Об обязании принять меры к снижению загрязняющих веществ в канализационных сбросах, осуществляемых на станцию городских очистных сооружений, до предельно допустимых норм.



Дело № 2-1273/2010

Р Е Ш Е Н И Е С У Д А

Именем Российской Федерации

27 августа 2010 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шебашовой Е.С., при секретаре Агабековой М.М., с участием старшего помощника прокурора г.Электростали Артановой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Электростали к ОАО «Металлургический завод «Электросталь» об обязании принять меры к снижению загрязняющих веществ в канализационных сбросах, осуществляемых на станцию городских очистных сооружений, до предельно допустимых норм,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Электростали Московской области в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в Электростальский городской суд Московской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Металлургический завод «Электросталь» об обязании принять меры к снижению загрязняющих веществ в канализационных сбросах, осуществляемых на станцию городских очистных сооружений, до предельно допустимых норм.

Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, а также законодательства в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций, охраны водных объектов, обеспечения безопасности водных объектов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.

В результате проверки выявлен ряд фактов, свидетельствующих о нарушениях природоохранного законодательства. Так, МУП «ПТП ГХ» имеет утвержденный проект нормативов предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ в ручей Безымянный реки Марьинка - приток реки Вохны, впадающей в реку Клязьма, и соответствующее разрешение на организованный сброс загрязняющих веществ в реку Марьинка со сроком действия до 27.10.2014 г. за № 47197. Производственный контроль нормативов качества сбросных вод осуществляется ведомственной аккредитованной лабораторией очистных сооружений. (Аттестат аккредитации № РОСС ru. 0001.513247, имеющий срок действия до 28.04.2010 г.). Проверка результатов анализов, проведенных лабораторией, показала, что не все ингредиенты соответствуют утвержденным НДС. Аналогичные превышения имели место в марте-мае месяцах 2010 г. Очистные сооружения были построены по проекту М и находятся в эксплуатации с 1966 г, по схеме полной механической и биологической очистки. Требования к очистке стоков ужесточились, и по данным лабораторных исследований, проведенных в 2009 г. и январе-феврале 2010 г., усматривается, что очистные сооружения не справляются с очисткой в полной мере, поскольку имеет место превышение НДС по 9 ингредиентам из 17, согласно таблице № 1, составленной по запросу прокуратуры начальником ведомственной аккредитованной лабораторией очистных сооружений МУП «ПТП ГХ». Улучшить качество очистки стоков возможно при условии наличия на основных предприятиях города (ОАО «Металлургический завод «Электросталь», Э, ЭХ) локальных очистных сооружений, которых на сегодняшний день не имеет ни одно из них, поэтому сбрасываемые стоки поступают в городскую канализацию со значительным превышением ПДК. Превышение предельно допустимых канализационных сбросов, осуществленных ОАО «МЗ «Электросталь», подтверждается лабораторными исследованиями проб, отобранных в контрольных колодцах. Вопрос о необходимости строительства локальных очистных сооружений в ОАО «МЗ «Электросталь» возник давно, но проблема на сегодняшний день остается нерешенной. Таким образом, ОАО «МЗ «Электросталь» на день проведения прокурорской проверки не выполняются требования ст. ст. 44, 55, 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (в редакции от 27.12.2009), ст. ст. 25, 26, 29, 55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды». Прокурор просил суд обязать администрацию открытого акционерного общества «Металлургический завод «Электросталь» (ОАО «МЗ «Электросталь»), принять меры к снижению предельно допустимых канализационных сбросов на станцию городских очистных сооружений, находящуюся в эксплуатации МУП «ПТП ГХ», до установленных ОАО «МЗ «Электросталь» предельно допустимых норм сбросов путем строительства локальных очистных сооружений.

После согласований с предложениями ответчика прокурором были уточнены исковые требования, они сформулированы следующим образом: обязать администрацию ОАО «Металлургический завод «Электросталь» принять меры к снижению загрязняющих веществ в канализационных сбросах, осуществляемых на станцию городских очистных сооружений, до предельно допустимых норм путем строительства станции обезжелезивания модульного типа со сроком окончания работ и ввода в эксплуатацию в III квартале 2012 года; разделения промышленных стоков от стоков хозяйственной фекальной канализации в СПЦ-4 со сроком окончания работ в I квартале 2011 года; разделения промышленных стоков от стоков хозяйственной фекальной канализации в прокатном цехе №2 на участке травления, железнения и сварки термобиметаллов со сроком окончания работ в декабре 2012 года; разделения промышленных стоков от стоков хозяйственной фекальной канализации в термическом цехе на участке промывки металла в ваннах травления со сроком окончания работ в декабре 2012 года.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Электростали Артанова Л.А. поддержала уточненные требования прокурора, просила иск удовлетворить, дала пояснения аналогичные установочной части решения суда.

В судебном заседании представитель ответчика –Барановский М.А. уточненные исковые требования прокурора признал. Пояснил суду, что имеются незначительные превышения предельно допустимых сбросов. ОАО «Металлургический завод «Электросталь» принимает необходимые меры по снижению количества производственных стоков в хозфекальную канализацию, снижению до уровня предельно допустимых норм сбросов химических элементов, в частности железа, в городскую канализацию. Разработан конкретный план мероприятий на 2010-2012 годы по снижению уровня загрязнений стоков хозяйственной фекальной канализации промышленными стоками ОАО «МЗ «Электросталь», поступающими на городские очистные сооружения МУП «ПТПГХ». То, что просит прокурор, соотносится с планом предприятия. Несмотря на значительные материальные затраты, ОАО «МЗ «Электросталь» будет выполнять запланированные мероприятия. Представитель ОАО «МЗ «Электросталь», главный эколог предприятия Пеньков С.И. также указал, что запланированные мероприятия должны привести к снижению количества сбросов вредных веществ, улучшению экологической обстановки в целом.

Представители третьего лица МУП «ПТПГХ» Семкова И.В., Рубан Л.М. уточненные исковые требования прокурора г.Электростали поддержали. Начальник лаборатории Водоканала Рубан Л.М. пояснила суду, что лаборатория следит за качеством стоков. Выявлялись случаи превышения ПДК. Обсуждали эту проблему с руководителями предприятий. Полагает, что запланированные ОАО «МЗ «Электросталь» мероприятия позволит снизить сбросы вредных веществ.

Выслушав старшего помощника прокурора Артанову Л.А., представителей ответчика ОАО «Металлургический завод «Электросталь» Барановского М.А., Пенькова С.И., представителей третьего лица МУП «ПТПГХ» Семкову И.В., Рубан Л.М., исследовав представленные в материалы дела документы и доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г.Электросталь являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что в результате проверки исполнения природоохранного законодательства, а также законодательства в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций, охраны водных объектов, обеспечения безопасности водных объектов, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, проведенной прокуратурой г.Электростали, выявлен ряд фактов, свидетельствующих о нарушениях природоохранного законодательства.

МУП «ПТП ГХ» имеет утвержденный проект нормативов предельно-допустимого сброса загрязняющих веществ в ручей Безымянный реки Марьинка - приток реки Вохны, впадающей в реку Клязьма, и соответствующее разрешение на организованный сброс загрязняющих веществ в реку Марьинка со сроком действия до 27.10.2014 г. за № 47197. Производственный контроль нормативов качества сбросных вод осуществляется ведомственной аккредитованной лабораторией очистных сооружений. (Аттестат аккредитации № РОСС ru. 0001.513247, имеющий срок действия до 28.04.2010 г.). Проверка результатов анализов, проведенных лабораторией, показала, что не все ингредиенты соответствуют утвержденным НДС, что следует из представленной в дело таблицы. В настоящее время требования к очистке стоков ужесточились, и по данным лабораторных исследований, проведенных в 2009 г. и январе-феврале 2010 г., усматривается, что очистные сооружения не справляются с очисткой в полной мере, поскольку имеет место превышение НДС по 9 ингредиентам из 17, согласно таблице № 1, составленной по запросу прокуратуры начальником ведомственной аккредитованной лабораторией очистных сооружений МУП «ПТП ГХ».

Превышение предельно допустимых канализационных сбросов, осуществленных ОАО «МЗ «Электросталь», подтверждается лабораторными исследованиями проб, отобранных в контрольных колодцах от 18.01.2010, 19.01.2010, 25.01.2010, 08.02.2010, 15.02.2010, 16.02.2010, 25.02.2010, 09.03.2010, 15.03.2010, 16.03.2010, 25.03.2010, 05.04.2010, 15.04.2010, 20.04.2010, 26.04.2010.

Согласно ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод, которое должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ).

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ устанавливаются нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

При этом нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий (ст. 25 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:

требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Согласно ст. 55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты

При эксплуатации производственных объектов должны разрабатываться меры, обеспечивающие соблюдение нормативов допустимых физических воздействий. Запрещается превышение нормативов допустимых физических воздействий.

Таким образом, иск прокурора направлен на понуждение ответчика ОАО «МЗ «Электросталь» к выполнению требований ст. ст. 44, 55, 56 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (в редакции от 27.12.2009), ст. ст. 25, 26, 29, 55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в редакции от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды».

Ответчик с требованиями прокурора, изложенными в уточненном исковом заявлении, согласился.

В силу под.9 п.1 ст.333.36 НК РФ прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождаются от уплаты госпошлины при подаче иска в суд.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. По удовлетворенным требованиям неимущественного характера ответчик-организация уплачивает государственную пошлину в размере, установленном для организации пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, т.е. С.

Руководствуясь ст.ст. 12,56,89,103,194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Электросталь в интересах неопределенного круга лиц кк ОАО «Металлургический завод «Электросталь» об обязании принять меры к снижению загрязняющих веществ в канализационных сбросах, осуществляемых на станцию городских очистных сооружений, до предельно допустимых норм удовлетворить.

Обязать администрацию ОАО «Металлургический завод «Электросталь» (ОАО «МЗ «Электросталь»), расположенного по адресу: <адрес>, принять меры к снижению загрязняющих веществ в канализационных сбросах, осуществляемых на станцию городских очистных сооружений, до предельно допустимых норм путем строительства станции обезжелезивания модульного типа со сроком окончания работ и ввода в эксплуатацию в III квартале 2012 года; разделения промышленных стоков от стоков хозяйственной фекальной канализации в СПЦ-4 со сроком окончания работ в I квартале 2011 года; разделения промышленных стоков от стоков хозяйственной фекальной канализации в прокатном цехе №2 на участке травления, железнения и сварки термобиметаллов со сроком окончания работ в декабре 2012 года; разделения промышленных стоков от стоков хозяйственной фекальной канализации в термическом цехе на участке промывки металла в ваннах травления со сроком окончания работ в декабре 2012 года.

Взыскать с ОАО «Металлургический завод «Электросталь» в доход бюджета государственную пошлину в размере С.

Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение десяти дней.

Судья Е.С.Шебашова

В окончательной форме решения судом принято 01 сентября 2010 года.

Судья: Е.С.Шебашова