Дело №2-1487/2010
Именем Российской Федерации
06 сентября 2010 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шебашовой Е.С., при секретаре Коршуновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисовой Тамары Леонтьевны к ГУ-УПФ РФ №19 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии,
у с т а н о в и л:
Истец Денисова Т.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области и просила обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью в городе не менее 30 лет, периоды работы: с 06.12.1999 по 28.02.2001 в должности <данные изъяты> «32 ЦВМКГ» в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев; с 06.03.1980 г. по 30.04.1981 г. в должности <данные изъяты> в Оперативном отделе ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 01.05.1981 г. по 01.06.1983 г. в должности <данные изъяты> на 33 подстанции ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 13.05.1986 г. по 19.10.1987 г. в должности <данные изъяты> Медсанотдела №; с 01.11.1999 г. по 02.11.1999 в должности <данные изъяты> ЦМСЧ №; с 10.01.1993 г. по 22.01.1993 г. (учебный отпуск); период курсов повышения квалификации с 22.03.2005 г. по 22.04.2005г., и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в городе не менее 30 лет с 30.12.2009 года.
В обоснование своих требований указала, что 30.12.2009 обратилась в ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью в городе не менее 30 лет. Решением комиссии по пенсионным вопросам №12 от 02.04.2010 в назначении указанной пенсии было отказано и в специальный стаж лечебной работы было включено лишь 26 лет 11 месяцев 26 дней. Остальные периоды: с 06.12.1999 по 28.02.2001 в должности <данные изъяты> «32 ЦВМКГ» в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев; с 06.03.1980 г. по 30.04.1981 г. - время работы в должности <данные изъяты> в Оперативном отделе ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 01.05.1981 г. по 01.06.1983 г. в должности <данные изъяты> на 33 подстанции ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 13.05.1986 г. по 19.10.1987 г. в должности <данные изъяты> Медсанотдела №; с 01.11.1999 г. по 02.11.1999 в должности <данные изъяты> ЦМСЧ №; с 10.01.1993 г. по 22.01.1993 г. (учебный отпуск); период курсов повышения квалификации с 22.03.2005 г. по 22.04.2005г., в специальный стаж лечебной деятельности не засчитаны. Отказ считает незаконным.
В судебном заседании истец Денисова Т.Л. поддержали исковые требования в части, просила обязать ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в городе не менее 30 лет периоды работы: с 06.03.1980 г. по 30.04.1981 г. во время работы в должности <данные изъяты> в Оперативном отделе ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 01.05.1981 г. по 01.06.1983 г. в должности <данные изъяты> на 33 подстанции ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 13.05.1986 г. по 19.10.1987 г. в должности <данные изъяты> Медсанотдела №. Пояснила суду, что указанных периодов достаточно для назначения ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в городе не менее 30 лет. Работая в должности <данные изъяты> оперативного отдела ССиНМП им.А.С.Пучкова осуществляла медицинскую деятельность, должна была принимать по телефону вызовы больных, оценить их состояние и передать информацию бригаде на выезд, аналогичную работу выполняла в должности <данные изъяты> Медсанотдела №. В должности <данные изъяты> на 33 подстанции ССиНМП им.А.С.Пучкова оказывала медицинскую помощь на выезде как с врачом, так и самостоятельно в экстренных ситуациях.
Представитель ответчика ГУ-УПФ № 19 по г. Москве и Московской области Ярыгина Т.В., считая заявление Денисовой Т.Л. необоснованным, ссылалась на отсутствие у последней необходимого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. Дала пояснения, аналогичные, изложенным в письменном отзыве на иск.
Исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, заслушав пояснений сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», досрочная пенсия в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения, назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах.
При этом, п. 3 ст. 28 определяет, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Суд считает, что ответчиком неправомерно не включен период работы: с 06.03.1980 г. по 30.04.1981 г. в должности <данные изъяты> в Оперативном отделе ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 01.05.1981 г. по 01.06.1983 г. в должности <данные изъяты> на 33 подстанции ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 13.05.1986 г. по 19.10.1987 г. в должности <данные изъяты> Медсанотдела №, в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной медицинской деятельностью.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 23 октября 1978 г. № 1000 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» станции скорой и неотложной медицинской помощи отнесены к п. 5 раздела I лечебно - профилактические учреждения Номенклатуры.
Согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно -эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических учреждений всех форм собственности имеют право на пенсию за выслугу лет.
Станции скорой медицинской помощи несколько раз переименовывались сначала в станции скорой и неотложной медицинской помощи (подпункт «д» пункта 1 Приказа от 10 июня 1975 г. № 294 по Главному управлению здравоохранения Мосгорисполкома «О внесении изменений в наименования учреждений здравоохранения»), а затем вновь в станции скорой медицинской помощи (Приказ Минздрава СССР от 20 мая 1988 г. № 404 и Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. № 100). При этом суд полагает, что изменение наименования указанных станций действительно не говорит об изменении специфики и характера их деятельности.
Указанные обстоятельства подтверждаются Федеральным законом 115-ФЗ от 05.08.2000 г. "О бюджетной классификации РФ" и Классификатором отраслей народного хозяйства 1 75 018, утвержденным Государственным Комитетом по статистике 01.01.1976 года, действующим по настоящее время, в которых поименованы «станции скорой и неотложной медицинской помощи» (коды 305 и 91515 соответственно), а «станции скорой медицинской помощи» отсутствуют.
Постановлением Минтруда РФ от 03.10.2002 №66 установлено тождество наименования учреждения "станция скорой и неотложной медицинской помощи" наименованию учреждения "станция скорой медицинской помощи", предусмотренному Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 435 от 31.05.2006 года установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Тождественность вида выполняемой деятельности и служебные обязанности выездных врачей и фельдшеров бригад скорой медицинской помощи и бригад скорой и неотложной медицинской помощи подтверждается также сравнением Положения о станции (отделении) скорой и неотложной медицинской помощи, утвержденного приказом Минздрава СССР от 29 декабря 1984 г. N 1490 и Положения об организации деятельности станции скорой медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.1999 г. N 100.
Наименование профессии "выездной фельдшер" носит уточняющий характер, т.е. подтверждает характер работы, которую истица выполняла, будучи фельдшером выездной бригады Станции скорой и неотложной медицинской помощи им.А.С.Пучкова. Поэтому указанную должность при рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении следует считать как работу в качестве фельдшера. Аналогично, следует считать как работу в качестве фельдшера при рассмотрении вопроса о досрочном пенсионном обеспечении, работу истицы в качестве фельдшера-диспетчера и фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде, поскольку она непосредственно связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Как следует из письма Главного врача ССиНМП им.А.С.Пучкова от 09.08.2010 №1-11/547, адресованного суду, должность выездной фельдшер и фельдшер-диспетчер (в дальнейшем в соответствии с Приказом МЗ №693 от 25.06.1981 «О внесении изменений в действующие штатные нормативы медицинского и другого персонала учреждений Здравоохранения» во изменении этой должности введена должность фельдшер по приему и передаче вызовов) относятся к среднему медицинскому персоналу. На должность фельдшер-диспетчер (фельдшер по приему и передаче вызовов) принимались работники, имеющие среднее медицинское образование по специальности фельдшер, успешно сдавшие тесты по медицинской деятельности на уровне образования и опыта работы на Станции скорой помощи. Лица, работавшие в данной должности, выполняли функции, в числе которых: прием, сортировка вызовов по категориям срочности и передаче их бригадам всех типов для исполнения (при приеме вызова работник должен четко задавать нужные вопросы, чтобы поставить больному предварительный диагноз и определить тип направляемой бригады); организовывать, а в случае необходимости лично оказывать медицинскую помощь гражданам, обратившимся на подстанцию; фельдшер-диспетчер в случае производственной необходимости может быть переведен для работы на любую другую подстанцию или отдел как для работы в диспетчерской, так и для работы на выездной бригаде скорой медицинской помощи.
Кроме того, 02.10.2002 г. Постановление Минтруда и социального развития РФ № 69 установило тождество наименования учреждения «медико-санитарный отдел» наименованию «медико-санитарная часть». Хотя данное Постановление и вступило в законную силу с 15.11.2002 года, то есть после Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, оно может быть применимо для включения данного периода в льготный стаж, поскольку функциональное назначение организации не менялось, функциональные обязанности в работе истицы не менялись, она занималась непосредственно медицинской деятельностью по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что периоды работы Денисовой Т.Л. с 06.03.1980 г. по 30.04.1981 г. в должности <данные изъяты> в Оперативном отделе ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 01.05.1981 г. по 01.06.1983 г. в должности <данные изъяты> на 33 подстанции ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 13.05.1986 г. по 19.10.1987 г. в должности <данные изъяты> Медсанотдела №, должны быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение истице досрочной пенсии по старости.
Полагать, что перечень должностей, приведенный в Списке является закрытым, у суда нет оснований, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, которого придерживается УПФ, нарушается предусмотренное Конституцией РФ и иными правовыми актами, равное право граждан на получение пенсии, а именно лица, работавшие в не вошедших в Список должностях, но непосредственно связанных с деятельностью по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях, оказываются в худшем по сравнению с другими гражданами положении, что противоречит основам пенсионного законодательства РФ.
Согласно ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Правовые нормы, ухудшающие положение граждан, не могут распространяться на правоотношения, возникающие до введения в действие данной нормы.
В общей сложности специальный стаж Денисовой Т.Л. по состоянию на 30.12.2009 года уже составил 30 лет.
Таким образом, право на получение досрочной трудовой пенсии у истца Денисовой Т.Л. возникло с момента обращения за пенсией, то есть с 30.12.2009 года.
С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что исковые требования Денисовой Т.Л. о включении периодов работы: с 06.03.1980 г. по 30.04.1981 г. в должности <данные изъяты> в Оперативном отделе ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 01.05.1981 г. по 01.06.1983 г. в должности <данные изъяты> на 33 подстанции ССиНМП им.А.С.Пучкова; с 13.05.1986 г. по 19.10.1987 г. в <данные изъяты> Медсанотдела №, в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии в связи с лечебной деятельностью, подлежат удовлетворению. Пенсия Денисовой Т.Л. должна быть назначена с 30.12.2009 года, то есть с момента возникновения права на досрочную пенсию
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Денисовой Тамары Леонтьевны удовлетворить.
Обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в городе не менее 30 лет периоды работы Денисовой Тамары Леонтьевны:
с 06.03.1980 г. по 30.04.1981 г. в должности <данные изъяты> в Оперативном отделе ССиНМП им.А.С.Пучкова;
с 01.05.1981 г. по 01.06.1983 г. в должности <данные изъяты> на 33 подстанции ССиНМП им.А.С.Пучкова;
с 13.05.1986 г. по 19.10.1987 г. в должности <данные изъяты> Медсанотдела №
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить Денисовой Тамаре Леонтьевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в городе не менее тридцати лет, с 30.12.2009 года.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.С.Шебашова
В окончательной форме решение судом принято 13 сентября 2010 года.
Судья: Е.С.Шебашова