самом финансовом отчете отсутствуют реквизиты сберегательного банка, а указан только номер счета. Не представлены сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда. Нарушен порядок выдвижения кандидата в депутаты. Кандидат выдвинут советом регионального отделения, тогда как законодательство (ст.26 Закона Московской области «О муниципальных выборах») обязывает проводить выдвижение кандидатов только съездом или конференцией регионального отделения.

Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Электростали Тугушев А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснил, что решение ТИК от 24.08.2010 г. № 72/9 о регистрации кандидата Карцова А.А. принято в соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Московской области №101\2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области». Кандидатом Карцовым А.А. в избирательную комиссию были поданы необходимые документы, комиссия не установила каких-либо нарушений.

Заинтересованное лицо Карцов А.А. и его представитель по доверенности Юпатов С.Ю. полагали, что решение ТИК законное и обоснованное, просили суд отказать в удовлетворении заявленных Закора И.В. требований.

Выслушав представителя заявителя, представителя Территориальной избирательной комиссии г. Электростали, заинтересованное лицо и его представителя, исследовав представленные документы, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление Закора И.В. удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Решением Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области от 13.07.2010 года №555/85 на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов в Совет депутатов городского округа Электросталь Московской области. Данное решение опубликовано в газете «Официальный вестник» и размещено в сети Интернет на официальном сайте (городского округа Электросталь Московской области www. electrostal. ru.

Карцов А.А. выдвинут кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о.Электросталь Московской области по одномандатному избирательному округу №25 избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия Московской области (решение Совета регионального отделения от 10.08.2010 года № 36\5С).

Документы на выдвижение кандидата, предусмотренные ст.ст.32,33,35 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.ст.22,23,25,26 Закона Московской области №101\2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» были представлены в Территориальную избирательную комиссию г. Электросталь. Документы, которые в соответствии со ст.38 ФЗ №67-ФЗ и ст.28 Закона №101/2006-ОЗ необходимы для регистрации кандидата Карцова А.А., в том числе первый финансовый отчет, были сданы в избирательную комиссию 21.08.2010. Территориальная избирательная комиссия не обнаружила нарушений в представленных документах и приняла решение от 24.08.2010 №72/9 о регистрации Карцова А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о.Электросталь Московской области по одномандатному избирательному округу №25.

Заявитель Закора И.В. также является кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о.Электросталь Московской области по этому же избирательному округу.

В соответствии с пунктом 6 ст. 76 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.

Довод Закора И.В. о нарушении требований к выдвижению кандидата избирательным объединением Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия суд считает необоснованным.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" определено, что решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов региональных отделений политической партии, о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Согласно п. 16 ст. 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном Федеральным законом.

Анализ вышеприведенных положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что полномочиями принятия решения о выдвижении кандидата (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления на уровне регионального отделения политической партии обладает конференция или общее собрание такого отделения, а также при выдвижении кандидата (списка кандидатов) иными структурными подразделениями партии - иной орган подразделения, предусмотренный Уставом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Устава Политической партии "Справедливая Россия", Совет регионального отделения - постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган регионального отделения, осуществляющий в период между конференциями (общими собраниями) регионального отделения руководство деятельностью регионального отделения в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Уставом.

Так, подпунктом 3 пункта 4 статьи 34 Устава Политической партии "Справедливая Россия" предусмотрено, что к исключительной компетенции Совета регионального отделения, являющегося коллегиальным органом структурного подразделения, при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится выдвижение тайным голосованием кандидатов на должность главы и на иные выборные должности муниципальных образований, кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты (члены) представительных органов муниципальных образований в случае, если законом предусмотрено, что перечисленные действия может осуществлять орган, уполномоченный уставом политической партии.

Поскольку федеральным законодательством предусмотрена возможность выдвижения кандидатов (списков в кандидаты) иным органом, предусмотренным уставом политической партии, а Уставом Политической партии "Справедливая Россия" в качестве органа предусмотрен Совет регионального отделения партии, данный орган обладает соответствующими полномочиями по выдвижению кандидатов (списка кандидатов).

Не может быть принят судом как основание к отмене решения территориальной избирательной комиссии г.Электросталь о регистрации кандидата довод Закора И.В. о допущенных нарушениях при предоставлении документов.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона Московской области №101\2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.

Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.

Согласно подпункту "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Согласно подпунктов "в.1" и «в.2» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; и отсутствие в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Кандидатом Карцовым А.А. 19.08.2010 в территориальную избирательную комиссию г.Электростали были представлены предусмотренные п.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.2 ст.23 Закона Московской области №101\2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» документы, в том числе 21.08.2010 представлен первый финансовый отчет по форме, приведенной в приложении №7 Инструкции, утвержденной Решением Избирательной комиссией Московской области №515 от 12.05.2008. В финансовом отчете имеются реквизиты специального избирательного счета кандидата, приложена банковская справка о поступлении, расходовании и остатке денежных средств на этом счете.

Суд не может согласиться с позицией заявителя о том, что предоставленная банковская справка не отвечает определенной форме, так как Инструкцией №515 форма справки не предусмотрена, предоставленные банком сведения отражают поступление, расходование и остаток денежных средств на специальном избирательном счете кандидата.

В соответствии с п.6.7 Инструкции №515 первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств на специальный избирательный счет избирательного фонда и расходование этих средств, справки об оставшихся средствах или о закрытии специального избирательного счета избирательного фонда, сведения по учету поступления и расходования денежных средств избирательного фонда прилагаются к итоговому финансовому отчету, который предоставляется в избирательную комиссию не позднее чем через 30 дней после официального опубликования результатов выборов.

Содержание первого финансового отчета кандидата Карцова А.А. представитель заявителя в суде не оспаривал.

Среди прочих документов, предоставленных кандидатом Карцовым А.А. в избирательную комиссию в соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» копия паспорта кандидата. Подлинник паспорта был проверен избирательной комиссией. Копирование двух страниц паспорта обусловлено позицией территориальной избирательной комиссии о том, что именно в них содержатся сведения о кандидате (Ф.И.О., дата и место рождения), его регистрации по месту жительства, реквизиты паспорта и сведения об органе, его выдавшем. Предоставить полную копию паспорта избирательная комиссия Карцову А.А. не предложила.

Согласно п.5 Постановление Центризбиркома РФ от 23.03.2007 N 203/1272-4, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

Таким образом, федеральный законодатель в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право кандидатов исправить допущенные ими нарушения в связи с наличием документов оформленных с нарушением требований Федерального закона, при этом избирательная комиссия для реализации данного права в силу п. 1.1 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязана уведомить их об этом.

Нарушив право кандидата Карцова А.А. на внесение изменений и дополнений в представленные документы (п. 1.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"), избирательная комиссия не могла отказать ему в регистрации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Территориальная избирательная комиссия города Электросталь приняла законное и обоснованное решение от 24 августа 2010 года за №72/9 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области Карцова Андрея Анатольевича.

Заявление Закора Игоря Викторовича о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Электросталь Московской области от 24.08.2010 №72/9 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области Карцова Андрея Анатольевича необоснованно и удовлетворению не подлежит

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления Закора Игоря Викторовича о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии города Электросталь Московской области от 24.08.2010 №72/9 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Электросталь Московской области Карцова Андрея Анатольевича - отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья Е.С.Шебашова