Именем Российской Федерации 21 февраля 2011 года город Электросталь Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Г. А., при секретаре Коршуновой А. О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савельева Александра Николаевича к ГУ-УПФ РФ №19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в стаж педагогической деятельности и назначении досрочной пенсии по старости, у с т а н о в и л: 01.10.2010 г. Савельев А. Н., <дата> г.рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ №19 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 19.11.2010 г. решением Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ № 19 по г.Москве и Московской области отказала Савельеву А. Н. в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа (протокол №). Не согласившись с решением Комиссии, Савельев А. Н. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области и просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды его работы: с 18.04.1985 г. по 12.07.1987 г. - в должности <должность> СДЮСШОР МОС ДСО «Труд»; с 13.07.1987 г. по 19.09.1987 г. - в должности <должность> СДЮСШОР МОС ВДСО «Спартак»; с 20.9.1987 г. по 23.09.1994 г. и с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г. – в должностях <должность> и <должность> Детской спортивной школы Ногинского городского отдела народного образования; с 01.11.1999 г. по 31.12.2003 г. в должности <должность> МУ ДО «Детская юношеская спортивная школа»; с 01.01.2004 г. по 31.08.2007 г. в должности <должность> МОУ ДОД «ДЮСШ»; с 01.09.2007 г. по 31.12.2009 г. в должности <должность> МОУ ДОД «ДЮСШ «Лидер» (по совместительству), и назначить пенсию с 01.10.2010 г. В обоснование требований указал, что имеет требуемый 25-летний стаж педагогической деятельности, т. к. независимо от изменения наименования спортивных школ учреждения, в которых он работал, и его работа в должности <должность> не изменялись. В судебном заседании истец Савельев А. Н. и его представитель Сергеева Н. К., действующая на основании доверенности от 15.12.2010 г., исковые требования поддержали. Пояснили, что исчисление педагогического стажа истца должно производиться в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в соответствии с которым вне зависимости от наименования спортивных школ периоды работы в них подлежат включению в специальный стаж; во все спорные периоды работы истец работал <должность>, работал с детьми; имел педагогическую нагрузку; за свою работу имеет награды; в период работы директором спортивной школы «Лидер» истец также имел педагогическую нагрузку, работая <должность> по совместительству, указанный период также подлежит включению в стаж, поскольку необходимое требование о выработке 16 лет 8 месяцев им соблюдено. Представитель ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области Финашина Н. И., действующая на основании доверенности, требований истца не признала, просила в иске отказать, поддержав доводы представленного суду отзыва на иск; указала, что органы пенсионного фонда не наделены правом расширительного толкования норм пенсионного законодательства; не оспаривала, что истец в спорные периоды занимался педагогической деятельностью в учреждениях для детей. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и представленные документы, обозрев отказное пенсионное дело, оценив доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 ст. 27 указанного закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 1-21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с п. 9 ст. 30 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 г. применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 право на льготное пенсионное обеспечение установлено директорам, тренерам-преподавателям детско-юношеских спортивных школ всех наименований; специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Согласно п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, при наличии следующих условий: на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в указанных должностях не менее 16 лет 8 мес. и у лица имеется факт работы, независимо от продолжительности, в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях, указанных в вышеназванном списке. Согласно п. 8 «в» указанных Правил в стаж работы засчитывается работа в должности директора за период до 1 ноября 1999 г. Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам - статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 (утратил силу с принятием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781) предусматривались должность тренера-преподавателя и учреждение - детско-юношеская спортивная школа. Как видно из решения от 19.11.2010 г. (протокол №) Комиссия исчислила специальный стаж истца – 03 года 10 месяцев – с 01.01.1996 г. по 31.10.1999 г. в должности <должность> МУ ДО «Детская юношеская спортивная школа»; и не включила в специальный стаж периоды работы Савельева А. Н.: с 18.04.1985 г. по 12.07.1987 г. - в должности <должность> СДЮСШОР МОС ДСО «Труд»; с 13.07.1987 г. по 19.09.1987 г. - в должности <должность> СДЮСШОР МОС ВДСО «Спартак» - со ссылкой на то, что в п. 5 Правил от 22.09.1999 г. № 1067 и п. 13 Правил от 29.10.2002 г. № 781 учреждения СДЮСШОР, СДЮШОР не поименованы, как структурные подразделения организаций, не являющихся государственными или муниципальными; периоды с 20.09.1987 г. по 23.09.1994 г. и с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г. – в должностях <должность> и <должность> Детской спортивной школы Ногинского городского отдела народного образования – со ссылкой на Списками от 06.09.1991 № 463, от 22.09.1999 г. № 1067 и от 29.10.2002 г. № 781 учреждение «Детская спортивная школа» не поименовано; периоды с 01.11.1999 г. по 31.12.2003 г. в должности <должность> МУ ДО «Детская юношеская спортивная школа»; с 01.01.2004 г. по 31.08.2007 г. в должности <должность> МОУ ДОД «ДЮСШ»; с 01.09.2007 г. по 31.12.2009 г. в должности <должность> и по совместительству <должность> (с 03.09.2007 г. с нагрузкой 18 часов в неделю) МОУ ДОД «ДЮСШ «Лидер», - поскольку не выполнено требование п. 12 Правил от 29.10.2002 г. № 781, и на 01.01.2001 г. не имеется стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке продолжительностью не менее 16 лет 8 мес. Период работы с 01.09.2007 г. по 31.12.2009 г. в должности <должность> и по совместительству <должность> (с 03.09.2007 г. с нагрузкой 18 часов в неделю) МОУ ДОД «ДЮСШ «Лидер» также не засчитан со ссылкой на п. 8в Правил от 29.10.2002 № 781 (работа <должность> засчитывается в спецстаж за период до 01.11.1999 г.) и со ссылкой на Постановление Минтруда и соцразвития от 30.06.2003 № 41 (не считается совместительством педагогическая работа в одном и том же учреждении дополнительного образования детей с дополнительной оплатой). С данными выводами комиссии суд согласиться не может. Право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. В п. 9 Постановления от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и подп. 7-13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При разрешении споров по вопросу включения в стаж педагогической деятельности периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными, следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29.11.1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу ч. 2 ст. 8, ч. 1 и ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 и ч. 3 ст. 37, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Учитывая это, а также принимая во внимание, что, сохраняя для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в государственных или муниципальных учреждениях, льготные условия назначения трудовой пенсии по старости, законодатель не предусмотрел соответствующий правовой механизм, гарантирующий гражданам, занятым такой же по своим условиям и характеру профессиональной деятельностью, но в негосударственных учреждениях для детей защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста аналогичным образом или с использованием других адекватных досрочному выходу на пенсию правовых средств, до установления соответствующего правового механизма педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подп. 10-12 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права этих лиц на социальное обеспечение и тем самым нарушит предписания ч. 1 и ч. 2 ст. 19, ч. 1 и ч. 2 ст. 39 и ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ (п. 10 названного Постановления от 20.12.2005 N 25). Из представленной в подтверждение трудового стажа трудовой книжки Савельева А. Н. усматривается, что в спорные периоды он работал: с 18.04.1985 г. по 12.07.1987 г. в должности <должность> СДЮСШОР по борьбе дзюдо МОС ДСО «Труд»; с 13.07.1987 г. по 19.09.1987 г. в должности <должность> СДЮШОР по борьбе дзюдо ВДФСО «Спартак»; с 20.09.1987 г. по 05.09.1989 г. – <должность> по борьбе дзюдо в ДЮСШ Ногинского гор. отдела народного образования, а с 06.09.1989 г. по 31.07.2007 – в должности <должность> указанной ДЮСШ (впоследствии, с 09.10.1995 - МУ ДО ДЮСШ, с 04.12.2003 г. – МУ ДОД ДЮСШ; с 12.12.2006 – МОУ ДОД ДЮСШ); с 01.08.2007 г. и по настоящее время – <должность> МОУ ДОД «ДЮСШ «Лидер», являющегося муниципальным учреждением дополнительного образования детей и осуществляющего образовательную деятельность (что подтверждается Уставом). Суд учитывает, что Детско-юношеские спортивные школы всех видов входили в номенклатуру внешкольных учреждений, утв. Приказом министра просвещения СССР от 12.01.1976 г. № 10, подразделялись на две категории: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮШОР), и создавались в системе Министерства просвещения СССР, профсоюзов, других ведомств и организаций. Факт выполнения работ в указанных в трудовой книжке истца должностях в детско-юношеских спортивны школах независимо от их наименования, наличие педагогической нагрузки и работа исключительно с детьми представителем ответчика не оспариваются, подтверждаются также представленными суду доказательствами: письмом зам. председателя государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 28.12.95 г. № 1588-ИТ, удостоверением тренера №, выданного Комитетом по физической культуре и спорту Мособлсовета истцу-мастеру спорта СССР 20.02.1990 г., окончившему ГЦОЛИФК в 1989 г., имеющему стаж тренерской работы с 1985 г.; «журналами учета работы спортивной секции» <должность> Савельева П. Н. СДЮШОР по дзюдо ДСО «Труд» за 1985 г. учебных групп начальной подготовки – 1 года обучения (в которых поименованы воспитанники г. Ногинска и г. Электростали 1973-1976 годов рождения); «социалистическими обязательствами» на 1985 г. тренеров-преподавателей указанной спортивной школы; публикацией в газете в рубрике «Спорт» о работе <должность> Электроуглинской ДЮСШ Савельева А., грамотами, благодарственным письмом и содержащимися в трудовой книжке записями о награждении истца за подготовку победителей на турнирах по дзюдо в различных весовых категориях, за активное участие и добросовестное отношение к подготовке административной базы ДЮСШ к новому учебному году, за подготовку команды-победителя Летней спартакиады школьников Московской области 2007 г. - за период 1999-2009 г.г.; приказами за 2007, 2008 и 2009 г. о работе <должность> МОУ ДОД ДЮСШ «Лидер» Савельева А. Н. <должность> по дзюдо, по совместительству, с нагрузкой 18 часов в неделю; тарификационными списками МОУ ДОД ДЮСШ «Лидер», в которых истец обозначен как <должность>, с указанием ставки и зарплаты по этой должности, а также – как <должность> с указанием ставки, педагогической нагрузки, зарплаты за ставку; актами ответчика документальных проверок периодов работы истца от 28.02.2007 г., от 24.10.2008 г., от 22.11.2010 г. Таким образом, характер и специфика, условия осуществляемой истцом работы, выполняемые им функциональные обязанности, обеспечивавшиеся учебно-тренировочным и воспитательным процессом, развитием физических и интеллектуальных способностей детей, совершенствованием их двигательной активности и формированием здорового образа жизни, адаптации к изменяющимся условиям существования посредством физического воспитания, физической подготовки, физического развития и спортивной деятельности, свидетельствуют о том, что истец занимался в спорные периоды именно педагогической деятельностью на условиях полной занятости в учреждениях для детей, что подтверждено бесспорными доказательствами. При таких обстоятельствах, спорные периоды работы истца с 18.04.1985 г. по 12.07.1987 г. - в должности <должность> СДЮСШОР МОС ДСО «Труд»; с 13.07.1987 г. по 19.09.1987 г. - в должности <должность> СДЮСШОР МОС ВДСО «Спартак»; с 20.09.1987 г. по 23.09.1994 г. и с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г. – в должностях <должность> и <должность> Детской спортивной школы Ногинского городского отдела народного образования; с 01.11.1999 г. по 31.12.2003 г. в должности <должность> МУ ДО «Детская юношеская спортивная школа»; с 01.01.2004 г. по 31.08.2007 г. в должности <должность> МОУ ДОД «ДЮСШ»; с 01.09.2007 г. по 31.12.2009 г. в должности <должность> МОУ ДОД «ДЮСШ «Лидер», - подлежат включению в стаж педагогической деятельности Савельева А. Н. При таких обстоятельствах несостоятелен довод ответчика об отсутствии у истца на 01.01.2001 г. стажа работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью 16 лет 08 месяцев. Относительно периода работы истца с 01.09.2007 г. по 31.12.2009 г. в должности <должность> и по совместительству <должность> МОУ ДОД «ДЮСШ «Лидер» суд учитывает п. 1 Постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", в соответствии с которым категории педагогических работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения) (подп. «а»); при этом продолжительность работы по совместительству категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать: для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели; для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю (подп. «б»). В указанный спорный период работы истец осуществлял регулярную оплачиваемую работу в должности <должность>, имел педагогическую нагрузку, превышающую нагрузку некоторых других тренеров-преподавателей, имел и соответствующую оплату, но не дополнительную оплату, за свой труд (что подтверждено упоминавшимися выше приказами и тарификационными списками), - в связи с чем ссылка ответчика на подп. «е» п. 2 указанного Постановления от 30.06.2003 N 41 не может быть принята судом. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Из материалов дела видно, что с заявлением о назначении пенсии Савельев А. Н. обратился 01.10.2010 г. На день обращения за назначением пенсии необходимый 25-летний педагогический стаж истцом выработан. Таким образом, пенсия Савельевну А. Н. должна быть назначена с 01.10.2010 г. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : иск Савельева Александра Николаевича удовлетворить. Обязать ГУ-УПФ РФ № 19 по г. Москве и Московской области включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы Савельева Александра Николаевича: с 18.04.1985 г. по 12.07.1987 г. - в должности <должность> СДЮСШОР МОС ДСО «Труд»; с 13.07.1987 г. по 19.09.1987 г. - в должности <должность> СДЮСШОР МОС ВДСО «Спартак»; с 20.09.1987 г. по 23.09.1994 г. и с 01.01.1995 г. по 31.12.1995 г. – в должностях <должность> и <должность> Детской спортивной школы Ногинского городского отдела народного образования; с 01.11.1999 г. по 31.12.2003 г. в должности <должность> МУ ДО «Детская юношеская спортивная школа»; с 01.01.2004 г. по 31.08.2007 г. в должности <должность> МОУ ДОД «ДЮСШ»; с 01.09.2007 г. по 31.12.2009 г. в должности <должность> МОУ ДОД «ДЮСШ «Лидер», и назначить пенсию с 01 октября 2010 года. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Электростальский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: Г. А. Рыжова. В окончательной форме решение судом принято 09 марта 2011 года. Судья: Г. А. Рыжова.