О включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии



Р Е Ш Е Н И Е С У Д А Дело № 2-1393/2010

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года город Электросталь

Электростальский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Рыжовой Г. А.,

при секретаре Коршуновой А. О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гостева Валерия Николаевича к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной пенсии,

у с т а н о в и л :

Гостев В. Н., Дата обезличена г. рождения, 09.04.2009 г. обратился в ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», т. е. по Списку № 1.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 26.06.2009 г. (протокол № 25) Гостеву В. Н. в назначении таковой отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа.

Не согласившись с решением ответчика, Гостев В. Н. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области и просил суд приравнять службу в рядах Советской Армии с 21.11.1977 г. по 01.12.1979 г. к работе по Списку № 1; включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 1, период работы с 14.06.1977 г. по 15.11.1977 г. в должности <...> в <...> цехе № Номер обезличен ОАО «Металлургический завод «Электросталь» и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 09.04.2009 г.

В обоснование иска указал, что Комиссия засчитала ему в специальный стаж по Списку № 1 – 07 лет 07 месяцев 02 дня.

Одним из периодов, который ответчик не засчитал в специальный стаж, являлся период с 14.06.1977 г. по 15.11.1977 г. (5 мес. 02 дн.), поскольку его-истца работодатель не включил указанный период в справку, уточняющую особый характер работы или условий труда, необходимые для льготной пенсии по Спискам № 1 или № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10. Однако решением Электростальского городского суда от 30.03.2010 г. его-Гостева иск к ОАО «МЗ «Электросталь» об обязании выдать справку, уточняющую особый характер работы, был удовлетворен. ОАО «МЗ «Электросталь» выдало ему необходимую справку. В связи с чем его специальный стаж по Списку № 1 составляет 08 лет 12 месяцев 04 дня (07 л. 07 мес. 02 дн. /засчитанный ответчиком/ + 05 мес. 02 дня. /неучтенный период работы/).

Кроме того, истец указал, что из Протокола ответчика следует, что к работе по Списку № 1 можно приравнять службу в рядах Советской Армии с 21.11.1977 г. по 01.12.1979 г. (02 г. 00 мес. 10 дн.), в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 г. № 590, т. к. после службы в рядах ВС СССР следует период работы по Списку № 1. Однако ответчик названный период в спецстаж не зачел, т. к. в соответствии с постановлением Минтруда от 17.10.2003 г. № 70 требуемый льготный стаж по Списку № 1 (10 лет) должен быть выработан полностью на 31.12.1991 г.

С позицией ответчика он-истец не согласен, т. к. ранее действовавшее законодательство приравнивало к работе по Списку № 1 службу в рядах ВС СССР при условии работы по Списку № 1 как до службы в ВС СССР, так и после таковой. При поступлении на работу ему было достоверно известно, что период его службы в армии будет приравнен к работе по Списку № 1. Сослался на Постановление КС РФ от 29.01.2004 г. о принципах правовой справедливости и равенства, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, и указал, что при правоприменительной практике следует руководствоваться не постановлением Минтруда, на которое ссылается ответчик, а Постановлением КС РФ.

В судебном заседании истец Гостев В. Н. представил исковое заявление, в котором требования уточнил и просит включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 1, службу в рядах Советской Армии с 21.11.1977 г. по 06.12.1979 г. и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 09.04.2009 г. Обоснование указанных требований истец поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области Финашина Н. И., действующая на основании доверенности от 12.01.2010 г., уточненных требований истца не признала, просила в иске отказать, ссылаясь на отсутствие у истца требуемого специального стажа 10 лет по Списку № 1 и невозможность включения в таковой периода службы истца в рядах Советской Армии, поскольку на дату изменения законодательства - 31.12.1991 г. с учетом периода службы истца в армии его спецстаж составил 5 л. 5 мес. 20 дн., в то время как на названную дату льготный стаж по Списку № 1 должен быть выработан полностью. При наличии у истца имеющегося льготного стажа по Списку № 1 с учетом стажа, подтвержденного упомянутой истцом справкой, выданной на основании судебного решения, истец вправе претендовать на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 1 с понижением возраста, - что им и сделано: 21.09.2010 г. Гостев В. Н. обратился в пенсионный фонд за назначением досрочной пенсии по старости по Списку № 1 с понижением возраста, и решение по этом вопросу еще не принято.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, представленные документы, суд приходит к следующему.

В силу ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20.

Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно записям трудовой книжки Гостев В. Н. с 13.06.1977 г. работал <...> в <...> цехе № Номер обезличен завода «Электросталь» по 15.11.1977 г., когда был уволен по призыву в Советскую Армию; с 01.02.1980 г. по 05.01.1982 г. – работал в <...> цехе № Номер обезличен завода «Электросталь» <...>.

Трудовая книжка содержит запись о периоде службы Гостева в Советской Армии: 21.11.1977 г. по 06.12.1979 г. – на основании военного билета.

Из представленного истцом военного билета Номер обезличен, выданного Электростальским городским военным комиссариатом 15.11.1977 г., видно, что Гостев В. Н., Дата обезличена г. рождения, 21.11.1977 г. призван на действительную военную службу и направлен в часть; 01.12.1979 г. уволен (демобилизован) в запас и направлен в Электростальский ГВК, с обязанием прибыть к месту назначения и встать на воинский учет 06.12.1979 г. Электростальским ГВК Гостев принят на учет 07.12.1979 г., что подтверждено оттиском штампа.

Период службы истца в армии с 21.11.1977 г. по 01.12.1979 г. в специальный стаж Гостева В. Н. ответчиком не засчитан, - что следует из протокола № 25 от 26.06.2009 г. заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.

В период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии с 21.11.1977 г. по 01.12.1979 г. и последующей работы Гостева В. Н. <...> в <...> цехе № Номер обезличен завода «Электросталь» (который зачтен ответчиком в специальный стаж работы истца по Списку № 1) действовали Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" и Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", которое впоследствии фактически утратило силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с подп. «к» п. 109 указанного Положения от 03.08.1972 г. № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалась также служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. "а" п. 16), период, указанный в подп. "к", приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, ранее действовавшее законодательство предусматривало возможность зачета службы в армии в спецстаж в случае, если службе в армии предшествовала работа с вредными условиями труда, или такая работа следовала за службой в армии.

Действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 1, периода службы в армии.

Действительно, положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 г. N 8-П и Определение от 05.11.2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

В то же время, Конституция РФ, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

В Определении от 17.10.2006 г. N 380-О Конституционный Суд РФ указал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.

В соответствии с п. 1 Постановления Минтруда РФ от 17.10.2003 N 70 "Об утверждении разъяснения "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Трудовой книжкой истца, материалами осмотренного в судебном заседании отказного пенсионного дела подтверждено, что по состоянию на 31.12.1991 г. (дату изменения законодательства) требуемый льготный стаж по Списку № 1 (10 лет) с учетом периода службы в Советской Армии Гостевым не выработан, что не оспаривалось и самим истцом.

При таких обстоятельствах и с учетом вышеизложенного оснований для включения в специальный стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 1, периода службы Гостева В. Н. в Советской Армии с 21.11.1977 г. по 01.12.1979 г., не имеется, и исчисление специального стажа работы истца по Списку № 1 должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления досрочной трудовой пенсии по старости.

В соответствии с представленными Гостевым В. Н. в ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением от 09.04.2009 г. о назначении досрочной пенсии по старости документами ответчиком был исчислен специальный стаж истца по Списку № 1 на дату обращения за таковой – 09.04.2009 г. - в размере 7 лет 7 месяцев 2 дней.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку на день обращения за назначением досрочной пенсии по старости по Списку № 1 истцом требуемый 10-летний специальный стаж по Списку № 1 не выработан, оснований для обязания ответчика назначить Гостеву В. Н. указанную пенсию с 09.04.2009 г. не имеется.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска Гостеву В. Н. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Гостеву Валерию Николаевичу в удовлетворении требований к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 1, периода с 21 ноября 1977 года по 06 декабря 1979 года службы в рядах Советской Армии, и назначении досрочной пенсии по старости с 09 апреля 2009 года.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Г. А. Рыжова.

В окончательной форме решение судом принято 18 октября 2010 года.

Судья: Г. А. Рыжова.