Дело № 2-1241/2010
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
01 ноября 2010 года г. Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Самсоновой А.О., при секретаре Осиповой А.В., с участием истца Долгополова В.Я., представителя ответчика ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области по доверенности Степаковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгополова Владимира Яковлевича к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о признании незаконным отказа в назначении льготной трудовой пенсии по старости, обязании включения периодов в льготный трудовой стаж и понуждении к назначению пенсии,
установил:
Истец Долгополов В.Я. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в особо вредных условиях труда, включения периодов временной нетрудоспособности и периодов нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, в том числе дополнительных отпусках в 1980г., 1982-1985 гг., 1989-1994 гг. в спецстаж, дающий право на назначение льготной трудовой пенсии и понуждении назначению пенсии с 27.01.2010 года.
В обоснование своих требований истец указал, что 27.01.2010 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой с особо вредными условиями труда в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Решением ответчика от 09.04.2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа 5 лет. Он считает данное решение ответчика необоснованным и неправомерным и нарушающим его права и законные интересы по следующим основаниям. Согласно ст. 16 Закона от 21.11.1995 года " 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" лицам, работавшим на объектах использования атомной энергии, гарантировано право на социальные гарантии за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска, в том числе и на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со Списком № 1 (код №), утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение". Право на досрочную пенсию имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня, под которым понимается выполнение работы не менее 80 % рабочего времени, и в него включается выполнение работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж исчисляется им по фактически отработанному времени, и в него засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. При этом работа истца была связана не с сокращением объемов производства, а была обусловлена специфическим характером самой работы. В связи с чем полагает, что ссылка ответчика на п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости несостоятельна, поскольку не ограничивает включение в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительного отпусков.
Впоследствии истцом были дополнены исковые требования: просил включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 05.01.1979 года по 24.01.1979 года в особо вредных условиях в качестве инженера на <адрес> АЭС.
В судебном заседании истец Долгополов В.Я. полностью поддержал уточненные исковые требования, от требований в части включения периодов временной нетрудоспособности и периодов нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, в том числе дополнительных отпусках в 1980г., 1982-1985 гг., 1989-1994 гг. в спецстаж, дающий право на назначение льготной трудовой пенсии, отказался. В данной части производство по делу прекращено.
В судебном заседании представитель ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области Степакова О.В. пояснила, что истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием у него требуемого льготного стажа, в связи с перерасчетом ответчиком стажа истца, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями работы, для необходимого для назначения трудовой пенсии стажа 5 лет истцу не хватает 18 дней. Возражала против включения периода работы истца с 05.01.1979 года по 24.01.1979 года в особо вредных условиях в качестве инженера на <адрес> АЭС, поскольку данный период не рассматривался комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, дала пояснения, аналогичные представленному в суд отзыву на исковое заявление.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства, заслушав показания свидетелей, суд приходит к следующему.
Согласно ФЗ № 173 –ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», право на назначение досрочной пенсии законодатель связывает с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. В частности, устанавливается право на досрочное получение трудовой пенсии в связи с длительной работой с вредными и тяжелыми условиями труда.
В соответствии со ст. 27 п. 1 п.п. 1 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 5 лет и имеют страховой стаж не мене 20 лет.
09.04.2010 года решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области истцу Долгополову В.Я. было отказано в назначении досрочной пенсии в виду отсутствия требуемого специального стажа, что подтверждается протоколом заседания комиссии, представленным в материалы дела.
Согласно приказу № от дата года личным карточкам формы Т-2, представленным ОАО ФИО7 Долгополов В.Я. был принят на работу дата года в должности инженера в участок наладки ТАИ (тепловой автоматики и измерений).
Согласно должностной инструкции инженера участка тепловой автоматики и измерений (ТАИ) наладочно-монтажного управления, направленного для выполнения работ на атомные электростанции, утвержденной начальником Участка ФИО7, инженер ТАИ при командировании на АЭС выполняет работы в условиях действующего технологического оборудования, в том числе действующего реактора (при наличии ионизирующих излучений с оформлением специальных нарядов-допусков). Работы выполняются в период проведения пусковых операций и вывода реактора на минимально-контролируемый уровень, в период комплексного опробования и вывода на проектную мощность, в период нормальной эксплуатации энергоблока и в период выполнения планово-предупредительных ремонтов и других ремонтных работ. Работы ведутся в течение полного рабочего дня. Учет работы в зоне ионизирующих излучений ведется по табелям учета рабочего времени в соответствии с установленным порядком регистрации и учета для списка работников АЭС категории А.
В соответствии с приказом № от 28.12.1978 года МНУ треста ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ в связи с значительным увеличением объемов пусконаладочных работ в Белоруссии, Поволжье и ряде северных областей РФ на базе участков ЭТО и ТАИ были организованы самостоятельные наладочные участки, в связи с чем наладочным участкам управления были присвоены наименования, в том числе и <адрес> специализированному участку по наладке тепловой автоматики и измерений, за которым была закреплена территория, в том числе, <адрес>.
Согласно табелю учета использования рабочего времени в особо вредных условиях за январь 1979 года МНУ "ЭЦМ" участка наладки ТАИ на <адрес> атомная электростанция) истец Долгополов В.Я. в период с 05.01.1979 года по 24.01.1979 года в течение полного рабочего дня работал инженером в особо вредных условиях труда. Исполнение должностных обязанностей Долгополовым В.Я. проходило в зоне строгого режима (ионизирующих излучений) – радиационной вредности в течение полного рабочего времени, что подтверждается также картами условий труда на рабочем месте.
Сообщением директора <адрес> от14.12.1995 года подтверждается, что до ввода в действие 1-го блока <адрес> АЭС (до 1976 года) в особо вредных условиях персонал не работал. Персонал АО ФИО7 (привлеченный к наладочным работам на действующих блоках) работает в тех же условиях, что и персонал основных цехов <адрес> АЭС в зависимости от оборудования, где производятся ремонтные работы. Персонал <адрес> АЭС на действующих блоках пользуется льготным пенсионным обеспечением по списку № 1, в том числе, в цехе ТАИ, если это подтверждено табелем учета рабочего времени.
Письмом Главного инженера <адрес> от 11.11.1999 года подтверждается, что персонал ОАО ФИО7 выполнял работы на 1-4 блоках <адрес> АЭС с начала строительства по 1997 год. Работы велись на основании долгосрочных договоров, заключавшихся на время строительства до ввода в действие блоков и последующей эксплуатации на производство пуско-наладочных работ, по реконструкции, модернизации, ремонту оборудования. Работы выполнялись инженерами, техниками и наладчиками по наладке и испытаниям на технологическом оборудовании, системах управления, вентиляции, системах технологического и радиационного контроля в цехах АЭС в условиях радиационной вредности на действующих блоках. Они имели допуск ГАН, стояли на дозиметрическом контроле. Учет их работы в условиях радиационной вредности велся за фактически отработанное время, что подтверждается табелями учета рабочего времени в особо вредных условиях.
Согласно санитарно-гигиенической экспертизе условий труда, проведенной специалистами промышленно-санитарной лаборатории ЦГСЭН <данные изъяты> при Министерстве здравоохранения РФ в помещениях, цехах на <адрес> АЭС, работники ОАО ФИО7 выполняют пуско-наладочные, ремонтные работы и работы по модернизации в помещениях <адрес> в условиях радиационной вредности, Они соответствуют списку № 1 (код №) производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Также к экспертизе имеются примечания, что специалистами ПСЛ ЦГСЭН № ведется контроль и наблюдение за условиями труда и радиационной безопасности на <адрес> с 1976 года. Уровень ионизирующего излучения в помещениях <адрес> на протяжении всех лет значительно не менялся.
Рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые на эксплуатации, ремонте и наладке технологического оборудования, вентиляции, систем управления, приборов технологического и радиационного контроля, на работах по выводу из эксплуатации атомных реакторов различного назначения и атомных станций в условиях радиационной вредности имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что подтверждается Списком № 1 (код №), утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Таким образом, судом установлено, что истец Долгополов В.Я. работал инженером с 05.01.1979 года по 24.01.1979 года на <адрес> АЭС в особо вредных условиях труда в течение полного рабочего времени, что позволяет сделать вывод о том, что данный период подлежит включению в стаж Долгополова В.Я., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, учитывая документы, представленные истцом, подтвеждающие льготный стаж для назначения досрочной пенсии, а также дополнительно учитывая период работы истца с 05.01.1979 года по 24.01.1979 года, суд находит доказанным, что истец имел требуемый льготный стаж для назначения досрочной пенсии к моменту своего обращения в ГУ-УПФ РФ № 19 за назначением льготной пенсии.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Из материалов дела видно, что с заявлением о назначении пенсии Долгополов В.Я., дата рождения, обратился 27 января 2010 года по достижению возраста 55 лет. Таким образом, право на досрочную пенсию у Долгополова В.Я. возникло с 27.01.2010 года.
При этом суд полагает необходимым отказать Долгополову В.Я. в удовлетворении требований о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области от 09.04.2010 года об отказе ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку, как установлено в ходе рассмотрения дела, истец при обращении в ГУ УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости не заявлял о периоде работы в особо вредных условиях труда с 05.01.1979 года по 24.01.1979 года и, соответственно, не представлял подтверждающих документов, и работниками Пенсионного фонда проверка по данному периоду работы истца не проводилась. Без вышеуказанного периода при подсчете фактически отработанного времени в особо вредных условиях труда льготного стажа было недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Долгополова Владимира Яковлевича удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в льготный стаж Долгополова Владимира Яковлевича период работы в особо вредных условиях труда с 05.01.1979 года по 24.01.1979 года в качестве инженера на <адрес> Атомной Электростанции.
Обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области назначить Долгополову Владимиру Яковлевичу досрочную трудовую пенсию по старости с 27 января 2010 года.
В удовлетворении иска в части признания незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области от 09.04.2010 года об отказе Долгополову Владимиру Яковлевичу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2010 года.
Судья: подпись.
Решение вступило в законную силу"23" ноября 2010 года.